О возможности обучающихся приступить к педагогической деятельности в рамках профессиональной подготовки педагогических кадров говорили 23 октября 2020 г. в Московском педагогическом государственном университете, где прошло заседание коллегии Министерства просвещения Российской Федерации под председательством Министра просвещения Сергея Кравцова.
Начиная с середины октября 2020 г. в МПГУ были направлены запросы от руководителей образовательных организаций г.Москвы и Московской области о направлении обучающихся на педагогическую деятельность и подмену учителей в связи с возросшими случаями их заболевания Covid.
В настоящее время к педагогической деятельности приступили порядка 90 обучающихся МПГУ. Студенты уже вышли на замену учителям по учебным предметам «Физика», «Химия», «Математика», «Русский язык», «Иностранный язык», на замену учителям начальных классов. Только в качестве учителя по предмету «Русский язык» в течение недели с 09 по 13 ноября на педагогическую деятельность вышли студенты Института филологии в 23 московские школы; в течение одного дня были направлены студенты в 8 школ на замену учителей начальных классов. Учебная нагрузка может составить до 25 часов в неделю – и здесь важно распределить время на подготовку к урокам в школе и изучение материала по своей образовательной программе в Университете. Студент выступает не только в роли учителя, но и в роли инструктора, наставника, занимает позицию куратора, управленца, тьютора. Ежедневно новые студенты МПГУ выходят на собеседование с руководителями образовательных организаций.
13 ноября 2020 г прошло селекторное совещание Департамента образования и науки Москвы о ходе реализации проекта «Учителя на замену». На совещание были приглашены все участники проекта. Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента образования и науки города Москвы Молотков Александр Борисович поблагодарил и студентов МПГУ за активное участие в педагогической деятельности в качестве замены учителей по профильным предметам.
А сегодня мы спросили студентов, вышедших на замену учителям:
Как Вам удалось стать участником проекта “Учитель на замену”?
Каково быть в роли учителя? Большая ли у Вас загруженность? Как Вы распределяете свое время (подготовка к урокам в школе, занятия в университете)?
Считаете ли Вы этот опыт для себя полезным?
Какой совет Вы можете дать студентам, которые сейчас проходят собеседования в школах и которым только предстоит выйти?
Матвеева Елизавета Игоревна, студентка 4 курса Института филологии,
на замене учителя русского языка в Школе 1384 им. А. А. Леманского
Я заполнила таблицу, предложенную Учебно-методическим управлением, и одновременно подала заявку на участие в проекте «Учитель на замену». В скором времени появились предложения – я откликнулась на вакансию по одной из школ.
Благодаря проекту «Учитель на замену», я получила колоссальный опыт работы, незабываемые эмоции и впечатления. Признаться, было нелегко. Однако, когда тебе нравится твоя работа и то, чем ты занимаешься, усталость перетекает в приятное удовлетворение от процесса. Главное – правильно организовать свою деятельность, распределить свое время. Безусловно, это очень полезный опыт.
Я бы хотела пожелать ребятам, которые сейчас проходят собеседование в школах, не бояться пробовать новое и идти вперёд, быть в себе уверенным и не жалеть себя. Тогда обязательно все получится.
Паршина Валерия Андреевна, студентка 4 курса Института биологии и химии,
на замене учителя химии в Школе № 1370
Когда появилась информация о проекте, я долго думала, стоит ли попробовать или ещё рано, мучали вопросы «смогу ли я преподавать? Примут ли меня ученики? Будут ли слушать? Как это учить детей дистанционно?», но все же решила оставить заявку. Через некоторое время стали присылать запросы от школ, и вот пришел запрос из школы, находящейся недалеко от дома, ну и я решила, что видимо пришло время откликнуться и попробовать себя в новой роли. Конечно, я очень переживала, но придя в здание школы для получения учебников и расписания, а также, побеседовав с завучем, поняла, что не зря решилась на это. Учебная нагрузка для первого раза в роли учителя не маленькая – 21 час в неделю. Я преподаю учебный предмет «Химия» в 8, 9 и 11-х классах. Подготовка к урокам достаточно волнительная, но благодаря полученным умениям по составлению конспектов по педагогике и методике обучения химии, данный этап проходит очень легко. Подготовку к урокам и к занятиям в институте совмещаю, распределяю свои силы и время, и все получается довольно неплохо.
Безусловно, данный опыт очень полезен для меня. В конце первого рабочего дня после проведенных уроков я перестала ощущать волнение, стала более уверенной. Научилась с легкостью отвечать на вопросы, которые задают ученики, хотя раньше думала, что это невозможно. Для студентов, которые только планируют принять участие в проекте, хочу сказать, что главное не бояться пробовать что-то новое. Будьте всегда уверены в себе, и у вас обязательно все получится. Когда ученики говорят: «Спасибо! Вы нам понравились! Вы очень понятно объясняете материал» – это бесценно.
Я выражаю благодарность разработчикам данного проекта и Университету за предоставление такой прекрасной возможности поработать с детьми!
Чижова Марина Александровна, студентка 4 курса Института иностранных языков,
на замене учителя английского языка в Школе № 56 имени академика В.А. Легасова
Об участии в проекте «Учитель на замену» нас проинформировали в группе учебного отдела Института иностранных языков. Кроме того, на официальном сайте МПГУ анонсировалась информация об этой программе.
