18 мая 2024 г. исполнилось 135 лет со дня рождения выдающегося русского и советского ученого-зоопсихолога и музееведа, доктора биологических наук, одного из основателей Государственного Дарвиновского музея, выпускницы Московских высших женских курсов (МВЖК, ныне МПГУ) Надежды Николаевны Ладыгиной-Котс.
Н.Н. Ладыгина родилась 6 (18) мая 1889 г. в городе Кузнецке Саратовской губернии (ныне Пензенская область). В том же году семья переехала в Пензу. Дед Надежды, из зажиточных крестьян, бывший крепостной – он выкупился на волю буквально накануне отмены крепостного права.
В 1908 г., окончив с золотой медалью 7 классов гимназии, Надежда Ладыгина отправилась в Москву, где поступила на зоологический цикл естественного отделения физико-математического факультета знаменитых Московских Высших Женских Курсов (МВЖК). Уровень преподавания на Курсах был не ниже университетского, особенно после прихода в 1911 г. профессоров Императорского Московского университета.
Уже на первом курсе ярко проявился интерес курсистки к проблемам развития психики и поведения животных. Этому способствовали блестящие лекции и практические занятия по анатомии животных молодого профессора-эволюциониста Александра Федоровича Котса. Он рассказывал курсисткам захватывающие истории о своих путешествиях по Сибири и показывал им коллекции уникальных насекомых и птиц. Лекции по дарвинизму он сопровождал демонстрацией своей обширной коллекции экспонатов, иллюстрирующих теорию происхождения видов. Еще в 1907 г. Котс перенес собранную им коллекцию чучел редких животных в здание Курсов в Мерзляковском переулке. Именно этот год считается датой основания (по приказу директора МВЖК С.А. Чаплыгина) Дарвиновского музея. Тогда он занимал несколько комнат и не имел отдельного экспозиционного пространства. Коллекция Котса и составила основу экспозиции музея.
Александр Котс не мог не обратить внимание на Надежду Ладыгину – красавицу с роскошной косой, прилежную студентку, старосту биологического кружка. По воспоминаниям А.Ф. Котса, он влюбился с первого взгляда: «Появление этой девушки было решающим: „ОНА!“. Не обменявшись с ней дотоле ни одним глубоким словом, я всем существом оказался прикован к ней». В 1911 г. Н.Н. Ладыгина и А.Ф. Котс поженились. На свадьбу Александр преподнес Надежде чучело белого ястреба, она же подарила мужу чучело львенка. Это была не просто дружная семейная пара, а союз единомышленников – общим делом их жизни стал Дарвиновский музей, которому супруги отдавали все свое время, силы и средства. На подаренные им деньги молодожены приобрели чучела белого и черного волков. И подарки, и первая семейная покупка стали частью коллекции музея. Весь бюджет молодой семьи уходил на приобретение экспонатов.
Музейная деятельность Надежды Николаевны Ладыгиной-Котс началась, когда они с Александром Федоровичем приступили к систематизации собранных коллекций. Котс считал супругу соосновательницей музея – в течение 12 лет она помогала мужу в организации демонстрационных лекций и сама проводила в музее практические занятия со слушательницами МВЖК.
В 1916 г. Н.Н. Ладыгина-Котс окончила Московские высшие женские курсы. Основные положения ее исследований были доложены на Съезде естествоиспытателей и врачей, где получили высокую оценку ученых. Отдавая предпочтение приматам, Н.Н. Ладыгина-Котс проводила опыты на разных животных – сначала добивалась их расположения и доверия, никогда не применяла физического воздействия и не наказывала.
В 1922 г. музей был признан самостоятельным научно-просветительным государственным учреждением – Дарвиновским музеем. Супруги Котс требовали постройки нового здания для музея – с момента основания он так и продолжал существовать в крыле Аудиторного корпуса 2-го МГУ (ныне – Главный корпус МПГУ).
В 1925 г. у супругов Котс родился сын Рудольф. С первого часа жизни и до семилетнего возраста мать вела круглосуточные наблюдения за психическим развитием сына и делала записи. Дневники ее составили около тысячи страниц текста и несколько тысяч фотографий. Рудольфу Надежда Николаевна предлагала те же задания, что когда-то выполнял шимпанзе Иони. Исследования показали, что детеныш шимпанзе и ребенок некоторое время развиваются одинаково, но примерно в трехлетнем возрасте первый останавливается, а второй продолжает накапливать новые навыки и знания. Ладыгина-Котс впервые доказала, что основные психические процессы у человека и шимпанзе качественно отличаются. Результаты сравнительного исследования были обобщены в двухтомной монографии «Дитя шимпанзе и дитя человека в их инстинктах, эмоциях, играх, привычках и выразительных движениях» (1935). Книга получила многочисленные восторженные отзывы в ряде отечественных и зарубежных изданий, была переведена на несколько языков и получила широкую известность. Ее фрагменты были включены в учебники по зоологии и эволюционному учению для средней школы и вузов. В 2001 г. книгу Н.Н. Ладыгиной-Котс перевел на английский язык ученый Франс де Вааль, назвавший исследовательницу «невоспетой героиней науки».
