С 23 июня по 5 июля 2025 года студенты-первокурсники под руководством доцента кафедры рисунка Дмитрия Владимировича Волкова прошли летнюю учебную практику.
В рамках практики молодые художники осваивали основы работы на пленэре, учились передавать световоздушную среду и работать с натурой в условиях естественного освещения. Практика началась с камерных сюжетов: в первый день студенты выполняли зарисовки домика Петра I и тональные рисунки деревьев. Усложняя задачи, на второй день они работали над передачей отражений в воде на набережной в Коломенском и изучали уникальную деревянную архитектуру дворца Алексея Михайловича.
На третий день студенты рисовали интерьер с окном, решая задачу передачи освещения из окна и копировали рисунок Шишкина И.И. На четвертый день работали над передачей отражения в воде Голицынского пруда, а затем рисовали пейзаж, открывающийся с Андреевского моста. Пятый день был посвящен работе над этюдами и рисунками Верхнего Царицынского пруда и Фигурного моста, где решались задачи передачи отражения в воде и передачи цветовых и тональных отношений. Шестой день был посвящен работе над этюдами, изображающими Фигурные (Виноградные) ворота с передачей тональных отношений и зарисовкам Большого моста через овраг. На седьмой и восьмой дни студенты выполняли виды из окна с задачей передать цветовые и тональные отношения и копировали наброски и зарисовки И.И. Левитана. Девятый день студенты провели в Дарвиновском музее, где сделали зарисовки сложных экспозиций с крупными животными, обращая внимание на передачу анатомии и среды обитания животных. Десятый день был проведен в усадьбе «Кусково». Обучающиеся рисовали и писали павильон «Грот» и Итальянский домик. Одиннадцатый день студенты работали там же, изображая дворец графов Шереметевых. Двенадцатый день обучаемые работали над решением цветовых и тональных отношений в этюдах и зарисовках Большого Царицынского дворца.
За время практики, обучающиеся первого курса не просто познакомились с великолепными памятниками архитектуры и живописными уголками Москвы, но и существенно продвинулись в понимании ключевых задач изобразительного искусства. Они последовательно решали проблемы передачи световоздушной среды, тональных и цветовых отношений, учились строить сложные архитектурные формы и органично вписывать их в природное окружение. Особый прогресс заметен в работе с рефлексами и отражениями в воде, что ярко проявилось в этюдах Голицынского и Верхнего Царицынского прудов. Копирование произведений мастеров русской школы — И.И. Шишкина и И.И. Левитана — позволило студентам глубже понять законы композиции, ритма и тона, что сразу же отразилось на качестве их собственных пейзажей с Андреевского моста и в Царицыно. Работа в Дарвиновском музее стала ценным упражнением в быстром рисунке и понимании анатомии, что сложно переоценить для художника любой специализации. А сессия в усадьбе Кусково закрепила навыки изображения сложной исторической архитектуры, требующей точного рисунка и верного тонального решения для передачи объема, и декора. На итоговом просмотре было отмечено, что наиболее выразительными и завершенными работами отличаются Давлетшина С.Р., Шипицына А.Н., Гетоева Э.С., Афанасьева Л.В., Бакланова В.А., Грачева М.А., Левченко С.А., Маркина Л.И., Меркулова М.М., Сотник И.А., Кузнецова К.А., Большакова В.Е., Чекалина А.А. группа БVP07-ДЗН2401 и Пенькова В.Д., Черникова В.М., Румянцева П.Ю группа ВОР34-ИДО2401-2. В их этюдах чувствуется не только техническое исполнение поставленных задач, но и собственное отношение к мотиву, попытка художественного высказывания.
Отчетная онлайн-выставка пленэрных работ студентов 1-го курса БVP07-ДЗН2401 и ВОР34-ИДО2401-2 ХГФ ИИИ МПГУ на страницах сайта МПГУ будет открыто с 27 октября по 28 ноября 2025 года.
Доцент кафедры рисунка,
член Союза Художников России Д.В. Волков


























