В преддверии 5-летия проекта «Всероссийская школа вожатых» хочется рассказать о наших студентах, которым обучение по программе «Основы вожатской деятельности» помогло раскрыть в себе новые таланты. Мы часто рассказываем о ребятах, которые с самого детства ездили в лагеря, вращались в водовороте вожатских событий, достигали высот на сменах и грезили поездками в новые, неизведанные места, но не писали о тех, кто влился в вожатскую стихию благодаря педагогической практике в университете. А ведь таких ребят в нашем вузе немало! Совсем недавно мы общались со студентом-пятикурсником Института истории и политики МПГУ Романом Черневым, который вместе со своим одногруппником, окончив в 2020 году модуль «Основы вожатской деятельности» и получив задание об обязательном прохождении практики, впервые отправился в подмосковный лагерь, полюбил вожатство и открыл для себя новые горизонты. Да так стремительно, что уже успел поучаствовать во Всероссийском конкурсе проектов «Вожатые – школе», где занял второе место в номинации и… Пожалуй, лучше он сам расскажет, как всё произошло!
– Роман, расскажите, с чего началось Ваше увлечение вожатством? Ведь раньше Вы никогда не ездили в лагерь и в целом не интересовались всем этим движением. Что же произошло?
– Да, всё верно. В детстве я никогда не ездил в лагерь. Осенью 2019 года, узнав о необходимости прохождения вожатской практики, я задумался, где бы ее пройти и остановил свой выбор на вожатстве. Только вот в лагерях я никогда не был и сложно было понять, куда лучше поехать. Помог одноклассник – он лет 10 ездил в ДОЛ «Орленок», что в Московской области, в детстве отдыхать, а в 2019 году уже побывал там в качестве вожатого, и сразу на 4 смены. Соответственно, по его рекомендации я решил остановиться на этом лагере в качестве площадки для развития себя как вожатого.
– Здорово, что Вы так быстро определились с базой практики! Обычно студенты выбирают несколько лагерей и долго не могут определиться, какой лагерь их больше привлекает… Если я ничего не путаю, Вы успели там поработать уже дважды. Почему снова поехали именно туда, а не в новый лагерь?
– Ну, во-первых, «Орленок» – один из крупнейших лагерей Подмосковья, обладает уникальным местоположением и природой, оформлен в стиле русской деревни, где находится множество кружков для детей. Помимо этого, лагерь имеет многолетнюю историю, и в этом году ему исполнилось 55 лет. Во-вторых, что касается самой практики. Мне, как практиканту-вожатому, была организована дополнительно школа вожатого, позволяющая быстро войти в курс дел. Как новичку в этой сфере, мне было крайне интересно и необходимо в ней поучиться. Кроме того, администрация лагеря активно помогала в прохождении практики, советовала, поддерживала.
– Я вижу, что Вы действительно под большим впечатлением. Сейчас многие вожатые стараются совмещать приятное с полезным, и кроме непосредственно работы в лагере, занимаются педагогикой и саморазвитием – преподают курсы, ведут мастер-классы и факультативы. Вы успели во что-то такое влиться или пока наблюдаете?
– Торопитесь медленно. Я пока изучаю поведение детей, их коммуникативные навыки и интересы. Конечно, я бы тоже хотел вести что-то подобное, тем более, что я историк, я мог бы придумать для них кое-что действительно полезное и интересное, тот же квест или факультатив. Думаю, на будущий год это всё реализую.
– Не сомневаюсь. Но, несмотря на то, что Вы говорите, что никуда не торопитесь, Вы успели принять участие и стать призерами Всероссийского конкурса вожатских проектов «Вожатые – школе». И это человек, который только влился в вожатское дело! Конечно Вам не составит труда придумать занятие для детей. А пока расскажите, что был за проект на конкурсе? Почему вообще решили участвовать?
