Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

Научная секция кафедры олигофренопедагогики и клинических основ дефектологии «Актуальные вопросы образования и психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)» в рамках Весенней научной сессии

Новости МПГУ

Заседание секции кафедры олигофренопедагогики и клинических основ дефектологии дефектологического факультета Института детства «Актуальные вопросы образования и психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)» в рамках Весенней научной сессии состоялось 6 марта 2024 г.

Председатель секции – заведующий кафедрой олигофренопедагогики и клинических основ дефектологии, к.пед.н., доцент Никандрова Т.С.; секретарь – доцент Петлюк Н.Ю.

Докладчики распределились по тематическим площадкам, на которых в аудиториях и онлайн присутствовали 15 преподавателей, два аспиранта, студенты 2,3,4 курсов, обучающиеся по направлению «Олигофренопедагогика», «Образование и психолого-педагогическое сопровождение лиц с расстройствами аутистического спектра», магистры программы «Специальная педагогика в начальном образовании». Всего 67 человек.

На секции были заслушаны 10 докладов, связанных с проведенными научными исследованиями в рамках государственных заданий «Научно-методические основы системы воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью» и «Научно-методическое обоснование и разработка новых профильных программ подготовки по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» и содержанием реализуемых кафедрой образовательной программы бакалавриата и дополнительной программы профессиональной переподготовки «Образование и психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с РАС».

Вектор выступлениям задала председатель секции Никандрова Т.С., которая напомнила о многолетней традиции проведения подобного научного мероприятия. Татьяна Сергеевна отметила ценность подобных научных мероприятий и пожелала всем успехов и продуктивных встреч в дальнейшем.

Доклады научной секции распределились на две группы.

В первую группу вошли сообщения, посвященные модернизации высшего дефектологического образования.

Никандрова Т.С., к.пед.н., профессор сообщила об итогах работ по государственному заданию «Научно-методическое обоснование единых подходов к структуре и содержанию образовательных программ подготовки педагогов-дефектологов», затронула дискуссионные и спорные моменты темы; подняла вопрос о дальнейших направлениях исследований в рамках темы  «Научно-методическое обоснование и разработка новых моделей профессиональной подготовки педагогов-дефектологов в условиях формирования национальной системы высшего образования».

Исаева Т.Н., к.пед.н., доцент кафедры в своем докладе «Формирование профессионально-личностных компетенций студентов в ходе овладения дисциплиной «Практикум «Начальный этап работы с ребенком с расстройствами аутистического спектра» отметила, что важной профессиональной компетенцией дефектолога, осуществляющего психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС), наряду со знаниями, является практическое владение несколькими основополагающими научно-методическими подходами. В разработанной учебной дисциплине предлагаются занятия по обучению и сопровождению ребенка с РАС, на которых в конкретных учебных условиях студенты изучают последовательность, методы и приемы сопровождения детей. При формировании у студентов-дефектологов профессиональной культуры в процессе подготовки к работе с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра, решающее значение имеет их участие в обучающих ситуациях. Важно выстраивать интерактивную работу со студентами и развитие у них профессиональных компетенций по принципу «soft через hard» и «hard через soft», – когда ресурс учебной дисциплины выступает обязательным полем для развития и предметных, и гибких навыков».

О значении медико-биологических дисциплин при подготовке педагогов для системы инклюзивного образования рассказали в совместном докладе Уманская Т.М., к.мед.н., профессор кафедры; Красноперова Н.А., к.мед.н., профессор кафедры. В сообщении рассматривалось значение преподавания дисциплин медико-биологических цикла для профессиональной подготовки дефектологов и учителей-предметников в системе инклюзивного образования в современных условиях. Авторами был сделан вывод о том, что знание морфофункциональных особенностей организма детей в норме и патологии, этиологии и структуры дефекта, функциональных возможностей организма ребенка являются важнейшей базой для индивидуального подхода в процессе обучения и воспитания детей с ОВЗ.

Вторую группу составили доклады, посвященные проблемам изучения, развития, образования и психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ.

В докладе Холод М.Т., к.псих.н., доцента кафедры «Современные тенденции изучения расстройств аутистического спектра» анализируются наиболее интересные на сегодняшний день гипотезы, объясняющие многие симптомы аутизма, выделяются ведущие биологические и психологические механизмы, лежащие в его основе. Отмечается важность клинико-психолого-педагогического подхода к исследованию данного расстройства. Особое место отводится активному внедрению и рациональному использованию современных нейропсихологических технологий в практику изучения детей данного контингента.

Евтушенко И.В., д.пед.н., профессор кафедры, в своем докладе «Практикоориентированное содержание учебного предмета «Музыка» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» обратил внимание на потребность в обновлении содержания специального образования обучающихся с умственной отсталостью, которая выражается в разработанных нормативно-правовых актах Российской Федерации (ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ФАООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и др.), указал на важность внедрения инновационных подходов и технологий. Автор подчеркнул, что необходимо исследовать потенциальные возможности продукции современной массовой культуры (комиксы, аниме, фэнтези) в художественном и музыкальном воспитании умственно отсталых школьников.

