Межуниверситетский круглый стол, посвященный проблемам современной семьи в мегаполисе. В его работе приняли участие преподаватели кафедры психологии развития и сотрудники института Выготского РГГУ, магистры второго года обучения программ «Личностно-ориентированное консультирование и психология развития», «Психологическое консультирование».
Цель работы круглого стола – анализ актуальных тенденций в жизни современной семьи, проживающей в мегаполисе.
Круглый стол открыла Айвазова Д.Г., аспирантка РГГУ представившая результаты диссертационного исследования на тему: «Идеально-нормативный образ супружества и удовлетворенность браком у молодых супругов». Обсуждалась проблема идеально-нормативного образа супружества в семейной диаде. Результаты исследования по определению наиболее значимых качественных характеристик брака среди современных жителей мегаполиса. В докладе был представлен диагностический инструмент для сравнительного анализа представлений супругов о нормативном браке в семьях с разным уровнем диадической адаптации.
Были получены следующие, представляющие интерес для психологической практики выводы:
1.Супруги с низкой удовлетворенностью отношениями ориентируются на традиционный образ семьи, члены которой не допускают девиаций, берут ответственность за семью и объединяются во имя рождения и воспитания детей. Семьи же с высоким уровнем удовлетворенности разделяют ценности супружеского типа отношений, построенных на взаимной поддержке и развитии партнеров.
Кроме качественного анализа приоритетных ценностей и установок в супружеских парах с низким и высоким уровнем удовлетворенности, проведен корреляционный анализ и установлено наличие связи степени согласованности идеально-нормативного образа супружества с уровнем диадической адаптации (p=0,021). Чем выше степень согласованности идеально-нормативного образа супружества по выделенным нами сферам семейной жизни, тем выше показатель диадической адаптации (удовлетворенности супругов браком).
Доклад С.П. Картининой «Семья глазами школьного психолога» раскрывал особенности взаимодействия школьного психолога с разными типами семей младших школьников, обучающихся в академической гимназии №1534, о новых форматах взаимодействия с родителями, «Родительские круги». Посыл для образования и развития доверительных отношений между родителями и детьми на 4 уровнях: психологическом, психофизиологическом, социальном и культурном. Создание доверительной среды в общении педагогов, психологов и родителей.
Доклад Е.Л. Горловой вызвал оживленное обсуждение участников круглого стола. Тема доклада «О возможностях нарративного подхода в работе школьного психолога» была сформулирована в ходе работы школьной психологической службы в районе, расположенном за МКАД и представляющим собой довольно маргинальную среду родителей и детей. Нарративное исследование доминирующих дискурсов в школе позволяет определять возникающие в системе конфликты как соперничающие в организации дискурсы. Nikolaj Kure определяет дискурс как локальную семантическую систему, которая является фоном для «приглашения на позицию», т.е. приглашение принять определенную идентичность в отношениях. Конфликт возникает тогда, когда происходит поляризация позиций, оказывающихся «на гребне» конкурирующих дискурсов. Здесь само прояснение привилегированных дискурсов школы (например, как правит в школе главенствующая идея безопасности) создает пространство для обозначения и осознания альтернативных, соперничающих идей. Например, в ситуации, когда педагог отстаивает идею “ученик должен подчиняться общим правилам во имя безопасности” и критикует ребенка и семью за то, что ребенок высказывает свое несогласие с каким-либо правилом, конфликт возникает, когда родитель занимает альтернативную позицию, отстаивая индивидуальность своего ребенка, считает ценностью не регламент и правила, а инициативу и креативность. В данном случае дискурсивная иерархия приводит к тому, что доминирующие дискурсы предлагают субъектам привилегированные позиции, с которых эти субъекты вправе давать негативные определения и оценки окружающим (педагог критикует ребенка и родителя), что в итоге приводит к поляризации позиций. Nikolaj Kure предлагает в качестве инструмента медиации поиск возможностей для создания нового дискурсивного фона, не соответствующего конфликтной ситуации (например, прояснение надежд и намерений сторон, в результате чего могут возникнуть истории справедливости или ответственного выбора). Применение нарративного взгляда в деятельности школьного психолога позволяет сместить акцент на создание пространство новых идей, снимая тем самым полярность точек зрения, создавая новые контексты.
Е.В. Зырянова сделала доклад на тему: «Традиционные и современные ритуалы семьи: символика и трансформации». Речь шла о ритуалах российских семей, был представлен анализ ритуала встречи Нового года в историческом и современном аспектах на основе анализа этнографических материалов и литературных источников. Автор определяет ритуал как «формализованные, стереотипизированные, индивидуализированные формы взаимодействия между людьми, их значение не выступает в качестве объекта рефлексии участников взаимодействия. Акцент был сделан на игровой характер ритуала, т. е. способность сохранять новизну при многократных повторениях. Выделены отличительные признаки и психологические функции ритуала на примере новогоднего праздника.
Все доклады вызвали живой интерес и бурную дискуссию среди участников. В обсуждении приняли активное участие Макарова Е.Ю, Цветкова Н.А, Шурупова Е.Ю., Беловол Е.В.
Российское общество находится перманентно в состоянии бурных социальных изменений, политических и экономических реформ, а семья, будучи наиболее консервативным общественным институтом, как в зеркале, отражает все феномены развития общества. Исследования разных аспектов жизни современных семей необходимы для понимания процессов и тенденций, а также разработки форм помощи семье, востребованных и конкретных.