Изучение истории Великой Отечественной войны через историю своей семьи, опыт работы по сохранению исторической памяти обсудили на площадке историко-педагогического форума «Чтобы помнили!».
Модераторами круглого стола выступили Ольга Байдарова, начальник Управления непрерывного педагогического образования Московского педагогического государственного университета и Елена Приступа, директор ФГБНУ «Институт развития, здоровья и адаптации ребенка».
О значении семейного событийного туризма как средства изучения истории и патриотического воспитания рассказал Игорь Петрищев, ректор ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», председатель родительского комитета АРПО.
Доктор исторических наук, профессор кафедры всеобщей истории ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского» Александр Ермаков рассказал собравшимся о Всероссийской молодежной акции «Наши семейные книги памяти» как одном из способов патриотического воспитания молодежи, сохранения памяти об историческом прошлом и укреплении семейных ценностей. В ходе проведения акции студенты ЯГПУ им К.Д. Ушинского изучали семейные архивы, собирали информацию об участии своих родственников в Великой Отечественной войне и тружениках тыла. Они вели поиск дополнительных сведений на электронных ресурсах и на основе этих материалов готовили публичное выступление.
В продолжение темы использования семейных архивов в ходе реализации федерального проекта «Без срока давности», нацеленного на сохранение исторической памяти о военных преступлениях нацистов и их пособников в годы Великой Отечественной войны, рассказал Василий Непряхин, ведущий специалист Управления общественных проектов Московского педагогического государственного университета, куратор Всероссийского конкурса исследовательских проектов «Без срока давности».
Большой интерес вызвало выступление учителя истории московской средней школы №185 имени В.И. Гризодубовой Константина Тимченко, который отметил особую роль архивов как хранителей исторической памяти. Педагог рассказал об опыте работы школьников по воссоединению разлученных детей войны в рамках деятельности архивно-поискового проекта «Найти человека». В рамках проекта обучающиеся работают в государственных архивах и занимаются поиском реальных людей, которые воевали и жили в годы Великой Отечественной войны. На своем личном опыте он доказал, что преподавать историю можно не только по учебникам.
Опытом создания образовательной среды в педагогическом колледже, которая всецело способствует приобщению будущих педагогов к базовым ценностям и сохранению исторической памяти поделилась Елена Ильющенкова, и.о. заместителя директора по научно-методической работе ОГБПОУ «Смоленский педагогический колледж»
Андрей Подгорный, Президент (руководитель) региональной общественной организации «Комитет по сохранению памяти героев подвига самопожертвования им. Звягина С.В.» поделился опытом поисковой работы, практикой проведения «Уроков мужества» в школах Москвы и Московской области, обратил внимание собравшихся на необходимость выстраивания активного взаимодействия между образовательными и некомерческими организациями в вопросах поддержания межпоколенных связей, передачи гражданско-патриотических традиций.
Актуальные вопросы, связанные с организацией отцовских сообществ и их интегрированием в современную образовательную среду, затронул в своем выступлении Алексей Чегодаев, Член Президиума Всероссийской общественной организации «Союз отцов», Руководитель московского регионального отделения «Союза отцов», эксперт Совета отцов при Уполномоченном по правам ребенка в г. Москва, Преподаватель Государственного университета управления.
Особое внимание участников привлекло сообщение Ивана Козлова, директора Центра кинопедагогики и медиакультуры ФГБОУ ВО «МПГУ» о возможности использования мультипликационных фильмов в воспитании духовно-нравственных качеств у детей. Выступающий представил мультфильмы о Великой Отечественной войне, как выяснилось, мало или почти неизвестные присутствующим, показал на примерах, как средства анимации помогают детям понять историю Великой Отечественной войны. Названные мультфильмы отличаются разными стилями анимации и подходами к представлению событий войны, что позволяет найти подходящий вариант для любого возраста, подчеркнул спикер.
Об условиях Всероссийского конкурса патриотического воспитания детей и молодежи «Знай наших: Его имя – Герой» рассказала Елена Лямцева, руководитель образовательных и специальных проектов Академии инновационного развития образования. Она отметила, что конкурс позволяет не только приобщить подрастающее поколение к героическому прошлому нашей великой Родины, но и развить у них творческие способности и навыки исследовательской работы, создает условия для совместной деятельности детей и родителей, способствует укреплению семейных ценностей.
В завершение мероприятия выступил Игорь Петрищев поблагодарил спикеров за содержательные выступления и предложил представителям НКО продолжить сотрудничество в рамках работы родительского комитета АРПО, а также поддержал высказанные участниками предложения:
– обсудить возможность проведения в образовательных организациях накануне Дня Победы Уроков мужества с приглашением ветеранов Великой Отечественной войны;
– организовать вовлечение молодежи, студентов, школьников к участию в экспедициях по поддержке памятных мест, связанных с подвигом советских воинов в годы ВОВ;
– осуществить научно-методическое сопровождение НКО по формированию культуры отцовства;
– оказать информационную поддержку в продвижении Всероссийского конкурса патриотического воспитания детей и молодежи «Знай наших: Его имя – Герой».
В ответ на обращение присутствующих о получении материалов заседания Ольга Байдарова сообщила, что вся информация будет размещена на сайте Семейного медиа Университета МПГУ – https://mpgu.su/semejnyj-media-universitet/roditelskoe-sobranie/