Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ОДИН ДЕНЬ В УНИВЕРСИТЕТЕ

«Орлята учатся летать!»

Новости МПГУ

Интервью с вожатыми Всероссийской школы вожатых и окружных координационных центров по подготовке и сопровождению вожатских кадров: Екатерина Вайсирова (Новосибирск)

Мы продолжаем знакомить Вас с теми, кто выбрал профессию, которая позволяет не разлучаться с детством. В нее приходят не ради денег и не ради славы, а по зову сердца и велению души. Влюбленных в вожатство не пугают ни трудности, ни расстояния, – убеждена Екатерина Вайсирова, студентка ФГБОУ ВО НГПУ, Институт культуры и молодежной политики. Каждый год эта девушка преодолевает 4 тысячи километров ради того, чтобы увидеть своих «орлят» и помочь им научиться «летать».

— Катя, лето в самом разгаре и, пока многие Ваши ровесники отдыхают на лазурных берегах, Вы трудитесь в лагере. Для Вас вожатская практика – это труд или отдых?

— Это – моё любимое занятие. Мне повезло проходить практику в одном из лучших Всероссийских детских центров – «Орленок». Ни за что не поверю, что где-то есть место лучше! В этом году я попала на смену в детский лагерь «Солнечный», который расположен на территории «Орленка». Я уже говорила, что мне здесь очень нравится? Нет? Тогда приготовьтесь слушать, я буду повторять это часто!

— Всегда готовы! Кстати, а почему Вы именно «Орленок» выбрали? Ведь этот лагерь расположен так далеко от Вашего дома…

— Помог случай. С 2013 по 2015 год, когда я была еще ребенком, мне довелось участвовать в конкурсе «Профессиональный старт», который проходил в «Орленке». Мне сразу приглянулся этот лагерь, и я решила, что отныне буду ездить только сюда. Но вот беда: детство пролетело незаметно, я выросла, и с сожалением подумала, что ездить отдыхать в «Орленок» мне уже не удастся. Тогда я нашла выход – вожатство!

Что же касается расстояния от лагеря до моего дома, о котором Вы спросили, – это, пожалуй, единственная трудность, которую я испытываю, находясь здесь. Новосибирск и Туапсе разделяют 4 000 километров, и иногда мне бывает тяжело и грустно. Но со временем это проходит, тем более что я все время нахожусь в окружении детей, друзей и коллег по работе, и скучать просто времени не остается! У нас такой бешеный график, нужно очень многое успеть сделать за день, чтобы было о чем рассказать на вечернем сборе у костра.

Случались минуты, когда Вы жалели о своем выборе?

— Единственное, о чем я жалею, – что не пришла в «Орленок» раньше. Здесь такая классная атмосфера, такие замечательные вожатые, что невозможно не «заболеть» этим делом. Не случайно же я подхватила этот «вирус» вожатства еще тогда, в детстве, как только окунулась в атмосферу лагерной жизни. Мне нравилось общаться с младшими детьми, они меня любили и слушались. Это было так здорово, что я тут же решила – вырасту и стану вожатой! Но обязательно в «Орленке». Я полюбила этот лагерь, как свою семью…

— Поскольку Вас можно считать старожилом этого лагеря, Вы должны знать все о нем и о его традициях! Расскажете?

— Мне кажется, что главная традиция любого лагеря – соблюдать те самые традиции и обычаи, которые зародились в лагерях еще во времена скаутов и пионерии. Именно поэтому мы особенно чтим традицию «вечернего огонька», на который собираемся все вместе и обсуждаем события минувшего дня. Если бы Вы знали как дети обожают эти «посиделки» и очень грустят, если «огоньков» на смену выпадает немного.

Конечно, как у любого другого лагеря, у нас есть свои собственные традиции, девиз которых – доброта. Например, у нас есть традиция доброго отношения к людям, основная ее идея – объяснить детям правила поведения в обществе, этические нормы. Например, в лагере мы обязательно здороваемся и прощаемся друг с другом, и с малых лет учим детей правилам хорошего тона. Очень важно также показать ребятам, что уважительно относиться можно и нужно не только к людям, но и к вещам. Кроме того, у нас есть традиция доброго и бережного отношения к песне — мы поем все песни, не меняя слов и мелодии, от начала и до конца.

