«…Недостаточно только иметь хороший разум, но главное – это хорошо применять его».
Рене Декарт (1596–1650), выдающийся французский математик и философ.
25 октября 2019 г. состоялось второе занятие участников проекта «Школа молодого педагога» в рамках раздела «Учись мыслить смолоду» (и четвёртое по счёту) по основам теории правильного мышления. В начале встречи был рассмотрен вопрос о том, как связаны знания, умения и навыки вообще и знания о правильном мышлении с умением и навыками правильно мыслить в частности. Очевидным стал вывод о необходимости максимально частого, регулярного применения логических процедур в учебной практике и повседневной жизни, необходимости выполнять максимальное количество заданий, предлагаемых в рамках курса, для тех, кто хочет добиться существенных успехов в совершенствовании собственного мышления, будь то сами студенты или их будущие ученики.
Следующим важным моментом обсуждения стало соотношение восприятия, представления и понятийного освоения объекта изучения при использовании в учебном процессе наглядных материалов. Что ВИДИТ учащийся, рассматривая фотографию неолитического серпа, что он при этом ПОНИМАЕТ и что он ДОЛЖЕН ПОНЯТЬ в процессе урока? Как соотносится образ русского дружинника, формирующийся на основе корректной иллюстрации-реконструкции, и понятия «дружинник», «дружина»? Как одно слово меняет наше понимание видимого и само видение? Эти вопросы находились в центре внимания на занятии, которое проводил доцент кафедры истории России ИИиП МПГУ, к.и.н. В.В. Горский.
Как обычно, большой интерес вызвали вопросы, предлагающие навести определённый порядок при помощи логических процедур в мыслях о, казалось бы, очевидной повседневности, по поводу которых человек, как правило, не рефлексирует, ограничиваясь «интуитивным пониманием». Например: как соотносятся объёмы таких понятий как женщина (А), дочь (Б), мать (В) и бабушка (Г)? Сам факт осознания непонимания того, что кажется совершенно ясным, является благодетельным и открывает путь к новым уровням развития мысли.
На следующем занятии (8 ноября, 5 пара, сбор у аудитории 309) будут рассмотрены вопросы, которые позволят участникам проекта, призванного подготовить тех, кто умеет думать и умеет учить думать лучше понять, что собой представляет логическая процедура определения и какую роль она играет в процессе освоения мира сознанием как в ходе научного исследования, так и в процессе образования учащихся.
И.С. Пинчукова