28 сентября в Минобрнауки России впервые прошло объединенное заседание Совета Министерства образования и науки Российской Федерации по вопросам образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов и Рабочей группы по дошкольному и общему образованию Комиссии при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов.
Заседание провела Министр образования и науки Российской Федерации О.Ю. Васильева.
В своем вступительном слове Министр напомнила, что первый межведомственный комплексный план по вопросам организации инклюзивного дошкольного и общего образования и создания специальных условий для получения образования детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья был разработан в 2015 году.
По словам Ольги Юрьевны, его реализация позволила решить первоочередные задачи, которые в то время стояли в сфере общего образования детей с ОВЗ. Поэтому заместителем Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец был утвержден второй план на 2016-2017 годы, реализация которого завершается в этом году.
– Межведомственные комплексные планы действительно помогли нам систематизировать работу, и не только нашу, а и наших коллег из других ведомств. Субъекты на основе наших планов разрабатывали и реализуют свои региональные планы, или в региональные программы развития образования включили мероприятия, направленные на развитие образования детей с инвалидностью и ОВЗ, – сказала О.Ю. Васильева.
Министр отметила, что итоговый доклад о результатах реализации плана будет направлен в Правительство РФ и членам Совета по окончании текущего года.
– Мы приложим все усилия для того, чтобы выполнить наш план в полном объеме. На прошлом же заседании Совета было принято решение разработать очередной межведомственный комплексный план на период до 2020 года, – сообщила Ольга Юрьевна.
На заседании Совета присутствовали Советник Президента РФ, председатель Комиссии при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов А.Ю. Левицкая, а также руководитель рабочей группы по дошкольному и общему образованию Комиссии при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов О.Н. Смолин.
А.Ю. Левицкая обратила внимание на необходимость того, «чтобы план задавал межведомственный угол зрения не только на федеральном уровне, но и на региональном». Для этого нужно создавать региональные межведомственные органы, координирующие деятельность по реализации комплексных планов по вопросам организации инклюзивного дошкольного и общего образования и создания специальных условий для получения образования детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ.
В своем приветственном слове О.Н. Смолин подчеркнул важность проведения именно совместного заседания по обсуждению плана: «этот формат интересен и полезен и может иметь право на жизнь и в дальнейшем», – заявил он.
Олег Николаевич заметил, что несмотря на то, что обсуждаемый проект плана представляет огромный шаг вперед по сравнению с предыдущими, есть необходимость рассмотреть возможности реализации поставленных в нем задач.
Об основных мероприятиях проекта плана на период до 2020 года сообщила заместитель Министра образования и науки Российской Федерации Т.Ю. Синюгина.
Татьяна Юрьевна отметила, что проект плана был создан при активном межведомственном взаимодействии, конкретные предложения в него внесли 46 субъектов РФ. Первым мероприятием в плане стоит разработка Концепции развития образования обучающихся с инвалидностью и ОВЗ.
– Это будет документ стратегического планирования государственной политики и деятельности в этом направлении. Мы должны закрепить результаты, которые мы хотим обеспечить как по развитию инклюзивного, так и специального образования, и задать направления, в рамках которых мы, как федеральный орган и органы управления образованием регионального и муниципального уровня будем двигаться в ближайшие 3, 5, 10 лет, – отметила заместитель Министра.
Т.Ю. Синюгина подчеркнула, что доступность дошкольного образования для детей с ОВЗ и инвалидностью полностью обеспечена только в 17 субъектах РФ. По состоянию на 15 сентября в очереди стоят более 7 тысяч детей.
– Поэтому одной из первоочередных задач мы видим обеспечение местами в детских садах детей с инвалидностью и ОВЗ в возрасте от 1,5 до 7 лет, чьи родители изъявили желание и зарегистрировались в электронной очереди в дошкольные образовательные организации. Эти места должны специально адаптироваться под особые образовательные потребности наших детей, – сказала Т.Ю. Синюгина, добавив, что нужно расширять сеть групп компенсирующей и комбинированной направленности, создавать специальные условия в детских садах, развивать вариативные формы дошкольного образования.
Т.Ю. Синюгина сообщила, что к 2020 году в соответствии с требованиями ФГОС ОВЗ будут обучаться все начальные классы – с 1-го по 4-й. Для 5-9-х классов будут утверждены примерные адаптированные программы общего образования.
Татьяна Юрьевна подчеркнула, что самый большой раздел плана посвящен подготовке кадров для работы с обучающимися с инвалидностью и ОВЗ.
– Будет продолжена реализация программ дополнительного профессионального образования руководящих и педагогических работников по самым разным вопросам образования детей с инвалидностью и ОВЗ. Причем мы постараемся сделать повышение квалификации максимально адресным и приближенным к регионам, в которых наблюдается самый острый дефицит специалистов психолого-педагогического сопровождения, особенно Север, Дальний Восток, Северный Кавказ, сельские районы, – отметила Т.Ю. Синюгина.
Она добавила, что для обеспечения равных возможностей получения психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ и инвалидностью планируется развитие регионами сети коррекционных классов, создание ППМС-центров, а также психолого-медико-педагогических консилиумов в школах. Кроме того, методическую и консультативную помощь будут оказывать федеральные ресурсные центры.
Отдельно заместитель Министра рассказала о разработке плана («дорожной карты») по созданию условий для обучения лиц с интеллектуальными нарушениями и психическими расстройствами.
Татьяна Юрьевна сообщила, что в прошлом учебном году функционировало 1 116 специальных школ для этой категории детей, в них училось 142 239 детей с умственной отсталостью. При общеобразовательных школах функционировало 6 027 коррекционных классов, в которых обучалось 30 579 детей этой категории. В рамках инклюзии получало образование 43 149 обучающихся с умственной отсталостью.
Заместитель Министра также напомнила, что в 2014 году разработан и утвержден ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), который уже второй год внедряется в рамках коррекционных школ и в режиме инклюзивного образования. Его введение позволило обновить содержание образования детей с интеллектуальными нарушениями, сделать его соответствующим современным условиям.
– Но так как ФГОС внедряется поэтапно, и сейчас у нас только 1-2-е классы учатся в соответствии с его требованиями, нужно предпринимать меры для обеспечения необходимого качества и условий для детей, которые у нас будут доучиваться по тем учебным планам и программам, которые действовали до утверждения стандарта, – подчеркнула Т.Ю. Синюгина.
По итогам заседания был одобрен проект межведомственного комплексного плана по вопросам организации инклюзивного дошкольного и общего образования и создания специальных условий для получения образования детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ на период до 2020 года.