Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

Осенние встречи Герменевтического клуба

Новости МПГУ

8 ноября 2020 г. в дистанционном режиме под руководством доцента кафедры психологической антропологии Института детства Н.Б. Ковалевой прошла очередная межрегиональная встреча Герменевтического клуба МПГУ.

Этой осенью   проходили разные пронзительно очные и не менее теплые дистанционные встречи актива клуба. В работе принимали участие студенты, магистранты, аспиранты, педагоги МПГУ, МГУ, НИ ВШЭ, МГППУ, ИрГТУ и других образовательных учреждений Москвы, Иркутска, Санкт-Петербурга. Так случилось, что одной из тем, будоражащих сознание в наши дни является тема времени и того, как его течение меняет форму и устройство понимаемой нами Вселенной. Естественно, что мы не могли пропустить такое событие как новый фильм Кристофера Нолана, большинством из нас ценимого и любимого. Обсуждению «Довода» мы посвятили четыре или даже пять встреч, постепенно формируя то пространство, в котором нащупывался, проступал, обретал форму внутренний глубокий смысл кинопроизведения, оставляя под собой огромное поле еще нераскрытого, манящего и таинственного. Дискурс нашего Клуба – по определению множественное встречное движение, и именно в этих, умело направляемых рукой мастера потоках, и появляется энергия сотворчества, которая так дорога каждому. Собственно, интерес к времени связан в конечном счете с предельно простым вопросом: как и для или ради чего им управлять? Фильм Нолана, заставляя воочию до морской болезни и головокружения пережить сложности взаимодействия во встречном потоке движения вспять, подспудно актуализирует извечные вопросы – как оставаться человеком в любом времени, как совладать с натиском норм искаженного времени, парализующих нас страхом, воплощенных в метафоре «вскипевших океанов и пересохших рек»? Как действовать в ситуации неопределенности и непредсказуемости? Как быть свободным? Одну из опор для  ответов на сущностные вопросы  подсказал ролик Федора и Светланы Ковалевых ( СМЫСЛ ФИЛЬМА Довод. Часть 1. Куда ведет палиндром? , которые можно найти на странице нашего клуба), в котором раскрыта одна из тайн палиндрома, связанной с известными событиями  в Помпеях, «когда вскипели океаны и пересохли реки». Однако, как и во все времена находились люди, не поддавшиеся страху, выходившие на встречу опасности ради спасения других, а может быть и цивилизации.  – Именно такое «встречное движение» предпринял Плиний старший: увидев, как над вулканом поднимается облако, он повел свой корабль в сторону Помпей, чтобы спасти кого возможно и провести исследование самого извержения.

Параллельно в ряде встреч исследовалось творчество латиноамериканцов, так как именно они построили и ввели в культуру фантасмагорические образы и аллегории времени. Работая с двумя короткими рассказами Хулио Кортасара, мы обнаруживали, как за счет емких метафор, сжатых парадоксов раскрывались экзистенциальные проблемы внутреннего мира героев, индивидуальная история которых приобретала вневременность и исторической размах в «Непрерывности парков» и на глазах превращалась в драму одиночества и никчемности парализованных собственной опустошенностью героев «Захваченного дома» аргентинского прозаика и поэта. Наконец в воскресение, мы продолжили знакомство с Хорхе Луисом Борхесом – «дозорным вечности, времен и смыслов», который по мнению ряда критиков «не просто внес вклад в литературу, но есть сама литература». Нам удалось погрузиться в текст и вполне себе запутаться в культурном лабиринте, созданным рукой мастера, во всем объеме его интер- и гиперссылок на известные события, разворачивающиеся вокруг Моисея, Юлия Цезаря, Авраама Линкольна и других героев прошлого и настоящего.  Борхес мастерски использует емкие образы, знаки, символы выстраивает нам ловушки временного культурного лабиринта, как бы подводя к мысли, что все мы не имеем своей собственной судьбы, что наши поступки давно уже предрешены или кем-то “предусмотрены”. Однако внимательное со-творческое вслушивание в текст и герменевтическое усилие всех участников, позволяет нам вместе с такими героями как Нил Роберта Паттинсона, Плиний Старший или Протагонист,  выбраться из паутины симулякров и морока лишенных идеализации слов и подводят к прочувствованной в дискуссиях мысли, что только мы одни в конце концов ответственны за то, захватят ли наш дом опустошительные силы, скажем ли мы пред лицом вечности правду или ложь во благо, примем ли ответственность за будущее, в котором вскипает океан, разорвем ли цепь ложных подвигов и событий!

Н.Б. Ковалева

научный руководитель Герменевтического клуба,

доцент кафедры психологической антропологии Института детства

 

 

11 / 11 / 2020

Показать обсуждение