16 мая в рамках IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Дополнительное образование детей: сохранение традиционных российских ценностей» прошла секция “Туристско-краеведческая направленность в дополнительном образовании”, в работе которой приняли участие преподаватели, методисты, советники по воспитанию, руководители кружков, представители туристического бизнеса, студенты из Москвы, Владимирской, Ивановской, Курской, Московской. Нижегородской, Омской, Пермской, Ростовской, Тамбовской и Челябинской областей, Краснодарского и Хабаровского края, из Республик Башкортостан, Крым, Карелия, Марий Эл, Саха (Якутия) и Удмуртской Республики.
Особое внимание на секции было уделено вопросам проектной работе в походах и экспедициях, организациям пешеходных и экологических троп с обучающимися, профориентации, инклюзии в туристско-краеведческой деятельности. Все выступления имели практическую направленность и продолжались дискуссиями по вопросам, затронутым в докладах участников. Пермикина Надежда Августовна, методист по краеведению и школьным музеям, ГАНОУ республики Саха (Якутия) «Республиканский ресурсный центр “Юные якутяне”» представила опыт и методику работы по составление родословной, что способствует сохранению исторической памяти, многих фактов из жизни не только семьи, но улуса, села, города и отдельного народа в целом. Колодич Ольга Петровна, педагог Президентского лицея «Сириус» в своем выступлении сделала акцент на практической составляющей проектной работы со студентами и школьниками в походах и экспедициях, о профориентационном значении данной работы для обучающихся. Продолжением доклада Ольги Петровны стало выступление Фадеев Александр Александрович, педагога Президентского лицея «Сириус» «Пешеходный маршрут – Комплекс трамплинов «Русские горки», пихтовая поляна (северный склон хребта Аибга)», в котором на конкретном примере была представлена технология проектирования и создания пешеходной экологической тропы обучающимися старших классов в том числе в рамках внеурочной деятельности. Елена Викторовна Перескокова, руководитель Проектного офиса по детскому и молодежному туризму Российского союза туриндустрии, говоря о сложностях в адаптации программ туристско-краеведческой направленности для детей с разными нозологиями, особое внимание уделила вопросу вовлечения детей и молодежи в туристическую деятельность и представила портал «Туристический паспорт школьника», который может стать одним из инструментов в данной работе. Сметанин Вадим Иванович, руководитель Молодежного клуба Русского географического общества на базе МПГУ, представил проекты, которые также способствуют формированию интереса у детей и молодежи к путешествиям по родному краю и России в целом, изучению географии и смежных наук. Все выступления безусловно имеют большое практическое значение в становлении личности детей, их воспитании и развитии.
В ходе дискуссии участники секции отметили важность изменения содержания программ дополнительного образования туристско-краеведческой направленности, включение новых форм работы с обучающимися. По итогам секции были выделены три направления, которые лягут в основу данной секции в 2025 году. Это профориентация обучающихся через туристско-краеведческую деятельность, вопросы изменения содержания программ дополнительного образования данного направления и обмен успешными практиками в области инклюзивного туризма.
Модераторами секции были Самойлова Надежда Борисовна, директор Центра развития открытого образования ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» и Федорова Мария Сергеевна, начальник отдела анализа организации туризма на ООПТ ФГБУ «Росзаповедцентр» Минприроды России, кандидат исторических наук, доцент кафедры экономики городского хозяйства и сферы обслуживания, Частное образовательное учреждение высшего образования «Московский университет имени С.Ю. Витте», город Москва.