4 мая 2023 года для педагогов школ – участников проектов «Интеграция детей из семей иноэтничных мигрантов средствами образования: методическая и консультативная поддержка школ и детских садов в регионах России» и «Языковая и социокультурная адаптация детей с миграционной историей в образовательных организациях РФ» был проведен вебинар по теме «Комплексный характер работы с текстом в обучении русскому языку как иностранному». Лектор Смирнова Наталья Леонидовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры филологического образования ГАОУ ДПО «Институт развития образования» Свердловской области рассмотрела перечень методических вопросов, связанных с развитием речи обучающихся – инофонов, слаб владеющих русским языком.
В начале вебинара лектор поднял вопрос о важности учета уровневого подхода, принятого при обучении русскому языку как иностранному. Плюсы такого методического взгляда заключаются в системности обучения, в постепенном включении ребенка в новую языковую культуру. Исходя из собственного опыта и опыта коллег – учителей Свердловской области, Наталья Леонидовна выразила мнение, что уровнем выживаемости для детей из семей мигрантов в российской школе следует считать базовый уровень (по классификации ТРКИ, которая, однако, сделана для взрослых, а не для детей). Именно базовый уровень, по мнению лектора, включает практически всю языковую базу, без которой невозможно успешно обучаться не только русскому языку в основной школе, но и другим предметам на русском языке.
Основная часть вебинара была посвящена тексту как базовой единице коммуникации, а также работе с ним на уроках в средней школе: то есть русскому языку как средству обучения. Комплексный характер работы с текстом, по словам лектора, предполагает, что на его основе развиваются все виды речевой деятельности: говорение, аудирование, чтение, письмо.
Наталья Леонидовна обратила внимание, что языковая диагностика, проводимая специалистами Института социально-гуманитарного образования МПГУ, подтверждает тот факт, что у большинства детей-инофонов виды речевой деятельности развиты неравномерно. Именно работа с текстом, комплексная и на постоянной основе, поможет улучшить речь ребенка во всех аспектах, что приведет к овладению функциональной грамотностью, о развитии которой всегда должен помнить учитель-словесник.
На примере текстов из учебно-методического комплекса «Русский язык: от ступени к ступени» были проанализированы методические приемы, направленные на обучение устному и письменному пересказу, названы типичные ошибки, допускаемые учащимися при выполнении заданий к тексту, и пути их преодоления. Так, была продемонстрирована многоступенчатая работа с текстом «Радость в луковице», который хорошо знают учителя, активно использующие УМК «Русский язык: от ступени к ступени» в своей педагогической практике. Такая многоступенчатая работа позволяет даже на раннем этапе обучения активно расширять лексический запас учащихся, приближая его речь к живому языку.
К просмотру записи данного вебинара приглашаются педагоги школ, воспитатели детских садов, методисты, логопеды и дефектологи, особенно – учителя русского языка и литературы, проводящие дополнительные занятия с детьми-инофонами. В ближайшее время его запись будет доступна для просмотра на канале https://www.youtube.com/playlist?list=PL1NoPMLAGC-a99wcFEAp-Qk0YHzZYeEWe.
Проект «Языковая и социокультурная адаптация детей с миграционной историей в образовательных организациях России», поддержанный Фондом президентских грантов по развитию гражданского общества, осуществляется АНО «Центр содействия межнациональному образованию «ЭТНОСФЕРА» и Московским педагогическим государственным университетом в лице кафедры ЮНЕСКО «Международное (поликультурное) образование и интеграция мигрантов» Института социально-гуманитарного образования. Подробнее о проекте можете узнать на сайте www.mpgu.su/integration и сайте Центра «Этносфера» https://etnosfera.ru/projects/integracija-detej-iz-semej-inojetnichnyh-migrantov-sredstvami-obrazovanija-metodicheskaja-i-konsultativnaja-podderzhka-shkol-i-detskih-sadov-v-regionah-rossii/