16 мая 2023 г. доцент кафедры психологической антропологии Института детства, кандидат психологических наук Екатерина Вячеславовна Трифонова выступила с докладом на II Всероссийской научно-практической конференции «Векторы развития современного образования дошкольников в школе искусств. Территория инноваций». Конференция состоялась в ГБУДО г. Москвы «Детская школа искусств “Центр”».
Доклад Е.В. Трифоновой на тему «Одаренность и способности. Уместно ли ставить знак равенства?» затрагивал одну из актуальных проблем, связанную не только с областью психолого-педагогического знания, но и с экономическими запросами современности. Так, в «Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов» заявлено: «Современная экономика всё больше нуждается в специалистах, обладающих глубокими знаниями и способных к новаторству, поэтому работа по выявлению и развитию молодых талантов, основанная на лучшем историческом опыте и наиболее успешных современных образцах, – необходимый элемент модернизации экономики России». Готов ли способный ребенок к новаторству или он всего лишь высокоэффективный реализатор уже поставленных задач? Обладает ли одаренный ребенок должным уровнем способностей? Как распознать одаренность, если в Рабочей концепции одаренности она определяется как «возможность» достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов? Как понять, есть ли у ребенка эта «возможность», если он пока не смог победить на конкурсе или занять призовое место на олимпиаде? На примерах жизненного пути талантливых детей слушатели конференции определяли важные маркеры детской одаренности, качественных отличий одаренного и способного ребенка.
Методология доклада Е.В. Трифоновой опиралась на основные положения теории одаренности доктора психологических наук, профессора, сотрудника кафедры психологической антропологии, Дианы Борисовны Богоявленской, юбилейный научно-методологический семинар которой на этой неделе пройдет в МПГУ.