В целях расширения знаний в области специального образования для студентов 2 курса филологического факультета Института филологии МПГУ (направление подготовки «Русский язык и Специальная педагогика») (группа 207) на базе ГБОУ Специальная (коррекционная) школа № 1708 г. Москвы, в рамках изучения дисциплины «Логопедия и технологии преодоления нарушений речи», был проведен практико-ориентированный семинар по проблеме особенностей обучения русскому языку школьников с нарушениями развития. Руководитель семинара – старший методист, учитель-логопед ГБОУ № 1708 Лапунова Жанна Владимировна.
В ходе семинара студенты познакомились с организационной структурой данного вида образовательной организации, учителем русского языка, с требованиями к его профессиональной подготовке. Студенты посетили урок русского языка, который провела учитель Третьякова Ольга Владимировна. Тема урока: «Прилагательные полные и краткие» в 5 классе коррекционной школы, предварительно, из беседы с учителем, познакомились с контингентом обучающихся класса. Наполняемость класса 15 человек, присутствовало 10 человек. Это дети с различными нарушениями развития: общим недоразвитием речи, заиканием, ринолалией, задержкой психического развития, легкой степенью умственной отсталости и расстройством аутистического спектра. Длительность уроков в школе – 40 минут.
Несмотря на то, что школа относится к специальному виду образовательной организации, обучение школьников данного класса, по желанию родителей, проводится по общеобразовательной программе, в 9 классе обучающиеся будут сдавать ОГЭ.
При прослушивании урока студенты отметили специфические приемы, которые применял учитель при обучении школьников умению образовывать краткие прилагательные от полных, при знакомстве с правилом правописания кратких прилагательных. Студенты отметили такие приемы: построение предложения не больше 10 слов, многократный повтор правил, инструкций, постоянные наводящие вопросы, в результате чего дети сами открывали новое знание; изменение интонации для привлечения внимания учеников, некоторым детям требовался контроль за выполнением задания; обязательная физкультминутка. Урок прошёл в спокойной обстановке, без каких-либо отклонений, во время урока обучающиеся чувствовали себя комфортно в присутствии студентов.
Вторая часть семинара была посвящена обсуждению совместно с педагогом результатов наблюдения за ходом урока, ответам на вопросы студентов. Из наблюдений за обучающимися в ходе урока, из беседы с педагогом, студенты осознали необходимость индивидуального подхода к каждому ученику с учетом его возможностей, особенностей развития, применения специальных приемов обучения, что требует от студента, будущего педагога, дополнительных знаний в области специальной педагогики (логопедии, олигофренопедагогики и др.) и специальной психологии.
Студенты проанализировали письменные работы учеников, при этом педагог обратил внимание на специфические ошибки на письме, не связанные с незнанием правил и неумением их применить, с невнимательностью детей с ОВЗ, а связанные со спецификой их речевого дефекта.
Студенты узнали, что в конце основного учебного времени со школьниками, испытывающими особые трудности в обучении, проводятся занятия с учителем-логопедом, психологом, дефектологом, познакомились с системой аппаратурных технологий в школе: на формирование координированных, ритмических упражнений с помощью интерактивного метронома, с аудио-психо-лингвистическим стимулированием по методу А. Томатиса.
Для бакалавров, будущих учителей русского языка, было полезно и интересно на практике увидеть специфику обучения русскому языку детей с особыми образовательными потребностями, что позволило расширить представления студентов об их будущей профессии, и направить на более глубокое изучение детей с ОВЗ и особенностей их обучения. У ряда студентов появилось желание более глубокого изучения логопедии с возможным прохождением курсов профессиональной переподготовки по программе “Логопедия”.
к.п.н., доцент кафедры логопедии Дубровина Т.И.
к.п.н., доцент кафедры логопедии Шарипова Н.Ю.