26 марта 2025 г. на базе Института психологии и комплексной реабилитации ГАОУ ВО «МГПУ» прошла научно-практическая конференция с международным участием «Подросток и город: векторы взаимного развития», основной целью которой стало осмысление тенденций и раскрытия ресурсов развития и социализации личности в трансформирующихся контекстах культуры и образования в условиях мегаполиса.
В рамках секции «Технологии психолого-педагогического сопровождения подростков в городе» доклад на тему «Конструктивные подходы к реализации художественно-творческой деятельности подростков с ОВЗ в социально-ориентированных некоммерческих организациях» представила аспирант кафедры олигофренопедагогики и клинических основ дефектологии дефектологического факультета Института детства Екатерина Михайловна Иноземцева, под руководством своего научного руководителя Елены Сергеевны Тушевой и в соавторстве с Борисом Борисовичем Горскиным.
Екатерина Михайловна является руководителем социальных программ и проектов по поддержке семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью и поделилась опытом реализации таких программ на базе «Семейного центра диагностики и развития детей и молодежи» Благотворительного фонда Екатерины Иноземцевой в Москве.
Коллеги сообщили о современных технологиях использования технических средств реабилитации для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития в рамках проектной деятельности при поддержке Фонда президентских грантов, рассказали о создании условий для художественно-творческой деятельности подростков с ограниченными возможностями здоровья в формате творческой мастерской.
В условиях реализации инклюзивных проектов дети и подростки с ОВЗ вместе с родителями занимаются на регулярной основе в социальных проектах при поддержке грантов и за счет софинансирования: «Место силы» – креативное пространство для семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья; образовательная и творческая среда для детей с ОВЗ и инвалидностью «Мастерская со смыслом» (при поддержке БФ «ВТБ-страна»); Программа комплексной социальной реабилитации (абилитации) детей с ОВЗ и их семей в системе ранней помощи (при поддержке Фонда президентских грантов); социокультурное и творческое развитие детей с ДЦП и поддержка их родителей средствами социокультурного просвещения и реабилитации (при поддержке Фонда президентских грантов).
Авторы доклада отметили, что наиболее благоприятными в сопровождении лиц с особыми потребностями являются такие сферы, как изобразительное искусство, подготовка театрализованных представлений, художественный труд в формате творческой мастерской. Арт-терапевтические технологии занимают ведущее положение в работе творческой мастерской и приобретают высокую коррекционную значимость в развитии познавательных, эмоциональных, волевых процессов, речевой деятельности, моторной сферы детей и подростков с особыми потребностями. Изделия, которые создаются руками детей (картины, декоративные панно, керамические кружки, броши, гипсовые саше и др.), участвуют в благотворительных акциях и ярмарках.
Особое внимание необходимо уделять информационно-просветительской работе с родителями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью. С этой целью на регулярной основе проводятся обучающие семинары, информационные вебинары и разрабатываются программы дополнительного образования для родителей и молодых специалистов. За последние 3 года совместно с профессорско-преподавательским составом МПГУ создано и тиражировано при поддержке грантов четыре методических и дидактических пособия для родителей и специалистов психолого-педагогического звена.