Ведя наблюдения за сыном, Н.Н. Ладыгина-Котс не прерывала своей естествоиспытательской работы, продолжая наблюдения за поведением животных разнообразных видов в Московском зоопарке. Надежда Николаевна много общалась с дрессировщиками и поддержала идею создания лаборатории для зоопсихологических исследований при Театре зверей имени Владимира Леонидовича Дурова, с которым она была знакома. Это был не только талантливейший артист, но и ученый, знаток поведения животных. Ладыгина-Котс поддерживала дружеские и научные отношения с дочерью В.Л. Дурова Анной Владимировной Дуровой, ставшей членом общества психологов по секции сравнительной психологии. В лаборатории Театра зверей свои исследования проводила ученица Н.Н. Ладыгиной-Котс Мария Герд – автор работ по дрессировке животных. Мария АлександровнаГерд прославилась тем, что готовила к космическому полету собак Белку и Стрелку.
Человек большого ума, такта и скромности, Надежда Николаевна Ладыгина-Котс была необыкновенно красивой женщиной – с роскошными волосами и всегда хорошо, к лицу, одевалась, в романтическом стиле. Ее сравнивали с Прекрасными Дамами Серебряного века. В Дарвиновском музее хранится огромный фотоархив, запечатлевший Ладыгину-Котс в самых экзотических костюмах, интерьерах и аксессуарах. Многие из этих снимков сделаны А.Ф. Котсом, который занимался фотографией почти на профессиональном уровне. В один из дней 1920-х гг. Надежда Николаевна, проводившая наблюдения и эксперименты в Московском зоопарке, привлекла внимание прогуливавшегося там В.В. Маяковского. Поэт был потрясен ее красотой и серьезностью. Увлеченно наблюдая за обитателями парка, Ладыгина-Котс не заметила поэта. Он же остался впечатлен встречей и посвятил ей следующие строки: «Может, может быть, когда-нибудь дорожкой зоологических аллей и она – она зверей любила – тоже ступит в сад, улыбаясь, вот такая, как на карточке в столе».
В 1941 г. Н.Н. Ладыгиной-Котс по совокупности работ, без защиты диссертации была присуждена степень доктора биологических наук. Труды Н.Н. Ладыгиной-Котс получили широкую известность и признание на родине и за рубежом. Результаты ее исследований внесли большой вклад в теорию общей, сравнительной и возрастной психологии, легли в основу этологии человека, когнитивной психологии.. Надежда Николаевна создала и свою научную школу. Зоологическая школа вливалась в школу Дарвиновского музея, что означало наличие исторических связей прежде всего с Московским университетом и с Высшими женскими курсами, где преподавали университетские профессора.
Надежду Николаевну любили ученики, ценили и уважали коллеги. 70-летний юбилей Ладыгиной-Котс в 1959 г. отмечался в огромной, до краев заполненной аудитории Московского государственного педагогического института им. В.И. Ленина (бывших МВЖК) на Малой Пироговской. Выступали крупнейшие ученые нашей страны – психологи, биологи, философы, педагоги, художники. Каждому выходящему, среди моря цветов Надежда Николаевна вручала букет.
За самоотверженный труд и научные заслуги Н.Н. Ладыгина-Котс была награждена орденом Ленина (1953), медалями «За оборону Москвы» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», Почетной грамотой Министерства здравоохранения. В 1960 г. она получила звание Заслуженного деятеля науки РСФСР.
Надежда Николаевна Ладыгина-Котс не дожила до того дня, когда Дарвиновский музей получил собственный дом. Она скончалась после второго инфаркта 3 сентября 1963 г. в Москве. Александр Федорович, остававшийся директором музея до самой смерти, пережил Надежду Николаевну ненадолго (умер в 1964 г.). Они прожили вместе, не расставаясь, полвека.
Строительство здания для Дарвиновского музея, начатое в 1974 г, завершилось в 1994 г., а 2 сентября 1995 г. Государственный Дарвиновский музей переехал в новое просторное здание на улице Вавилова, где находится и по сей день. Один из залов музея полностью посвящен труду четы Котсов – там выставлены их бумаги, личные вещи, фотографии. Надежда Николаевна оставила большой архив, который помимо Дарвиновского музея, хранится в Государственном Пензенском краеведческом музее, а также у ее родных и близких. В мае 2001 г. на здании Первой женской пензенской гимназии, где училась Надежда Ладыгина и в котором теперь располагается Пензенский научно-исследовательский электротехнический институт, была установлена мемориальная доска, а в ноябре 2010 г. решением Пензенской городской думы имя Ладыгиной-Котс было присвоено одной из улиц города.
С 14 мая по 14 июля 2024 г. в залах Дарвиновского музея в Москве будет экспонироваться выставка «Ее Музей, и Книга, и Портрет». Она познакомит гостей с многогранной личностью блестящего ученого, заложившего основы зоопсихологии в мировой науке, Надеждой Ладыгиной-Котс.
Основные публикации:
«Исследование познавательных способностей шимпанзе, ч. 1-2 (1923); «Приспособительные моторные навыки макака в условиях эксперимента» (1928); «Дитя шимпанзе и дитя человека в их инстинктах, эмоциях, играх, привычках и выразительных движениях» (1935); «Развитие психики в процессе эволюции организмов» (1958); «Конструктивная и орудийная деятельность высших обезьян» (1959); «Предпосылки человеческого мышления. Подражательное конструирование обезьяной и детьми» (1965). А.Ю. Кожевников, к.и.н.,
|