— Это очень здорово — любить дело, которым занимаешься. Но вожатство приносит не только радость, это большая ответственность и нагрузка, ведь Вам доверено столько детей!

— Чего-чего, а трудностей в работе с детьми я точно не испытываю! Мне кажется, я всю жизнь знаю этих ребят и могу найти общий язык практически с любым ребенком. Главное в работе вожатого – понять, чего хочет ребенок и попытаться это реализовать, не навредив ни ему, ни окружающим. Если же ребенок поступает нечестно, ты должен понять, почему это произошло, что стало причиной. Только понимание, чуткость и желание подставить плечо могут привести к взаимопониманию и гармонии в коллективе.

— Да, но как подобрать ключ к взаимопониманию, когда перед тобой маленькая индивидуальность, будь это совсем желторотик или уже оперившийся «орленок», готовый вот-вот упорхнуть из гнезда? Вам с какими детьми легче работать?

— Для меня не имеет значения возраст ребенка, я работаю со всеми детьми — от 8 до 17 лет. Сейчас у меня в отряде дети 12-15 лет, а на следующую смену я буду куратором у малышей. Возможно, кто-то из вожатых выбирает удобную ему возрастную категорию в соответствии со своими опасениями: одним проще найти общий язык с малышней, другим – с более взрослыми детьми, а мне интересно работать со всеми. Главное — не обижаться на них, ведь наши «орлята» еще только учатся летать.

— Вы рассуждаете, как мудрый и опытный педагог. Мне кажется, Вас должны любить дети. Я угадала?

— Это Вам лучше у них самих спросить. Могу только сказать, что если дети уважают вожатого, то и работа спорится. Когда мои малыши бегут ко мне наперегонки с распростертыми объятиями и говорят: «Ты – лучшая вожатая!»,- это окрыляет и повышает самооценку. Значит, я действительно хорошо выполняю свою работу, и дети это чувствуют и ценят. Вы даже не представляете, как приятно слышать, что они вновь приехали в «Орленок», потому что им понравилось отдыхать в мою смену!

— У Вас хорошая педагогическая база, раз Вы с ранних лет попробовали себя в роли вожатой. А какие вожатские курсы Вы проходили?

— Я сама уже преподаю вожатские курсы, начиная с 2013 года, хотя тогда мне было всего 14 лет! В 13 лет я закончила «Школу вожатых». Провожу выездные смены, являюсь куратором проекта самоопределения школьников «Я – вожатый!» у нас, в Новосибирске. Вообще мне кажется, что в вожатском деле огромную роль играет практика. Никакой учебник и никакие курсы с лекциями не научат тебя лучше, чем смена в лагере. Я уверена, что нужно больше внимания уделять педагогическим ситуациями и задачам, направленным на решения проблем в детском коллективе. Особенно это касается детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и\или детей с ОВЗ. В нашем проекте вожатских курсов мы постарались всё это учесть.

— Спасибо за такое теплое интервью! Мне даже захотелось побывать у Ваших орлят! Говорят, что все, кто отдыхал в этом лагере, привозят с собой только хорошие отзывы и воспоминания. А что Вы увезете на память о нынешних сменах в «Орленке»?

— Море счастья и коллекцию улыбок! Я безумно рада, что вновь оказалась здесь! Думаю, мне всё удалось, в этом году мне невероятно везет! На прошлой смене нас выбрали самой солнечной компанией (это означает, что мы – самый лучший отряд в лагере). Я считаю, что мои дети – лучшие, и они сами об этом знают. Вчера ко мне приехала девочка из другого города со словами: «Катя, я безумно соскучилась и решила сделать тебе сюрприз!»

Несмотря на то, что мы все из разных городов и нас разделяют сотни километров, мы рвемся друг к другу, чтобы поделиться радостью общения. Мы созваниваемся, переписываемся и каждый раз бурно радуемся встрече. Мне кажется, это лучший показатель того, что дети довольны и счастливы, а это для нас, вожатых, самое главное.

 

Кристина Романова

Федеральный координационный центр по подготовке и сопровождению вожатских кадров

Информацию о вожатом предоставил окружной координационный центр по подготовке и сопровождению вожатских кадров Сибирского федерального округа

Фото из личного архива Екатерины Вайсировой

26 / 07 / 2019

Показать обсуждение