Ткачева В.В., д.псих.н., профессор кафедры сообщила о том, что родители детей с ОВЗ нуждаются в психолого-педагогическом сопровождении в связи с недостаточностью ресурсов семьи для преодоления разнообразных стрессовых воздействий. Автор представила технологию «Психологической помощи семьям, воспитывающим детей с ОВЗ» рассматривает семью ребенка с ОВЗ как реабилитационно-абилитационую структуру, призванную обеспечить оптимальные психолого-педагогические условия развития ребенка с ОВЗ в семье, а также минимизировать стрессовое воздействие патогенных факторов на психику родителя. В рамках первого, образовательно-просветительского, направления технологии, важнейшей задачей является формирование базовых психолого-педагогических знаний (специальных компетенций) у родителей детей с ОВЗ в области воспитания и развития ребенка с особыми образовательными потребностями, принятие его особенностей и целей обучения, создание специальной коррекционно-развивающей среды в условиях семьи. Виктория Валентиновна доказала, что в качестве важнейших специальных компетенций, которые должны быть сформированы у родителей детей с ОВЗ, выступают: психолого-педагогическая компетентность, эмоционально-ценностно-смысловая компетентность, мотивационная компетентность, воспитательская компетентность.

Дружиловская О.В., к.пед.н., доцент кафедры представила доклад на тему «Особенности нейроонтогенеза младших школьников с интеллектуальными нарушениями в коррекционной работе». Автор отметила, что в основе процесса нейроонтогенеза лежит созревание нервной ткани и формирование нейрофизиологической активности различных областей коры головного мозга, обеспечивающих развитие психической деятельности. Основная закономерность в характере созревания мозга как многоуровневой и иерархически организованной системы заключается в том, что более эволюционно древние структуры развиваются раньше. Длительный и гетерохромный характер созревания структур мозга и определяют специфику психических процессов в период младшего школьного возраста. В результате проведенных нейрофизиологических обследований обнаружены существенные признаки отставания и нарушений развития электрической активности мозга у детей с интеллектуальными нарушениями, дизорганизации подкорковых структур, повышенный уровень медленной волновой активности, несформированность латерализации право-лево-полушарных функций. Включение детей в процесс обучения и социокультурные мероприятия (пение, танцы, спортивные занятия, туризм и т.д.), а также использование адаптированных реабилитационных технологий приводят к положительным изменениям в нейрофизиологическом обследовании: – диффузное уменьшение мощности медленных колебательных процессов на всей поверхности коры головного мозга; – перераспределение мощности отдельных ритмов активности и восстановление функционального межполушарного равновесия; –  уменьшение показателей межполушарной асимметрии и чередования медленных волн с альфа-ритмом в теменно-затылочных областях. Данные показатели отражают активизацию нейроонтогенеза мозговой организации.

В докладе «Естествоведческая подготовка обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): история и современность» Шевыревой Т.В., к.пед.н., профессора кафедры, Соломиной Е.Н., к.пед.н., профессора кафедры, Горскина Б.Б., к.пед.н., профессора кафедры была обоснована идея значимости дисциплин предметной области «Естествознание» для обучающихся с умственной отсталостью. Авторы указали, что средствами этих школьных предметов можно осуществлять практико-ориентированную направленность обучения, готовить обучающихся к самостоятельной жизни в социуме, формировать мировоззрение и личность в целом. Особое внимание было уделено трансформации данных учебных курсов в советской и современной российской школах. Поднимались вопросы отбора содержания дисциплин предметной области в соответствии с требованиями ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ФАООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), повышения интереса обучающихся к естествоведческим предметам. В сообщении были представлены методы, средства и формы организации обучения, которые являются наиболее эффективными и действенными в повышении качества естествоведческого образования. Все рассмотренные вопросы имеют большое значение для практики специального образования.

Сизова А.В., к.пед.н., профессор кафедры, Тушева Е.С., к.пед.н., доцент кафедры представили доклад на тему: «Роль бумагопластики в художественно-эстетическом развитии обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». В докладе было уточнено понятие «бумагопластика», обозначены место раздела «Работа с бумагой» в содержании программы по «Ручному труду» и свойства бумаги, которые имеют ресурсы для коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ, раскрыто значение работы с бумагой для обучающихся с ОВЗ, показаны интересные изделия из бумаги.

В сообщении «Развитие навыков социального взаимодействия младших школьников с РАС в процессе игровой деятельности» Кузьминой Е.С., к.псих.н., доцент кафедры, Петлюк Н.Ю., доцент кафедры в зависимости от уровня развития детей с РАС, их психофизиологических особенностей были определены направления коррекционной работы по развитию навыков социального взаимодействия у младших школьников. Подчеркнуто, что коррекционная работа должна строиться на принципах развивающих подходов: развитие социальных навыков осуществляется на основе эмоциональной вовлеченности и заинтересованности в совместной деятельности. В процессе работы важно соблюдение следующих условий: использование структурированных занятий, игр и упражнений с понятными для детей правилами; дополнительная визуализация (визуальное расписание занятия, урока, иллюстрации правил поведения); использование интересных видов деятельности (для повышения эмоциональной вовлеченности). Авторами подчеркнуто, что развитие навыков социального взаимодействия осуществляется в ходе совместной деятельности: предметной, игровой, конструктивной, изобразительной, учебной. Используются малая групповая, подгрупповая и групповая формы работы. Особое значение должно уделяться переносу навыка из условий структурированных занятий в повседневную школьную жизнь.

Заседание секции прошло в конструктивной и дружественной обстановке. Слушатели задавали вопросы, вступали в дискуссии с докладчиками, делились собственным опытом, приводили актуальные примеры. Присутствующие отметили высочайший уровень докладов, интересные вопросы и новые векторы, заданные ораторами.

18 / 03 / 2024

Показать обсуждение