Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

День открытых дверей

Год защитника отечества. 80 лет Победы

Осенняя встреча Межрегионального герменевтического клуба

Новости МПГУ

13 октября 2025 г. под руководством доцента кафедры психологической антропологии Института детства МПГУ Натальи Борисовны Ковалевой состоялась очередная встреча Межрегионального герменевтического клуба. Она была посвящена знакомству и обсуждению оскароносного мультфильма Александра Петрова  «Старик и море» (1999) по одноименному произведению Э. Хемингуэя.

После небольшого знакомства и художественных разминок ведущая подготовила аудиторию к просмотру фильма. Среди собравшихся были те, кто первый раз обращались к произведению американского писателя, у них упоминание старика и моря прежде всего ассоциировалось со сказкой великого русского поэта А.С. Пушкина о золотой рыбке. Тем интереснее было погрузиться в иную «морскую стихию», обратиться к уникально описанном внутреннему конфликту.

Всматриваясь и вслушиваясь в образную ткань повести и в размышления друг друга, участники в процессе творческого диалога постепенно постигли философскую глубину текста и получили огромное удовольствие от красоты его мультипликационного воплощения, собственных открытий и непреходящего культурного значения фильма.

Екатерина Цыгулева, 5 курса бакалавриата кафедры психологической антропологии: «Если бы рассказ Хемингуэя можно было не прочитать, а почувствовать — именно тактильно, всеми фибрами души, — он ощущался бы именно так, как выглядит эта анимационная картина. Работа Александра Петрова — это не просто экранизация; это полноценное самостоятельное произведение искусства, которое дышит, живет. Единение и борьба: диалог с гигантом. То, как Петров изобразил взаимодействие Старика и марлина, — это гимн уважению и связи всего живого. Рыба не просто добыча. Она достойный соперник, прекрасное и могучее существо. В ее глазах, в напряжении каждой мышцы видна та же ярость жизни, что и в упрямстве Старика. Их трехдневная битва — это не схватка врагов, а древний, почти ритуальный танец-противостояние, где противники связаны одной судьбой и одним морем. Моменты, когда Старик разговаривает с рыбой, сочувствует ей, наполнены невероятной, пронзительной человечностью. Благодарю за возможность обсудить и посмотреть это произведение!»

Елена Соколова, 1 курс специализированного высшего образования кафедры психологической антропологии: «Благодаря уникальной технике живописи и художественному замыслу автору удалось “оживить” картинку, показав единство человека, природы и Бога, и вместе с тем многомерность характеров каждого из этих аспектов. О медиагерменевтике можно много читать и слушать, но, чтобы понять, как это работает, нужно прийти на герменевтическую встречу. И окажется, что давно любимые, смотренные-пересмотренные произведения могут открыться с совершенно иной, порой неожиданной для тебя стороны, где кроме борьбы и преодоления есть вера, любовь и счастье.  Радость события, радость узнавания себя в другом, радость открытия смыслов, которые уже потом, после встречи, так приятно посмаковать наедине с самим собой. И вдруг увидеть в себе и старика, и мальчика, и море».

Эвелина Лаптева, 5 курс бакалавриата кафедры психологической антропологии: «Тихая, тёплая встреча: без споров, с ощущением пространства и личного контакта с фильмом. “Старик и море” задел не сюжетами, а состоянием, смыслами сюжета. После обсуждения осталось чувство внутренней собранности и какой-то мягкой силы. Хотелось помолчать».

Дарья Артамонова, 3 курс бакалавриата кафедры психологической антропологии: «Это было увлекательное и познавательное мероприятие, которое позволило взглянуть на знакомую историю под новым углом. Мы обсудили темы борьбы с внутренними демонами, поиска смысла жизни и преодоления трудностей. Было интересно наблюдать, как психологические теории и концепции применялись к сюжету и персонажам, что добавляло новый слой понимания к произведению. Обсуждение было живым и интерактивным, участники активно делились своими мыслями и впечатлениями. Атмосфера была дружелюбной и поддерживающей, что способствовало открытому обмену мнениями. Важно отметить, что участников было много, и каждый имел возможность высказать свою точку зрения, что сделало обсуждение еще более насыщенным и многогранным. В целом, встреча оставила приятное впечатление и дала пищу для размышлений. Жду следующих!»

Кирилл Бушев, член актива Межрегионального герменевтического клуба МПГУ, Санкт -Петербург: «Я работаю в технологиях герменевтики недоумения и вопрошания очень давно, и кстати, “Старик и море” Александра Петрова – одно из первых произведений, с которым я познакомился когда-то давно на семинаре Федора Ковалева – соавтора данной методы. Тогда меня поразило, как один из самых непонятных для меня мультфильмов наполнился смыслом и покорил своей красотой и жизнеутверждающей силой. Тогда я и влюбился в медиагерменевтику. Сегодня я с удовольствием вместе с группой погружался в морские глубины и порадовался многообразию и качеству вопросов, заданных участниками, насыщенных парадоксальностью и вызвавших настоящую дискуссию. А также тому, что в конечном итоге к обсуждению выбрали как раз наиболее значимые для меня вопросы: “Можно ли сказать, что Старик счастливый человек и за счет чего? В чем его сила? За что он просит прощения у Рыбы? И все -таки что принесла ему эта рискованная вылазка в море – победу или поражение?”»

Н.Б. Дрозд учитель начальной школы высшей категории, член Ассоциации МОДИ «Мастерской психолого-педагогического сценирования: «Спасибо за тёплую уютную встречу. Сегодня обсуждали одно из моих любимых произведений. Читается легко – запоминается на всю жизнь! Потрясающий мультфильм: гармония, цвет, бесстрашие!  И сколько нежности и доброты!»

Анастасия Мирошниченко, 5 курс бакалавриата кафедры психологической антропологии: «Мы не просто говорили о том, что происходит в фильме. Мы разбирали каждую сцену, каждый образ, каждую эмоцию. Люди делились своим мнением о том, что старик Сантьяго чувствовал, когда сражался с огромной рыбой, и что это значило для него самого. Мы говорили о том, как важно не сдаваться, даже когда всё идёт не так, и как принимать поражения. Такая встреча помогла увидеть в мультфильме гораздо больше, чем обычно замечаешь. Это не просто история про рыбака, а глубокая притча о жизни, о борьбе и о том, как сохранить своё достоинство. Мультик очень красиво показывает внутренний мир старика, его упорство и боль. После этой встречи очень хочется пересмотреть мультфильм и ещё раз подумать над всеми этими вещами. “Старик и море” Петрова — это не просто мультик, это как живое стихотворение, которое заставляет задуматься. Очень советую посмотреть его, а если будет возможность, то и обсудить с кем-то!»

Евгений Бурмистров, куратор молодежных программ Иркутска: «Каждый раз оказываясь на таких встречах я поражаюсь удивительной атмосфере внимания, связующей теплоте взглядов, сопереживающей радости открытий, создаваемой Н.Б. Ковалевой. Слой за слоем, снимая впечатления, сюжет, вопросы и парадоксы, стараясь называть и обозначить для себя то, что видим. Задавая вопросы, слушая вопросы других, мы все глубже и глубже открываем для себя красоту произведения, плывем вместе с героем в бескрайних морских просторах, отражающих небо и порой им становящимся, и обретаем вместе с героем в себе силы жить и трудиться…. Спасибо!»

Кафедра психологической антропологии Института детства

16 / 10 / 2025

Показать обсуждение