– Историю нашего проекта нужно начать с моего одногруппника – Райкова Антона – которого c самого детства интересовала история Великой Отечественной Войны. В 15 лет он начал заниматься поиском пропавших без вести солдат, заниматься военно-исторической реконструкцией солдат Красной Армии. Он посетил множество фестивалей от Брестской Крепости до разъезда Дубосеково, от Ленинграда до Ростова, соответственно, основываясь на его опыте, мы решили организовать выставку, посвященную униформе, снаряжению и вооружению солдат Красной Армии и Вермахта. В лагере мы смогли реализовать проект-выставку для разных возрастов, как и для старших ребят 14-15 лет, так и для младших 8-10 лет. Получив свой опыт, поняли, что детские лагеря обладают возможностью для реализации уникальных педагогических практик. Соответственно, решили осуществить свой конкурсный дебют осенью 2021 года, в ходе которого сразу заняли место призеров в IV Всероссийском конкурсе студенческих проектов воспитания в общеобразовательных организациях “Вожатые-школе”. (организатор: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. г.Санкт-Петербург.)
– Как здорово! И то, что Вы с другом интересуетесь этой темой, и то, что популяризируете ее среди детей, это очень ценно для патриотического воспитания молодежи. Уверена, у вас всё получится!
– Спасибо.
– Чем еще можете похвастаться? Я слышала, что совсем недавно Вы заняли третье место в конкурсе… Расскажите, что это был за конкурс, какое было задание?
– В декабре 2021 года я стал участником Республиканского онлайн-конкурса «Вожатские лайфхаки» 2021 (Республика Башкортостан, город Уфа). Тут мне пригодился мой вожатский опыт 2020-2021гг, что, собственно, и позволило занять третье место. На конкурсе у меня была задача показать методы сплочения отряда, и я воспользовался теми знаниями и методами, которые были реализованы в ДОЛ «Орленок».
– Какие всё-таки разносторонние личности – студенты МПГУ. А чем Вы еще увлекаетесь, помимо педагогики и вожатства? Так сказать, в свободное от учебы время?
– В свободное от учебы время я работаю J Шучу, как увлечение может быть работой? Ну вот, например, летом 2018 года я был участником археологической экспедиции, организованной любимым МПГУ (Артезианская Археологическая Экспедиция). Всё-таки умеет наш университет организовывать досуг студентов! Неудивительно, что это событие вскоре повлияло на мою трудовую деятельность. С лета 2019 года я стал работать в московской археологии и участвовать в раскопках в центре Москвы.
Осенью 2020 года я вступил в Поисковое Движение России, в поисковый отряд «Освобождение» и стал участвовать в поиске пропавших без вести солдат Красной Армии. Уже в 2021 году стал помощником заместителя руководителя отряда. Интересный факт в том, что именно детский лагерь повлиял на вхождение меня в ряды ПДР. Как это произошло? Однажды, ко мне подошел мальчик из моего отряда и стал расспрашивать про Аджимушкайские каменоломни (в которых наши солдаты оборонялись от превосходящих немецких сил), и в тот момент
я понял, что участие в поиске солдат дает уникальную возможность будущему педагогу-историку рассказывать об истории от первого лица. Так что я обязательно это сделаю в будущем году.
– Я уже жду Ваш факультатив! Уверена, его будет интересно посетить не только детям, но и взрослым. Кстати, как Ваши близкие относятся к Вашей вожатской и общественной деятельностям? Наверняка поддерживают и ходят вместе с Вами?
– Вместе со мной пока не ходят, но конечно же поддерживают, особенно вожатскую деятельность, ведь она важна не только для развития педагога, но и для умного и целеустремленного человека.
– Полностью согласна. Что ж, до встречи на раскопках! Или может на смене? Кстати, советую Вам посетить не менее увлекательное событие будущей весны – Ярмарку вакансий организаций отдыха детей и их оздоровления, там лагеря приглашают будущих вожатых к себе на смены, Ваш «Орленок» тоже там будет. Как новому имени на стене почета вожатых Вы просто обязаны ее посетить!
– Спасибо за интервью и приглашение, обязательно приду!
Кристина Романова
Федеральный координационный центр по подготовке и сопровождению вожатских кадров