Научный сектор Института детства подготовил для студентов материал об инклюзивном образовании, его реализации и трудностях адаптации к такой форме обучения у здоровых школьников.
В последние годы в России, как и во многих других странах мира, активно пропагандируется инклюзивная форма обучения, при которой дети с ограниченными возможностями здоровья посещают занятия вместе со сверстниками, не имеющими особых образовательных потребностей. Все больше детских садов и школ включается в процесс реализации инклюзии и все чаще мы слышим о том, как благотворно это влияет на жизнь и развитие детей с ОВЗ.
Предполагается, что главной целью таких изменений является не просто расширение возможностей образовательной среды, а, прежде всего, обеспечение комфортных условий социализации и развития всех участников взаимодействия. Но почему тогда в контексте инклюзии так мало внимания уделяется здоровым, так называемым «массовым» детям?
Мало кто задумывается о том, что процесс адаптации здоровых детей к инклюзивной образовательной среде не менее сложен, чем у детей с ОВЗ, и требует такого же пристального внимания со стороны взрослых.
Переходя на новую ступень обучения, дети в любом случае испытывают стресс: новая обстановка, новые правила, новые люди – даже в обычном классе не все оказываются готовы к таким переменам. На плечи учителя ложатся обязанности, связанные не только с обучением, но и с психологической поддержкой. Педагоги совместно с родителями должны работать над тем, чтобы каждому ребенку было комфортно посещать занятия. Если же в классе появляются еще и дети с особенностями развития, процесс адаптации значительно усложняется.
Трудности адаптации к учебной деятельности
Появление в классе детей с ОВЗ в первую очередь означает резкое увеличение нагрузки на учителя: ему приходится учитывать особенности таких детей, корректировать планы занятий, адаптировать задания и систему оценки и при этом всегда быть готовым к тому, что все может пойти не по плану. В результате снижается качество образования: учитель нервничает, становится менее сдержанным, менее терпимым, его сил уже не хватает на всех, а настроение чаще склоняется в негативную сторону.
Дети хорошо считывают эмоции взрослых и легко поддаются их влиянию. Из-за этого и учебный материал усваивать становится сложнее, и мотивация к активному взаимодействию с учителем снижается. К тому же дети с ОВЗ нуждаются в постоянной помощи и контроле деятельности со стороны взрослых, а значит, немалая часть занятий уходит на индивидуальную работу учителя с ними, в то время как здоровые дети не знают, чем себя занять.
Инклюзия предполагает не просто нахождение детей с ОВЗ в среде здоровых сверстников, но и возможность осваивать учебную программу в том же объеме. Требования к особенным детям должны быть приближены к стандартным и как бы подтягивать их к среднему уровню класса, однако в реальности мы наблюдаем обратную картину: концентрируясь на улучшении результатов детей с ОВЗ, педагог, сам того не понимая, снижает планку для всех остальных учеников. В итоге обучение здоровых детей в инклюзивном классе и по темпу, и по качеству уступает обучению детей из обычных классов. Это приводит к снижению самооценки и мотивации к учебной деятельности.
Трудности адаптации к коллективу сверстников
Здоровым детям часто бывает нелегко установить контакт с особенными детьми. Они относятся к ним с осторожностью, избегают общения, испытывают к ним жалость или непонимание, особенно, если видят, что учитель кому-то из них уделяет значительно больше внимания.
Агрессивное поведение в отношении детей с ОВЗ со стороны их здоровых сверстников наблюдается реже. Чаще всего оно проявляется в виде разовых вспышек и не приводит к длительной травле, однако такие вспышки оказывают негативное влияние не только на «жертву», но и на самого «агрессора». Ребёнок чувствует себя непонятым и несправедливо обиженным. Он не может найти социально приемлемого способа выпустить свои эмоции и не умеет справляться с накопившимися внутренними переживаниями, а, столкнувшись с осуждением окружающих, может и вовсе замкнуться в себе.
Большое значение на формирование отношения здоровых детей к их особенным сверстникам оказывают слова и действия ближайших взрослых: если родители плохо отзываются о каком-то ребенке или о самом факте его на хождения в классе, то с большой вероятностью их ребенок будет вести себя в соответствии с этой позицией. Поэтому крайне важно, чтобы родители были заранее подготовлены к тому, что их ожидает.
Трудности адаптации к внеучебным мероприятиям
Для любого ребенка важно иметь возможность проявить себя в какой-нибудь деятельности, посоревноваться с другими, найти применение своим способностям и талантам, но в условиях инклюзии возможности творческой или спортивной самореализации детей тоже оказываются ограничены.
При распределении ролей педагог прежде всего ищет возможность «пристроить» ребенка с ОВЗ, из-за чего здоровые дети часто чувствуют себя несправедливо обделенными и могут вовсе отказаться от участия в мероприятии. Необходимость постоянно уступать позиции отрицательно сказывается на личностном и эмоциональном развитии детей. Если речь идет о каких-либо соревнованиях, спортивных или творческих, они либо оказываются нечестными, либо не приносят детям удовлетворения – победа без победы.
В итоге инклюзия не только не оказывается полезной, но и часто становится причиной резкого снижения как личных, так и учебных достижений детей и закладывает основу отрицательного отношения к людям с ОВЗ в будущем. Поэтому введение такой формы обучения требует серьезной многолетней работы по подготовке специалистов, родителей и самих детей к тем трудностям, с которым им предстоит столкнуться.
Текст: Надежда Мозырская, студентка 3 курса дефектологического факультета
Редактор: Наталья Мкртчян, студентка 4 курса факультета начального образования
Картинка: Полина Дорофеева, студентка 1 курса факультета начального образования
Организатор: Анна Карпова, студентка 4 курса факультета начального образования