18 ноября 2025 года в Российской академии образования (г. Москва, ул. Погодинская, д. 8) прошел научно-методический семинар с мастер-классом «Интеграция изобразительной деятельности обучающихся в образовательную модель школы, как форма визуального научного познания окружающей действительности и реальной картины мира».
Мероприятие было организовано Художественно-графическим факультетом Института изящных искусств Московского педагогического государственного университета (ХГФ ИИИ МПГУ) совместно с Отделением общего среднего образования Российской академии образования, при поддержке ведущих научно-педагогических и художественных вузов страны.
Семинар объединил представителей научного и педагогического сообществ: ученых, педагогов, методистов, руководителей образовательных организаций, преподавателей системы высшего и среднего профессионального образования, учителей общеобразовательных школ и учреждений системы дополнительного образования, а также аспирантов и студентов.
Основной целью мероприятия являлось обсуждение роли изобразительного искусства, как средства визуального научного познания и демонстрация практических инструментов его интеграции в междисциплинарные образовательные практики.
В рамках программы состоялась презентация выставки «Наука и искусство», где были представлены работы учащихся школ № 548, № 504, № 1955 и школы «Перспектива», демонстрирующие их научно-художественное осмысление окружающего мира.
Научное руководство семинаром осуществляли:
— Ломов Станислав Петрович, академик РАО и РАХ, научный руководитель Художественно-графического факультета Института изящных искусств МПГУ
— Руднев Иван Юрьевич, доцент РАО, заведующий кафедрой методики преподавания изобразительного искусства имени Н.Н. Ростовцева ХГФ ИИИ МПГУ.
В ходе пленарной части с приветственными словами выступили:
— Зубрилин Константин Михайлович, декан Художественно-графического факультета МПГУ представил доклад на тему «Взаимодействие школы и вуза»;
— Чистов Павел Дмитриевич, декан факультета изобразительного искусства и народных ремёсел Государственного университета просвещения;
— Рощин Сергей Павлович, доктор педагогических наук, профессор, профессор департамента изобразительного, декоративного искусств и дизайна Института культуры и искусств ГАОУ ВО МГПУ.
В рамках научной программы были представлены доклады, освещающие ключевые аспекты интеграции визуального творчества в систему школьного образования:
— Карев Борис Анатольевич, академик РАО, МПГУ — «Приёмы цифровой визуализации в предметно-информационных блоках школьных дисциплин»;
— Медведев Леонид Георгиевич, академик РАО, МПГУ — «Рисование с натуры как основа изобразительной грамоты»;
— Хворостов Дмитрий Анатольевич, член-корреспондент РАО, ФГБОУ «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева» — «Визуальное познание окружающей действительности школьниками средствами современного дизайна»;
— Курбатова Наталья Викторовна, доцент кафедры методики преподавания изобразительного искусства имени Н.Н. Ростовцева ХГФ ИИИ МПГУ — «Обучающий аспект олимпиады школьников по изобразительному искусству»;
— Долгоаршинных Нелли Владимировна, Корпоративный университет развития образования, Московская область) — «Особенности рисования с натуры в общеобразовательной школе»;
— Игнатьев Сергей Евгеньевич, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры методики преподавания изобразительного искусства имени Н.Н. Ростовцева ХГФ ИИИ МПГУ.
— Барциц Рауф Чинчорович, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой рисунка ХГФ ИИИ МПГУ.
— Руднев Иван Юрьевич, доцент РАО, заведующий кафедрой методики преподавания изобразительного искусства имени Н.Н. Ростовцева ХГФ ИИИ МПГУ — «Цифровые образовательные технологии в сфере изобразительного искусства»;
Завершающим элементом программы стал мастер-класс «Искусство быстрого рисунка», проведенный художественным руководителем школы № 548, заслуженным учителем РФ Геннадием Владимировичем Соколовым в сочетании с научным сообщением на тему: «Возможности и скрытые ресурсы учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе». В ходе практической части участники мероприятия получили возможность на практике освоить методы визуального анализа и синтеза образа, основанные на принципах научного наблюдения и художественной интерпретации.
В заключительной части семинара были подведены итоги работы и определены перспективные векторы развития взаимодействия и сотрудничества между научным сообществом, общеобразовательными учреждениями и высшей школой. По итогам обсуждения была принята резолюция, в которой зафиксированы ключевые тезисы, определяющие конкретные шаги по реализации поручений Президента Российской Федерации в отношении предмета «Изобразительное искусство» в массовой школе: включение ИЗО во Всероссийскую олимпиаду школьников, закрепление на законодательном уровне формата проведения занятий по подгруппам, создание современных универсальных художественных мастерских и организация школьных выставочных пространств.
Проведенный семинар представляет собой значимый этап в развитии междисциплинарных подходов в школьном образовании, на практике подтвердив дидактический потенциал изобразительной деятельности, как эффективного инструмента формирования у обучающихся целостной научной картины мира.
Студентка ХГФ ИИИ МПГУ Элла Фомина, присутствующая на семинаре, оставила свой отзыв:
Семинар, организованный экспертами и преподавателями художественно-графического факультета МПГУ на площадке Российской академии образования, продемонстрировал высокий уровень профессионализма и вызвал значительный интерес у участников.
Высокий уровень организации проявлялся буквально с первых минут: на входе каждый участник получил папку с программой семинара, блокнотом и карандашом, что обеспечило комфортные условия для продуктивной работы. Очень приятно было увидеть выставленные по периметру зала творческие работы школьников, чьи педагоги активно участвовали в мероприятии. Эта наглядная демонстрация практических результатов помогла создать уютную атмосферу единства теории и практики. Основной темой семинара стало обсуждение сохранения уроков изобразительного искусства в школьных программах и адаптации учебного пространства для его полноценного проведения. Каждый спикер делился не просто докладом, а личной позицией и искренней заинтересованностью в общем деле. Полный зал слушателей свидетельствовал о важности поднятых проблем. Отдельно хочется отметить профессиональную организацию онлайн-трансляции, позволившую принять участие всем заинтересованным докладчикам и слушателям независимо от местонахождения. Завершил семинар яркий мастер-класс от талантливого педагога, руководителя художественного направления школы №548, Геннадия Владимировича Соколова. Его творческое занятие помогло участникам не только отдохнуть после насыщенной программы, но и почувствовать свою причастность к искусству. Выражаем глубокую благодарность художественно-графическому факультету за организацию столь значимого события. Было невероятно ценно услышать мнение профессионалов, которые десятилетиями преданы своему делу и продолжают развивать художественное образование, бережно храня традиции прошлого.
Фото А.В. Рузаев

































