22 сентября 2020 г. – день рождения выдающегося философа ХХ столетия, писателя, переводчика, доктора филологических наук, профессора, лауреата Государственной премии СССР, отдавшего более 40 лет своей жизни нашему университету, Алексея Федоровича Лосева.
А.Ф. Лосев родился 10 (22) сентября 1893 г. в городе Новочеркасске Ростовской области.
Отец будущего философа, Федор Петрович – из донских казаков, учитель физики и математики в гимназии, одаренный музыкант (скрипач, дирижер), знаток духовной музыки и церковного пения, выпускник дирижерского класса Придворной Певческой капеллы в Санкт-Петербурге.
Мать, Наталья Алексеевна – дочь протоиерея, настоятеля храма Михаила Архангела в Новочеркасске. Предки по ее линии – донские казаки, участники русско-турецких войн, а прадед, сотник Алексей, за участие в Отечественной войне 1812 г. был награжден Георгиевским крестом и удостоен потомственного дворянства. Воспитанием мальчика занималась мать (отец оставил семью). Женщина строгих правил, беззаветно любившая сына, сделала все, чтобы он, окончив гимназию, уехал в Москву, поступил в университет.
Свою классическую гимназию Алексей Федорович вспоминал с любовью. Кроме занятий в гимназии он посещал частный класс игры на скрипке итальянского скрипача Ф. Стаджи, пел в церковном хоре, «ходил в театр по восемь раз в неделю», выписывал и читал журналы «Вокруг света», «Природа и люди», «Вестник знания» и другие, увлекался астрономией и философией Владимира Соловьева.
Ко времени окончания гимназии у Алексея Лосева уже сложился серьезный интерес к философии и филологии, что стало делом его жизни. Заметив интерес юноши к философии B.C. Соловьева, директор гимназии подарил ему при переходе в последний класс восьмитомник ученого. Из гимназии Лосев вышел золотым медалистом. Ученый вспоминал, что в это время он был уже «готовый философ и филолог».
В Московский Императорский университет Алексей Лосев поступил в 1911 г. сразу на два отделения историко-филологического факультета – философское и классической филологии. Наибольшее влияние на студента оказали метафизика всеединства В.С. Соловьева и религиозно-философские идеи П.А. Флоренского. В 1914 г. Алексей Лосев в качестве поощрения был отправлен в Берлин, где работал в Королевской библиотеке и слушал оперы Рихарда Вагнера. Эта поездка, которую прервала война, стала единственным в жизни философа выездом за границу.
В 1915 г. Лосев с отличием окончил университет. Его дипломное сочинение «Мировоззрение Эсхила» было одобрено известным символистом Вячеславом Ивановым, который остался для Алексея Федоровича любимым учителем и поэтом. Именно начиная с дипломного сочинения, Лосев занялся мировоззренческими вопросами. В 1916 г. вышли из печати три работы молодого философа, первая из которых «Эрос у Платона» была связана с античностью, а две другие посвящены философии музыки.
В 1917 г. Алексей Лосев снял комнату в семье Соколовых на Воздвиженке, а через три года женился на дочери хозяев Валентине. В годы Гражданской войны от тифа умерли мать и все родственники А.Ф. Лосева. В то время он читал лекции по классической филологии в Нижегородском университете, где его избрали в 1919 г. профессором. В 1923 г. его утвердили в этом звании и в Москве.
В начале 1920-х гг. круг философских интересов Лосева был очень широк. Он – активный участник Религиозно-философского общества памяти В.С. Соловьева, Философского кружка им. Лопатина, Вольной академии духовной культуры, основанной H.A. Бердяевым и Психологического общества при Московском университете. В 1921 г. на заседании Психологического общества, проходившего под председательством И.А. Ильина, А.Ф. Лосев читал доклад «”Эйдос” и “идея” у Платона». В том же 1921 г. историко-филологический факультет Московского университета был закрыт. Вот когда пригодилось Алексею Федоровичу его музыкальное образование. С 1922 г. Лосев преподает эстетику в Московской консерватории, где общается с великими музыкантами (Гнесин, Гольденвейзер, Нейгауз) и математиками (Лузин, Егоров, Фиников). В Государственной Академии художественных наук он заведует отделом эстетики. Увидевшие свет в 1927 г. его работы «Философия имени», «Античный космос и современная наука», «Музыка как предмет логики» и др. были высоко оценены С.Л. Франком и Д.И. Чижевским.
