16 декабря 2024 года в холле 1-го этажа корпуса ХГФ ИИИ МПГУ на Рязанском проспекте, дом 9, открылась художественная выставка печатной графики-эстампа, доктора педагогических наук, профессора, заведующего кафедрой рисунка ХГФ ИИИ МПГУ, Почетного работника сферы образования Российской Федерации, академика Российской Академии Естествознания, Заслуженного деятеля науки и образования РАЕ, Почетного члена Академии наук Абхазии, Почетного профессора Абхазского государственного университета, Заслуженного деятеля искусств Республики Абхазия, члена Московского Союза Художников, члена Союза Художников Абхазии Рауфа Чинчоровича Барцица.
На выставке представлены около тридцати работ автора, многожанровые, строго структурированные в единое целое творческие работы Рауфа Чинчоровича Барцица, выполненные в технике литография.
На самом деле искусство, в которое погружается зритель выражает симптом душевного состояния самого автора и современного общества. Представленные работы освещают известные исторические события и факты из жизни нашей страны бывшего Советского Союза, ее историческое, порою трагическое прошлое, отраженное в судьбах отдельных регионов, народов, известных государственных, общественных деятелей, личностей в истории советского общества, в частности народов Кавказа и Абхазии.
Печать высокого классического реализма можно обнаружить в исторических композициях его произведений из серий «Исторические мотивы Кавказа», «1937 год в Абхазии», в работах «Колокольный звон», «Письмо с фронта», «Ожидание отца с фронта», «Письмо матери», «Закат», «Старое дерево», «Сорванный плод» и др. Эти и другие работы созданы на принципе философского осмысления исторических событий эпох в жизни советских людей, народов России и СНГ. Представленные авторские литографии созданы на базе историзма, на основании которого, посредством графических, художественно-образных знаков, символики, аллегории, лиризма, взволнованности и эмоциональности зрители глазами автора рассматривают страницы истории народов Кавказа, в частности Абхазии.
Широкий и разнообразный круг исторических событий, привлеченных автором к событиям разных периодов, дает возможность создать целостную картину жизни советского общества, народов Россий, в том числе народов Кавказа в различные исторические вехи. Особыми приемами автор пытается дать представление о месте и времени эпохальных действий в жизни современного общество, в частности исторические противоречия, катаклизмы в жизни многонационального народа Абхазии.
Выставку печатной графики – эстамп «По волнам моей памяти» открыла зам. декана по воспитательной работе ХГФ ИИИ Раздобарина Лидия Александровна, передав слово художнику, профессору, заведующему кафедрой рисунка ХГФ ИИИ МПГУ, автору выставки Р.Ч. Барцицу. В своем выступлении автор выставки кратко охарактеризовал цели задач выставки графики-эстамп «По волнам моей памяти», подчеркнул стоящие перед преподавателями образовательные и воспитательные задачи в области графической композиции средствами печатной графиками-эстампа. Он отметил, что хотел в своих работах отобразить и увековечить некоторые исторические событие в жизни народов Кавказа через художественные образы в графике, раскрыть трагические образы из истории становления и развития республик Кавказа, в том числе Абхазии, именно в ней. «Мне хотелось, чтобы мои графические работы помогали зрителям размышлять, осмысливать ушедшую эпоху, образы, созданные автором, заставляли думать, отгадывать исторические ребусы.
Мне не хочется, чтобы зритель просто скучал. Наслаждаясь красотой линии и образов он может войту в потайную дверь исторических событий, забытые временем и узнать очень много интересного и полезного. Задача художника в своих произведениях -это суметь разбудить у зрителей мысль, развивать, углубляться в историю, страны, общество, уметь анализировать исторические событие в стране, рассказывать и показывать подрастающему поколению, учить их просто быть неравнодушными.
Сегодня многие любители в искусстве отвлекаются и развлекаются, плохо освоив основы изобразительной грамоты, увлекаются всякими “измами”, но искусство должно воспитывать и образовывать. Искусство – это образование, в первую очередь. Мы учим изобразительной грамоте учащихся, молодежь и они охотно, увлеченно работают, чтобы человек был образованным и «ИЗО-образованным», и никак иначе.»
В завершении Рауф Чинчорович выразил благодарность руководству Художественно-графического факультета Зубрилину Константину Михайловичу, директору Института изящных искусств Коновалову Андрею Александровичу, ректору МПГУ Лубкову Алексею Владимировичу за понимание, поддержку и помощь во всех начинаниях.
«Мы много говорим о патриотическом воспитании, говорим о том, что наш образовательный вектор поворачивается в сторону любви к родине, но нужно видеть, как на выставке Р.Ч. Барциц негромко, в глубине своего сердца держит это все и воплощает в своих графических листах. Мы видим, как он любит свою мать, как нужно почитать старших, рассказывает о том, как провожают на фронт, рассказывает о кровопролитной истории Кавказа, о детстве. Они не такие простые, как я о них говорю, в них философская глубина, переживания человека, поиск места на земле. Много предметов, знаков и символов, образов времени”, – отметила кандидат педагогических наук, доцент кафедры рисунка Каретникова Анна Павловна.
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры рисунка Татьяна Владимировна Волкова отметила, что, как человек, который этим летом побывал в Абхазии, она с легкостью может прочитать много графических знаков и символов в работах Р.Ч. Барциц.
“Те образы, которые изображает художник, мне хорошо понятны. В его работах потрясающие деревенские пейзажи с уникальными абхазскими домами, какие я была рада обнаружить в Абхазии. Образы и смыслы в работах – это определенные загадки, которые благодаря поездке очень интересно мне до сих пор разгадывать”, – добавила она.
Кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры рисунка Ксения Викторовна Макарова отметила педагогическую деятельность Рауфа Барцица. “У хороших преподавателей всегда творчество первично, педагогическая деятельность из него вытекает. Я знаю Рауфа Чинчоровича с первого курса. Преподавал он у нас печатную и книжную графику. В отличие от педагогов по рисунку всегда настраивал нас на композиционные поиски, на творческий лад. Он был первым, кто зародил в моей душе интерес к книжной графике. Важно, что на нашем факультете он явился в значительной степени родоначальником и двигателем идеи, связанной с книжной графикой, которая на протяжении многих лет воплощается на нашем факультете в разных видах. Его личность и творчество нас вдохновляют”, – добавила Макарова К.В.
В своем выступлении доцент кафедры живописи, член Московского Союза Художников Ольга Ивановна Подисова отметила: “Сегодня в вашей жизни произошел переломный момент. Когда вы смотрите внимательно эту выставку, изучая листы, внутри вас развивается классический художник. Так как работы выполнены в реалистичной манере, вы можете сопоставить образ с реальностью, вы справитесь с этой тайной. Да, это сложные вещи, но разгадать код, спрятанный художником, под силу даже школьникам”.
Выставка проходит с 16 по 26 декабря в холле 1-го этажа художественно-графического факультета Институте изящных искусств Московского педагогического государственного университета.