В 2022 году стартовал пилотный проект «Открытая ресурсная школа» в рамках программы развития Института филологии и модернизации содержания образовательных программ высшего образования, реализуемых в Институте филологии, в соответствии с Концепцией «Ядра высшего педагогического образования» в части практической подготовки обучающихся.
Уже студентам набора (2018, 2019, 2020, 2021 гг.) требуются изменения подходов к организации практики с учетом рынка труда и запросов работодателей образовательных организаций, связанных с цифровой грамотностью.
При переходе к реализации образовательных программам, основанных на Концепции «Ядра высшего педагогического образования» эти задачи будут актуализироваться. Цель проекта «Открытая ресурсная школа»- создание учебно-методического контента по практической подготовке обучающихся посредством современных платформ обучения (МЭШ, РЭШ, ЯКласс и др.) и обеспечение системных ИКТ-компетенций, связь с большим погружением в цифровую среду при сохранении существующей модели педагогической практики.
Для реализации проекта создана рабочая группа, которую возглавляют председатель – Чернышева Е.Г., и.о. директора Института филологии, д-р филол. наук, профессор, заведующий кафедрой русской классической литературы, заместитель председателя – Чертов В.Ф., председатель Учебно- методического совета Института филологии, д-р пед. наук, профессор, заведующий кафедрой методики преподавания литературы, начальник Отдела качества образования Учебно-методического управления Бирюкова Е.А., канд. филол. наук, доцент кафедры риторики и культуры речи.
В феврале было проведено установочное заседание рабочей группы по определению целей, задач, распределению зон ответственности.
Проект будет предусматривать корректировку программ, в перспективе – создание гармоничного баланса апробированных обязательных профессиональных компетенций педагогической деятельности, и новых, связанных с увеличением доли работы в информационных средах школы, департамента, открытых ресурсов и др.
В нынешней фазе необходимо дать толчок указанному виду практической подготовки и предложить альтернативную, в небольшом сегменте учащихся практики на 2,3 и 4 курсах.
Так студентам 2, 3, 4 курсов в период прохождения производственной педагогической практики был предложен вариант практической подготовки «Открытая ресурсная школа». Для прохождения практики выбраны образовательные порталы «ЯКласс» и Google Класс.
В ходе практики студенты прошли регистрацию на порталах, изучили содержание (теория, задания), навигацию предметов по профилям подготовки (русский язык и литература), структуру построения учебных предметов по профилям подготовки (раздел, темы, теория, задания), составили календарно-тематическое планирование уроков в 3 четверти для 5 – 8 классов с подбором имеющихся ЦОКов в сети Интернет и созданием авторских ЦОКов по каждому профилю подготовки.
В период практики студенты приняли активное участие во Всероссийской онлайн-конференции «Профессиональные компетенции педагога. Профстандарт и нестандартный учитель», на которой были рассмотрены вопросы, связанные с оценкой профессиональных компетенций педагога.
В ходе практики студентами 4 курса спроектированы уроки по русскому языку, истории и литературе в «ЯКласс» и Google Класс. Уроки размещены на порталах «ЯКласс» и Google Класс, представлены для анализа студентам 3 курса.
Практика в формате «Открытая ресурсная школа» открыла возможность осуществить педагогическую деятельность в цифровой образовательной среде и освоить проективные умения на образовательных платформах. Инициатором проекта выступил руководитель практики студентов Института филологии доцент кафедры методики преподавания литературы Дутко Н.П.