В 1929 г. Алексей Федорович вместе с женой Валентиной Михайловной тайно постриглись в монахи. Супруги Лосевы приняли монашеские имена Андроник и Афанасия. Они стали последовательными приверженцами имяславия, которое принимало философию «Имени» как изначальную сущность мира. Именно с тех пор А.Ф. Лосев стал носить знаменитую маленькую шапочку-скуфью, часть монашеского облачения.
В книге «Диалектика мифа», вышедшей в 1930 г. и определившей судьбу ученого на всю дальнейшую жизнь, он открыто отвергал марксизм и официальную философию – диалектический материализм. Он писал: «Миф есть само бытие, сама реальность, само конкретное бытие». Понятие «мифа» Лосев раскрывал на примере советской реальности и иронизировал над идеей строительства социализма, что вызвало бурю негодования в советской прессе. В апреле 1930 г. ученый был арестован по обвинению в идейном руководстве контрреволюционным мятежом имяславцев на Северном Кавказе. 20 сентября 1931 г. ему объявили приговор – десять лет лагерей.
Идеологические и политические обвинения зачитал Л.М. Каганович на XVI съезде ВКП(б). После приговора Лосев был отправлен по этапу на строительство Беломорско-Балтийского канала. Репрессии коснулись и жены: ее приговорили к пяти годам. В конце 1932 г. Алексей Федорович был освобожден по инвалидности (он почти ослеп) за «ударный труд» в связи с завершением строительства, а также благодаря ходатайству первой жены Максима Горького Е.П. Пешковой.
В 1933 г. А.Ф. Лосев вернулся к научной работе, но публиковать книги по философии ему было запрещено. Пришлось заниматься переводами Аристотеля, Плотина, Секста Эмпирика, Прокла и Николая Кузанского. А.Ф. Лосевым была подготовлена пятитомная «Античная мифология», но издать ее помешала война. Труд в 70 печатных листов остался неопубликованным. В 1941 г. семью Лосевых постигло новое испытание – был уничтожен бомбой дом, где они жили. Погибла мать Валентины Михайловны, были уничтожены многие рукописи и книги. Раскопками в развалинах дома и спасением рукописей, книг руководила Валентина Михайловна. Это была удивительная женщина, которая видела, по ее словам, в любви к Алексею Федоровичу «весь смысл жизни своей на земле». После кончины жены от рака крови в 1954 г. был зарегистрирован брак Лосева с Азой Алибековной Тахо-Годи, пришедшей в дом Лосевых аспиранткой МГПИ в 1944 г. и жившей в их семье уже несколько лет.
Только с 1953 г. вновь начинается публикация работ А.Ф. Лосева, прежде всего по истории античной культуры – «Античная мифология в ее историческом развитии». В 1963 г. увидел свет первый том «Истории античной эстетики», изменивший традиционные представления об античности. Даже в более поздние годы издания трудов Лосева тормозились, тиражи урезались, поэтому появление каждой книги, публикации в газете или журнале становилось для него и близких ему людей событием. Таким событием стала вышедшая в 1983 г. в серии «Мыслители прошлого» книга «Владимир Соловьев».
А.Ф. Лосев – автор многих фундаментальных научных трудов. При его жизни было издано около 500 работ, в том числе несколько десятков научно-исследовательских монографий. Хорошо известны философские труды Лосева «Античный космос и современная наука», «Музыка как предмет логики», «Философия имени» и др. Им были написаны монографии об эллинистическо-римской эстетике и эстетике Возрождения. В последние годы делом жизни для Алексея Федоровича стала «История античной эстетики», первые шесть томов которой были удостоены в 1986 г. Государственной премии СССР. Лосев был редактором сочинений Платона, сотрудничал с «Философской энциклопедией», энциклопедией «Мифы народов мира», 3-м изданием БСЭ и «Философским энциклопедическим словарем».
В течение 23 лет А.Ф. Лосев работал «в стол», но преподавать не переставал: в 1938-1941 гг. на периферии (в пединститутах Куйбышева, Чебоксар, Полтавы), затем в вузах Москвы. Он читал курсы по истории античной литературы, логике, эстетике и истории философии, однако саму философию преподавать ему не разрешалось. В 1942 г. Алексея Федоровича Лосева пригласили для преподавания логики в МГУ им. М.В. Ломоносова. В 1943 г. по совокупности научных работ и достижений ему была присвоена ученая степень доктора филологических наук.
