Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

Отчет о работе круглого стола «Современная семья в мегаполисе: развитие, кризисы, трансформация» 24 марта 2017

Институт педагогики и психологии (новости)

Межуниверситетский круглый стол, посвященный проблемам  современной  семьи в мегаполисе. В его работе приняли участие преподаватели  кафедры психологии развития  и сотрудники  института  Выготского РГГУ, магистры  второго  года обучения программ «Личностно-ориентированное  консультирование  и психология развития», «Психологическое  консультирование».

Цель работы круглого стола – анализ актуальных тенденций в жизни современной семьи, проживающей в мегаполисе.

Круглый стол открыла Айвазова Д.Г., аспирантка РГГУ представившая результаты  диссертационного  исследования на тему: «Идеально-нормативный образ супружества и удовлетворенность браком у  молодых  супругов». Обсуждалась проблема идеально-нормативного образа супружества в семейной диаде. Результаты исследования по определению наиболее значимых качественных характеристик брака среди современных жителей мегаполиса. В докладе был  представлен диагностический инструмент для сравнительного анализа представлений супругов о нормативном браке в семьях с разным уровнем диадической адаптации.

Были получены следующие, представляющие интерес для психологической практики выводы:

1.Супруги с низкой удовлетворенностью отношениями ориентируются на традиционный образ семьи, члены которой не допускают девиаций, берут ответственность за семью и объединяются во имя рождения и воспитания детей. Семьи же с высоким уровнем удовлетворенности разделяют ценности супружеского типа отношений, построенных на взаимной поддержке и развитии партнеров.

Кроме качественного анализа приоритетных ценностей и установок в супружеских парах с низким и высоким уровнем удовлетворенности, проведен корреляционный анализ и установлено наличие связи степени согласованности идеально-нормативного образа супружества с уровнем диадической адаптации (p=0,021). Чем выше степень согласованности идеально-нормативного образа супружества по выделенным нами сферам семейной жизни, тем выше показатель диадической адаптации (удовлетворенности супругов браком).

Доклад С.П. Картининой «Семья  глазами  школьного  психолога» раскрывал особенности взаимодействия школьного  психолога с разными типами  семей младших  школьников, обучающихся в  академической  гимназии №1534, о  новых  форматах  взаимодействия  с родителями, «Родительские  круги». Посыл для образования и развития  доверительных отношений    между  родителями  и  детьми на  4  уровнях: психологическом, психофизиологическом, социальном и культурном. Создание  доверительной  среды в общении  педагогов, психологов  и  родителей.

Доклад  Е.Л. Горловой вызвал оживленное обсуждение участников  круглого  стола. Тема доклада «О возможностях нарративного подхода  в работе  школьного  психолога» была сформулирована в ходе  работы школьной  психологической  службы в районе, расположенном  за  МКАД и представляющим собой довольно  маргинальную среду родителей  и детей. Нарративное исследование доминирующих дискурсов в школе позволяет определять возникающие в системе конфликты как соперничающие в организации дискурсы. Nikolaj Kure определяет дискурс как локальную семантическую систему, которая является фоном для «приглашения на позицию», т.е. приглашение принять определенную идентичность в отношениях. Конфликт возникает тогда, когда происходит поляризация позиций, оказывающихся «на гребне» конкурирующих дискурсов. Здесь само прояснение привилегированных дискурсов школы (например, как правит в школе главенствующая идея безопасности) создает пространство для обозначения и осознания альтернативных, соперничающих идей. Например, в ситуации, когда педагог отстаивает идею “ученик должен подчиняться общим правилам во имя безопасности” и критикует ребенка и семью за то, что ребенок высказывает свое несогласие с каким-либо правилом, конфликт возникает, когда родитель занимает альтернативную позицию, отстаивая индивидуальность своего ребенка, считает ценностью не регламент и правила, а инициативу и креативность. В данном случае дискурсивная иерархия приводит к тому, что доминирующие дискурсы предлагают субъектам привилегированные позиции, с которых эти субъекты вправе давать негативные определения и оценки окружающим (педагог критикует ребенка и родителя), что в итоге приводит к поляризации позиций. Nikolaj Kure предлагает в качестве инструмента медиации поиск возможностей для создания нового дискурсивного фона, не соответствующего конфликтной ситуации (например, прояснение надежд и намерений сторон, в результате чего могут возникнуть истории справедливости или ответственного выбора). Применение нарративного взгляда в деятельности школьного психолога позволяет сместить акцент на создание пространство новых идей, снимая тем самым полярность точек зрения, создавая новые контексты.

Е.В. Зырянова сделала доклад на  тему: «Традиционные и современные ритуалы семьи: символика  и  трансформации». Речь  шла    о  ритуалах российских семей, был  представлен  анализ  ритуала  встречи Нового  года  в историческом  и современном  аспектах на основе анализа  этнографических материалов  и литературных  источников. Автор определяет  ритуал как «формализованные, стереотипизированные, индивидуализированные формы взаимодействия между людьми, их значение не выступает в качестве объекта рефлексии участников взаимодействия.   Акцент был  сделан  на игровой характер ритуала, т. е. способность сохранять новизну при многократных повторениях. Выделены  отличительные  признаки  и  психологические функции ритуала на примере новогоднего  праздника.

Все доклады вызвали живой интерес и бурную дискуссию среди участников. В обсуждении приняли активное участие Макарова Е.Ю, Цветкова  Н.А, Шурупова  Е.Ю., Беловол Е.В.

Российское общество находится перманентно в состоянии бурных социальных изменений, политических и экономических реформ, а семья, будучи наиболее консервативным общественным институтом, как в зеркале, отражает все феномены развития общества. Исследования разных аспектов жизни современных семей необходимы для понимания процессов и тенденций, а также разработки форм помощи семье, востребованных и конкретных.

 

30 / 03 / 2017

Показать обсуждение