Прошедшая неделя на нашем физфаке оказалась насыщенной событиями, которые были подготовлены различными инициативными студенческими группами: 9 ноября – короткие мастер-классы на «Физическом фейерверке» от студентов педагогического направления (Конференции учителей физики) , 12 ноября – научный квест для семиклассников Новой Москвы «Физика по-новому». А ещё в этом месяце продолжается программа «Выездной студенческий десант». Студенческие проектные группы выезжают в школы, досуговые и образовательные центры и проводят различные интерактивные образовательные форматы для школьников. «Обучение должно быть практикоориентированным» – для наших студентов не просто «лозунг», а принцип обучения педагогической специальности.
«…В этом семестре у нас лабораторные работы по оптике в физической лабораторной. Нас заинтересовала эта тема, и мы решили показать опыты, которые произвели на нас большое впечатление, младшим школьникам. Специально для данного урока нами был разработан и сделан собственный физический прибор, который демонстрирует простые оптические явления: смешение цветов и эффект RGB…» (Из статьи А. Наумовой и Р. Коваленко «Опыт применения инновационных методик в рамках педагогической практики в школе», 2 курс, ИФТИС МПГУ, 11.11.2016)
Так родилась идея проекта «Оптика для младших школьников». Студенты II курса Саша Наумова и Рома Коваленко подготовили своеобразный лабораторный практикум для младших школьников. А 11 ноября в лицее 1524 третьеклассники активно включились в исследовательскую и увлекательную работу. Разбившись на микрогруппы по 4-5 человек, третьеклассники в роли ученых начали свою работу. Даже названия групп было особенным: лаборатории Red, Green, Blue и White.
«Прибор сделан был разборным, чтобы дети сами смогли собрать его собственными руками. Для этого каждой группе была дана инструкция и предмет. В инструкции были зашифрованы действия, которые школьники должны были сделать для сборки прибора… Мы решили придумать необычную форму инструкции, чтобы им было интересно узнать, что же там написано. Нами была подготовлена сначала обычная инструкция по сборке прибора, а затем каждая буква зашифрована в цифру». (Из статьи А. Наумовой и Р. Коваленко «Опыт применения инновационных методик в рамках педагогической практики в школе», 2 курс, ИФТИС МПГУ, 11.11.2016) .
Даже занимательные паузы студенты организовали в виде физкультминутки «Зеркала»: «Дети были в роли зеркал и повторяли движения за педагогом. Они не только отдыхали, ещё и смеялись, и получали массу положительных эмоций. В это время другой педагог настраивал собранный прибор, чтобы дети смогли провести свою небольшую лабораторную работу и сделать наблюдения…»
«После того, как прибор был настроен, и всё было готово к демонстрации, мы начали задавать детям различные вопросы, с помощью которых они выдвигали свои гипотезы перед проведением каждого опыта… Школьники-ученые делали предположение, что получится, если провести эксперимент, а затем мы проводили этот эксперимент и наглядно показывали результат, тем самым, отвечая на вопросы, которые рождались у детей в процессе демонстраций.
Было проведено 10 различных опытов с прибором. Дети были в восторге от того, что получалось во время опытов. За счет того, что они делали предположения до того, как мы показывали опыт, нам удалось удерживать их внимание и интерес к процессу.
После завершения опытов, мы рассадили их на свои места и начали объяснение того, что они наблюдали …
Мы еще раз обратили их внимание на то, что команды названы необычно. И попросили ребят, на доске прикрепить листочки с названиями команд и попробовать самим сделать выводы, почему команды названы именно так. Мы развесили листки в правильном порядке: Red, Green, Blue – согласно аббревиатуре RGB, показываемого нами эффекта, а сверху слово White – цвет, который получается при смешении RGB на экране. После чего объяснили суть данного эффекта.
В конце занятия мы провели рефлексию, обсудили, что у нас получилось, а что нет, спросили детей, что им больше всего запомнилось и показалось самым интересным, для того, чтобы еще раз в памяти детей зафиксировать основные моменты полученных знаний».(Из статьи А. Наумовой и Р. Коваленко «Опыт применения инновационных методик в рамках педагогической практики в школе», 2 курс, ИФТИС МПГУ, 11.11.2016)
А тем временем, программа «Выездной студенческий десант» продолжается. И пока автор этих строк пишет этот текст, совместная команда студентов 1 и 2 курса во главе с Евгением Рудик (II курс, ИФТИС МПГУ) проводит научно-фантастический квест в скаутско-журналистком отряде «Сполох» Москва.
Наш проект продолжается. Много новостей ещё впереди!
Координатор программы «Выездной студенческий десант»,
ст. преподаватель кафедры современных технологий,
Глазунова Оксана Владимировна