В 1944 г. за «идеализм» и «пропаганду Гегеля» последовал запрет на работу А.Ф. Лосева в МГУ, однако он получил возможность преподавать в Московском государственном педагогическом институте им. В.И. Ленина, где профессор Лосев работал сначала на кафедре классической филологии, а после ее закрытия – на кафедре общего языкознания. У аспирантов Алексей Федорович вел древнегреческий и латинский языки и читал курс сравнительно-исторической грамматики индоевропейских языков. Прекрасно передал дух занятий Лосева с аспирантами журналист и писатель Ю.А. Ростовцев в своем очерке «Марафонец»: «Самым бодрым, активным, цепким смотрелся преподаватель; “Ты читаешь по складам. Пора читать бегло, красочно”; “Не бойтесь делать ошибки, мы ведь пока учимся. Но вы должны… вырастать из них. Я хочу видеть это”».
Студенты и аспиранты института, встречавшие его в коридорах или изучавшие у него древние языки, относились с уважением к статному, почти полностью ослепшему профессору, но вряд ли догадывались, какая постоянная напряженная работа происходит в его уме, какой трагический жизненный опыт у него за плечами: «Какой-то неофициальный философ, который вместе с тем студентам преподавал латинский язык. Который всегда ходил в черной шапочке. Иной раз сидит на ученых заседаниях, и впечатление, как будто он немножко подремывает. А потом вдруг как встанет и начнет говорить что-то очень серьезное… И всегда он ходил с молодой дамой по фамилии Тахо-Годи. И как она трогательно его водила, потому что он плохо видел. Жалко было смотреть на этого философа, который, оказывается, вынужден был преподавать латынь. Если бы мы тогда знали, кто это был!» (из воспоминаний одного из студентов А.Ф. Лосева).
Всю жизнь Алексей Федорович ждал начала учебного года. В последний год жизни он говорил: «А я с детских лет привык ждать первое сентября. С самым тревожным и радостным нетерпением. Да и сейчас, отдав семьдесят лет высшей школе, жду не дождусь того дня и часа, когда ко мне придут ученики, мои аспиранты… А больше всего волнует самый молодой народ. Те, кто только начнет заниматься с этого семестра». В МГПИ А.Ф. Лосев проработал свыше сорока лет, вплоть до кончины. В стенах нашего вуза в 1983 г. был торжественно отмечен 90-летний юбилей великого ученого.
Алексей Федорович Лосев воспитал целую плеяду выдающихся мыслителей. Среди его учеников и последователей – С.С. Аверинцев, В.В. Асмус, В.В. Бибихин, П.П. Гайденко, Г.Ч. Гусейнов, С.Б. Джимбинов, К.А. Кедров, В.А. Косаковский, А.В. Михайлов, Ю.Н. Холопов, С.С. Хоружий, В.П. Шестаков и другие известные ученые, философы, деятели искусства.
Награды А.Ф. Лосева: Орден Трудового Красного Знамени (1983 г.), Государственная премия СССР (1986 г.).
Скончался Алексей Федорович Лосев в возрасте 94 лет 24 мая 1988 г. – в год празднования 1000-летия крещения Руси и в день памяти славянских просветителей св. Кирилла и Мефодия. Похоронен великий русский философ на Ваганьковском кладбище столицы.
Алексей Федорович Лосев прожил славную, долгую, нелегкую, насыщенную событиями жизнь, являл собой образец трудолюбия и мужества. Мыслителя-энциклопедиста и сегодня вполне заслуженно называют одним из крупнейших русских философов.
К концу жизни Алексей Федорович стал практически слепым и различал только свет и тьму. В память о том, что и при глубоких нарушениях зрения, можно достичь выдающихся творческих результатов, в Российской государственной библиотеке для слепых был установлен бюст А.Ф. Лосева.
В Москве на улице Арбат, дом 33 работает библиотека истории русской философии и культуры «Дом А.Ф. Лосева». Незадолго до смерти ученый участвовал в съемках документального фильма «Лосев» режиссера Виктора Косаковского, который вышел на экран в 1989 г.
В МПГУ бережно сохраняется память о Алексее Федоровиче Лосеве. На базе МПГУ проводятся международные и всероссийские форумы, посвященные памяти А.Ф. Лосева. В Институте филологии создан Центр русского языка и культуры им. А.Ф. Лосева, в его состав входит Мемориальный кабинет имени А.Ф. Лосева, который направляет свою деятельность на освоение творческого наследия ученого и распространение его достижений в научной и учебной среде МПГУ.
В Главном корпусе МПГУ мы с особым чувством входим в аудиторию, носящую имя великого ученого и человека, – Алексея Федоровича Лосева.
А.Ю. Кожевников, к.и.н., Дирекция изучения истории МПГУ.