Каждый день в школе, где я заменяю учителя по иностранному языку, было 4 -5 уроков по этому предмету. Конечно, подготовка к ним, подбор интересного материала занимала большое количество времени. Преподаватели в Университете шли мне на встречу и направляли дополнительные письменные задания, которые позволяли набрать баллы за семинары, на которых я не могла присутствовать из-за занятости в школе.
Опыт участия в проекте «Учитель на замену» имеет огромное практическое значение для будущих педагогов. В рамках программы студент может не только проверить свои силы, как педагога, но и попробовать проявить себя в качестве классного руководителя. Кроме того, возможности, реализуемые в рамках данного проекта, значительно отличаются от педагогической практики: ведь студент проводит все уроки самостоятельно, находится один на один с классом. Сейчас я уже умею применять материалы платформы «Московская электронная школа», заполнять электронный журнал. Тем студентам, кому еще предстоит выйти на замену учителям, я дам советы: еще до выхода в школу подумать о распределении времени на работу и учебу; не бойтесь задавать вопросы более старшим и опытным коллегам; никогда не отчаивайтесь и у вас обязательно все получится!
Новожилова Дарья Эдуардовна, студентка 4 курса Института филологии,
на замене учителя русского языка в Школе 2030
Ещё в начале октября я услышала новость о возможности быть тьютором в школе и сразу же загорелась желанием поучаствовать в этом мероприятии. Немного позже появился проект «Учитель на замену», я сразу же внесла свои данные в базу желающих поучаствовать.
Быть в роли учителя – это огромная радость. Стать учителем – мечта ещё со школы, для меня это не просто работа. Я являюсь посредником между учениками и знаниями, посредником между учениками и их будущим. Я причастна к формированию их мировоззрения, мироощущения. Это огромная ответственность. Готовилась к урокам я, смотря через эту призму: Что им поможет в будущем? Что понадобится к ВПР? ОГЭ? ЕГЭ? Что будет развивать их воображение, аналитическую позицию, формировать их понятийный аппарат?
Первое время было тяжело совмещать работу в школе в первой половине дня и учёбу в Университете во второй половине дня; тем более, что я живу в Московской области, и дорога в одну сторону занимала два часа, но эти детские взгляды, понимание ими предмета, слова благодарности… Потраченное мною время, пробки, отсутствие сна моментально забываются. Участие в проекте «Учитель на замену», безусловно, полезный педагогический опыт в моей жизни. Я работала самостоятельно, без присмотра педагога с опытом.
Благодаря этому опыту я поняла, что мое обучение в педагогическом Университете, выбранный путь к профессии – все не зря. Я сделала верный выбор!
Никогда не бойтесь учеников! Это не только урок обучающихся, но это и Ваш урок! Не скачивайте презентации, конспекты уроков из интернета – большая часть из них либо не подойдёт Вам, либо сделана с минимальным трудом. Сделайте что-то своё, креативное, творческое. Поверьте, такой урок Вы будете проводить с огромным удовольствием.
Пушкарева Эрна Сергеевна, студентка 2 курса магистратуры
Института физики, технологии и информационных систем,
на замене учителя математики в Школе № 1507
Я узнала о возможности участия в проекте «Учитель на замену» от преподавателей Института. Мне нравится быть учителем. Я много времени работала с детьми. Учебная нагрузка в школе составляет 11 часов в неделю. Утром провожу уроки, в перерыве готовлюсь к университетским парам, потом снова учеба в университете, а к вечеру – подготовка к урокам на следующий день.
Опыт участия в проекте – очень полезен. Я еще раз убедилась, что хочу работать в школе учителем физики или математики.
Студентам, кому только предстоит выйти на замену учителям, я советую готовиться к урокам заранее, подберите для себя ту школу, в которой заинтересованы Вы и которая будет заинтересована в Вас.
Ковалева Дарья Вадимовна, студентка 5 курса Факультета начального образования,
на замене учителя начальных классов в Школе № 56
Я преподаю в 4-м классе 56-й школы. Впервые я услышала о проекте «Учитель на замену» от старосты нашей группы, а после уже более конкретную информацию всей группе прислали работники деканата.
В первый день, когда я пришла в школу, для меня многое было в новинку, например, заполнение электронного журнала, завтраки с детьми, выстраивание дисциплины в классе. Было очень сложно – мне, как неопытному учителю, было тяжело справиться с дисциплиной учеников, которая расшаталась из-за отсутствия учителя. Но сейчас мы с детьми привыкли друг к другу, и мне намного легче.
Я не могу сказать, что у меня большая загруженность. В первой половине недели я веду по 4 урока каждый день, а во второй – всего 2 урока, и остаюсь после уроков, чтобы проставить отметки в журнал.
Если говорить о совмещении работы с учёбой, то мне очень повезло, потому что этот период совпал со стажерской практикой в Университете. Я считаю, что сейчас получаю невероятный учительский опыт работы в школе. Я бы хотела пожелать удачи тем студентам, которые только собираются идти в школу. Я уверена, что коллеги-учителя помогут вам разобраться с трудными вопросами.
Мы продолжим информировать Вас об участии наших обучающихся в проекте «Учитель на замену».
Учебно-методическое управление