13 октября 2025 г. под руководством доцента кафедры психологической антропологии Института детства МПГУ Натальи Борисовны Ковалевой состоялась очередная встреча Межрегионального герменевтического клуба. Она была посвящена знакомству и обсуждению оскароносного мультфильма Александра Петрова «Старик и море» (1999) по одноименному произведению Э. Хемингуэя.
После небольшого знакомства и художественных разминок ведущая подготовила аудиторию к просмотру фильма. Среди собравшихся были те, кто первый раз обращались к произведению американского писателя, у них упоминание старика и моря прежде всего ассоциировалось со сказкой великого русского поэта А.С. Пушкина о золотой рыбке. Тем интереснее было погрузиться в иную «морскую стихию», обратиться к уникально описанном внутреннему конфликту.
Всматриваясь и вслушиваясь в образную ткань повести и в размышления друг друга, участники в процессе творческого диалога постепенно постигли философскую глубину текста и получили огромное удовольствие от красоты его мультипликационного воплощения, собственных открытий и непреходящего культурного значения фильма.
Екатерина Цыгулева, 5 курса бакалавриата кафедры психологической антропологии: «Если бы рассказ Хемингуэя можно было не прочитать, а почувствовать — именно тактильно, всеми фибрами души, — он ощущался бы именно так, как выглядит эта анимационная картина. Работа Александра Петрова — это не просто экранизация; это полноценное самостоятельное произведение искусства, которое дышит, живет. Единение и борьба: диалог с гигантом. То, как Петров изобразил взаимодействие Старика и марлина, — это гимн уважению и связи всего живого. Рыба не просто добыча. Она достойный соперник, прекрасное и могучее существо. В ее глазах, в напряжении каждой мышцы видна та же ярость жизни, что и в упрямстве Старика. Их трехдневная битва — это не схватка врагов, а древний, почти ритуальный танец-противостояние, где противники связаны одной судьбой и одним морем. Моменты, когда Старик разговаривает с рыбой, сочувствует ей, наполнены невероятной, пронзительной человечностью. Благодарю за возможность обсудить и посмотреть это произведение!»
Елена Соколова, 1 курс специализированного высшего образования кафедры психологической антропологии: «Благодаря уникальной технике живописи и художественному замыслу автору удалось “оживить” картинку, показав единство человека, природы и Бога, и вместе с тем многомерность характеров каждого из этих аспектов. О медиагерменевтике можно много читать и слушать, но, чтобы понять, как это работает, нужно прийти на герменевтическую встречу. И окажется, что давно любимые, смотренные-пересмотренные произведения могут открыться с совершенно иной, порой неожиданной для тебя стороны, где кроме борьбы и преодоления есть вера, любовь и счастье. Радость события, радость узнавания себя в другом, радость открытия смыслов, которые уже потом, после встречи, так приятно посмаковать наедине с самим собой. И вдруг увидеть в себе и старика, и мальчика, и море».
Эвелина Лаптева, 5 курс бакалавриата кафедры психологической антропологии: «Тихая, тёплая встреча: без споров, с ощущением пространства и личного контакта с фильмом. “Старик и море” задел не сюжетами, а состоянием, смыслами сюжета. После обсуждения осталось чувство внутренней собранности и какой-то мягкой силы. Хотелось помолчать».
Дарья Артамонова, 3 курс бакалавриата кафедры психологической антропологии: «Это было увлекательное и познавательное мероприятие, которое позволило взглянуть на знакомую историю под новым углом. Мы обсудили темы борьбы с внутренними демонами, поиска смысла жизни и преодоления трудностей. Было интересно наблюдать, как психологические теории и концепции применялись к сюжету и персонажам, что добавляло новый слой понимания к произведению. Обсуждение было живым и интерактивным, участники активно делились своими мыслями и впечатлениями. Атмосфера была дружелюбной и поддерживающей, что способствовало открытому обмену мнениями. Важно отметить, что участников было много, и каждый имел возможность высказать свою точку зрения, что сделало обсуждение еще более насыщенным и многогранным. В целом, встреча оставила приятное впечатление и дала пищу для размышлений. Жду следующих!»
Кирилл Бушев, член актива Межрегионального герменевтического клуба МПГУ, Санкт -Петербург: «Я работаю в технологиях герменевтики недоумения и вопрошания очень давно, и кстати, “Старик и море” Александра Петрова – одно из первых произведений, с которым я познакомился когда-то давно на семинаре Федора Ковалева – соавтора данной методы. Тогда меня поразило, как один из самых непонятных для меня мультфильмов наполнился смыслом и покорил своей красотой и жизнеутверждающей силой. Тогда я и влюбился в медиагерменевтику. Сегодня я с удовольствием вместе с группой погружался в морские глубины и порадовался многообразию и качеству вопросов, заданных участниками, насыщенных парадоксальностью и вызвавших настоящую дискуссию. А также тому, что в конечном итоге к обсуждению выбрали как раз наиболее значимые для меня вопросы: “Можно ли сказать, что Старик счастливый человек и за счет чего? В чем его сила? За что он просит прощения у Рыбы? И все -таки что принесла ему эта рискованная вылазка в море – победу или поражение?”»
Н.Б. Дрозд учитель начальной школы высшей категории, член Ассоциации МОДИ «Мастерской психолого-педагогического сценирования: «Спасибо за тёплую уютную встречу. Сегодня обсуждали одно из моих любимых произведений. Читается легко – запоминается на всю жизнь! Потрясающий мультфильм: гармония, цвет, бесстрашие! И сколько нежности и доброты!»
Анастасия Мирошниченко, 5 курс бакалавриата кафедры психологической антропологии: «Мы не просто говорили о том, что происходит в фильме. Мы разбирали каждую сцену, каждый образ, каждую эмоцию. Люди делились своим мнением о том, что старик Сантьяго чувствовал, когда сражался с огромной рыбой, и что это значило для него самого. Мы говорили о том, как важно не сдаваться, даже когда всё идёт не так, и как принимать поражения. Такая встреча помогла увидеть в мультфильме гораздо больше, чем обычно замечаешь. Это не просто история про рыбака, а глубокая притча о жизни, о борьбе и о том, как сохранить своё достоинство. Мультик очень красиво показывает внутренний мир старика, его упорство и боль. После этой встречи очень хочется пересмотреть мультфильм и ещё раз подумать над всеми этими вещами. “Старик и море” Петрова — это не просто мультик, это как живое стихотворение, которое заставляет задуматься. Очень советую посмотреть его, а если будет возможность, то и обсудить с кем-то!»
Евгений Бурмистров, куратор молодежных программ Иркутска: «Каждый раз оказываясь на таких встречах я поражаюсь удивительной атмосфере внимания, связующей теплоте взглядов, сопереживающей радости открытий, создаваемой Н.Б. Ковалевой. Слой за слоем, снимая впечатления, сюжет, вопросы и парадоксы, стараясь называть и обозначить для себя то, что видим. Задавая вопросы, слушая вопросы других, мы все глубже и глубже открываем для себя красоту произведения, плывем вместе с героем в бескрайних морских просторах, отражающих небо и порой им становящимся, и обретаем вместе с героем в себе силы жить и трудиться…. Спасибо!»
Кафедра психологической антропологии Института детства