Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

Отличительные черты систем образования в разных странах

Новости МПГУ

Способность к обучению, любовь к умственным упражнениям отличает человека от животного. Для людей уже давно стало привычным обучать своих детей грамоте, арифметике, точным и гуманитарным наукам. Считается, что обучение сможет помочь ребенку войти во взрослую жизнь и прокормить себя и свою будущую семью. Абсолютно в каждой стране существуют учебные заведения, но из-за различий в менталитете, экономике, религиозных догмах и других факторах качество, стиль, система обучения и роль педагога разные.

Система обучения и роль педагога в Африке

Возможно, Африка одна из самых нетипичных стран в мире. Здесь довольно тяжело говорить о единой концепции обучения, так как страны в южной Африке в корне отличаются от стран в северной и восточной Африки. Все же общие черты прослеживаются по всему континенту.

У африканцев сильны семейные связи, часты случаи, когда старший член большой африканской семьи обучает ремеслам, грамоте младшего. Такой тип образования носит название ученический, и он характерен почти для каждого государства древнего мира, однако большинство стран уже не придерживаются подобной системы.

Немалую роль в жизни африканца играет религия. Религия проникла и в образование. Во многих странах Африки духовное просвещение подрастающего поколения одобряется и поощряется. Отводятся отдельные часы на молитвы, бывают случаи, когда уроки прерываются на религиозные процессы, и это никому не вредит, так как большинство африканцев довольно набожные люди.

Образование в Африке делится на три этапа: начальное, среднее и высшее. Начальное образование, которое включает первый по седьмой классы (в некоторых школах по восьмой), бесплатное и общеобязательное. Ученики обучаются грамоте, арифметике и чтению, то есть начальное образование необходимо африканским странам, чтобы хотя бы частично искоренить безграмотность среди населения материка. Данную ступень образования оканчивают большинство поступивших ребят (около 65%).

Средняя и старшая школа является платной для африканцев, поэтому большинство не могут позволить себе оплатить учебу. Средняя школа включает восьмой и девятый классы, а старшая — от девятого до двенадцатого. В старшей школе учащиеся более углубленно изучают гуманитарные и точные науки, также их обучают профессии, после окончания учебного заведения дети могут пойти работать.

Не является секретом, что антисанитария, бедность и болезни —  проблемы, с которыми борется не только правительство Африки, но и страны Запада и Востока. В общественных школах («харамби») отсутствуют комфортные условия, в частных, конечно, с этим проблем нет. Так или иначе, одни из самых частых причин того, что дети бросают учиться, это материальные нужды, болезни и ранние беременности.

Учитель в африканских странах очень уважается и считается образцом для подражания. Его роль считается настолько значимой, что превращается во вседозволенность. Хотя необходимо помнить, что традиция бить детей во время обучения довольна древняя для всех стран Африки. Большинство педагогов — это волонтёры из других континентов или африканцы, получившие образование в других странах.

Система обучения на Востоке

Главная характеристика образования на Востоке состоит в том, что упор делается не на научном познании мира, а на духовном самосовершенствовании. Культура Востока не может существовать без образования, так как любые религии Востока (будь то Коран или Книга Перемен) приветствуют поиск и усвоение знаний.

Ребенок не должен быть одаренным, чтобы заслужить похвалы учителя, здесь очень ценятся трудолюбие и усидчивость, потому что именно эти добродетели помогают человеку развиваться.

Почти все учебные заведения Востока отделены от религиозных культов и предпочитают давать светские знания детям, хотя и религиозные предметы по желанию также могут изучаться в школе.

На Востоке существуют четыре этапа образования: дошкольный, начальный, средний и высший. Все они являются бесплатными для граждан, более того школьное образование обязательно для всех. Смешанных школ не может существовать, есть школы для мальчиков и школы для девочек, везде преподают высококвалифицированные педагоги.

Авторитет учителя на Востоке небывало велик, здесь он очень уважается и почитается. Считается, что педагог — главная фигура на уроке, именно он передает знания детям. Интересный факт: в культуре Востока не принято задавать вопросы, потому что это покажется неуважительным к учителю и самонадеянностью ученика. Принято внимать «догмы» педагога и размышлять об услышанном. Учитель сам решает, что необходимо ученику, поэтому учебная инициатива от учеников не приветствуется.

Образование на Западе

На Западе стараются вовлечь ребенка полностью в урок: он готовит презентации, участвует в дискуссиях, работает в парах и в командах. Учеба нацелена на получение знаний и применение их в жизни, то есть ученики изучают предметы, которые полезны для будущей самостоятельной жизни.

В этом кроется особенность западного обучения — подготовка школьника к самостоятельности. Учителя создают атмосферу борьбы, соревнования, чтобы ребенок с самого детства привыкал решать свои проблемы самостоятельно и надеяться только на свои силы.

С особым вниманием относятся к одаренным детям, их ставят в пример и хвалят, если же ребенок не отличается высокими способностями, то на него обращают внимание лишь немного, к нему не пристают. Это может создать напряжение в классе и привести к конфликтным ситуациям.

Почти все школы довольно технологичные, они очень модернизированы и приятны детям. Также популярны спортивные секции, чтобы укреплять здоровье детей.

Западная система включает четыре этапа: дошкольное образование (от 3 до 5 лет), начальное образование (от 6 до 13 лет), средняя школа (от 14 до 17 лет). Образование является бесплатным и общедоступным.

Роль учителя на Западе отличается от роли учителя на Востоке и в Африке. Здесь педагог стоит наравне с учеником, ребенок может спорить с учителем, вступать с ним в дискуссию, для педагога это приятно, потому что данный жест показывает заинтересованность ученика предметом.

Образование в России

Образование России взяло в себя черты как Востока, так и Запада. Это произошло из-за обширной территории и огромного количества национальностей.

Образование в РФ очень технологично, постоянно применяются новые системы обучения детей, развивается дефектология и детская психология.

Ребенок очень важен для россиян, поэтому на уроке, конечно, именно он играет главную и решаемую роль. В России ценятся дети по их духовному составляющему, однако на умственные возможности также делается упор.

Система образования состоит из четырех ступеней: дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование. Образование является бесплатным на каждом этапе. Высшее  или среднее профессиональное образование также бесплатно на конкурсной основе.

Учитель очень уважается в России, он также является авторитетом для учеников, они могут задавать ему вопросы и спрашивать то, что их интересует. Учитель по возможности старается завлечь детей и рассказать полезную, нужную для жизни информацию.

 

Во всем мире борются с безграмотностью населения, обучают детей наукам и делают упор на духовное развитие. Основные тенденции современных школ — это гуманизация, гуманитаризация, внедрение новых технологий и упор на индивидуальность каждого отдельного ученика.

Текст: Лада Митрохина, студентка 1 курса факультета начального факультета

Редактор: Наталья Мкртчян, студентка 5 курса факультета начального образования

Картинка: Илья Ефремов, студент 1 курса факультета начального образования

Организатор: Анна Карпова, студентка 5 курса факультета начального образования

 

22 / 11 / 2023

Показать обсуждение