Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ОДИН ДЕНЬ В УНИВЕРСИТЕТЕ

Памяти Владимира Ивановича Герье

Новости

30 июня 2021 г. исполнилось 102 года со дня кончины выдающегося русского ученого-историка, профессора, известного общественного деятеля, одного из создателей системы высшего женского образования в России, основателя и первого директора МВЖК Владимира Ивановича Герье (1837-1919).

В.И. Герье родился 17 мая 1837 г. в подмосковном селе Ховрино, в семье обрусевших немцев по линии матери, Екатерины Павловны Бруггер, дочери владельца фабрики музыкальных инструментов, и французов по линии отца, Иоганна Франциска Корнелиуса Герье. Механик по образованию, отец будущего ученого работал управляющим имениями. Владимир рано потерял родителей (в 1845 г. скончался отец, в конце 1840-х гг. – мать) и воспитывался у родственников. Среднее образование он получил в Петропавловском мужском училище при лютеранской церкви св. Петра и Павла (в Косьмодамианском, ныне Старосадском переулке), где был одним из лучших учеников. Преподаватели отмечали талант, удивительное трудолюбие и прилежание мальчика.  В 1849 г. юного Герье перевели в лучший частный пансион для мальчиков пастора Л. Эннеса. В 1854 г., успешно окончив пансион, Владимир Герье поступил на историко-филологический факультет Московского университета.

На первом курсе студента более других впечатлили лекции по древней истории профессора П.Н. Кудрявцева и курс мифологии профессора  римской словесности П.М. Леонтьева. На втором курсе, увлекшись лекциями Федора Буслаева, Герье написал работу по произведениям собирателя фольклора Кирши Данилова, за которую получил первую золотую медаль. Вторая золотая медаль была вручена ему за работу «О роли волка и собаки в мифологии», заданную П.М. Леонтьевым. Окончательный выбор своего пути – словесность или история Герье сделал на третьем курсе, когда слушал лекции С.М. Соловьеева. Сам Герье считал себя учеником П.Н. Кудрявцева и Т.Н. Грановского, которому посвятил свою книгу «Лейбниц и его век».

После окончания университета в 1858 г. Владимир Герье по рекомендации С.М. Соловьева был оставлен на кафедре для подготовки к профессорскому званию. Не имея средств к существованию, молодой преподаватель был вынужден давать уроки литературы и истории в Первом московском кадетском корпусе и в частном женском пансионе.

В 1862 г., после защиты магистерской диссертацию на тему «Борьба за польский престол в 1733 г.» молодой ученый был отправлен за границу на стажировку. За три года он побывал в различных городах Германии, Италии, Франции, Швейцарии: слушал лекции, работал в библиотеках и архивах.

С 1864 г. Герье – приват-доцент по кафедре всеобщей истории Московского университета. В 1866 г. Герье отправился в Вольфенбюттель для ознакомления с письменным наследием Лейбница, а в 1868 г. успешно защитил диссертацию на степень доктора всеобщей истории по теме «Лейбниц и его век». В том же году Владимир Иванович Герье женился на племяннице русского писателя, поэта и публициста Н.В. Станкевича Евдокии Ивановне Токаревой. В браке родились три дочери (Елена, Ирина, Софья) и сын Александр. В 1870 г.  В.И. Герье – сверхштатный экстраординарный профессор, с 1874 г.– штатный ординарный профессор, с 1889 г. – заслуженный профессор Московского университета.

Об организации высшего женского образования в России В.И. Герье впервые задумался, когда преподавал в частном женском пансионе и когда принимал экзамены у выпускниц женских гимназий, мечтавших о возможности работы в качестве домашних учительниц. Особый циркуляр Министерства народного просвещения, изданный в 1863 г., запрещал «особам женского пола» посещение университетских лекций. Преданный делу женского образования, молодой и настойчивый профессор стал воплощать свои замыслы в жизнь, подняв в Министерстве народного просвещения вопрос о создании в Москве высших женских курсов.

14 января 1871 г. на заседании Совета Министров император Александр II высказался за распространение женских курсов, получающих государственный статус, для подготовки акушеров и педагогов. С учетом мнения императора о желательности расширения педагогической деятельности женщин, В.И. Герье в феврале 1871 г. составил объяснительную записку по вопросу создания в Москве Высших женских курсов, целью которых было повышение общего уровня образования и развития девушек-курсисток. В 1872 г. он подготовил экспериментальный Устав Высших женских курсов. Благодаря настойчивости Герье 6 мая 1872 г. Положение о Московских Высших Женских Курсах (МВЖК) было утверждено министром народного просвещения графом Дмитрием Толстым. Название «Московские Высшие Женские Курсы» было предложено попечителем Московского учебного округа князем А.П. Ширинским-Шихматовым, сочувственно относившимся к проекту.

1 ноября 1872 г. в здании 1-ой мужской гимназии на Волхонке состоялось торжественно открытие МВЖК, где  В.И. Герье произнес приветственную речь, обращенную к курсисткам: «…Стремление к совершенствованию путем наук и образования есть благороднейшее свойство человека, и если оно вследствие житейских условий позднее пробудилось в женщине и все еще встречает многие затруднения и сопротивление, то оно тем более заслуживает уважения и симпатии со стороны людей, которые это ценят».

По уставу на МВЖК имели право учиться лица женского пола из всех губерний России, окончившие гимназию с восьмым дополнительным классом, епархиальное училище или другое учебное заведение с правами гимназии, выдержавшие конкурс аттестатов, а также имеющие разрешение родителей и справку о политической благонадежности. К занятиям приступило 59 девушек. Социальный состав МВЖК был пестрый: наряду с детьми известных дворянских фамилий (княжны Ливен и Урусова) было немало дочерей священнослужителей, государственных чиновников, а также мещан, занимавшихся различного рода коммерческими делами. Со временем на курсах становилось все больше представителей интеллигенции и разночинцев. В 1901 г. вольнослушательницей на историко-философское отделение МВЖК поступила младшая дочь Владимира Ивановича Софья Герье – в будущем переводчик, филолог-романист, педагог, профессор.  В 1918-1925 гг. Софья Владимировна преподавала итальянский язык во 2-м МГУ.

Курсы формировались на основе принципа всесословности, главное – наличие необходимых для оплаты обучения средств. Благодаря В.И. Герье плата была весьма умеренная: за годичный курс всех обязательных предметов для слушательниц была назначена плата в 50 руб. Бедным курсисткам приходилось помогать, несмотря на текущие расходы.

До 1900 г. МВЖК не имели государственной поддержки и существовали на средства благотворителей и за счет платы за обучение. В первые годы у курсов не было ни помещений для лекций, ни библиотеки. В первый год занятия проходились в актовом зале Первой мужской гимназии на Волхонке, еще два года – в помещении, арендованном Музеем политехнической выставки (дом Степановой на Пречистенке), в последующие годы лекции и лабораторные занятия проводились в квартирах, снятых у частных лиц (например, помещения в Мерзляковском переулке).

В учебный план Курсов вошли следующие предметы: русская литература, всеобщая литература, всеобщая история, история России, история цивилизации и история искусства. Факультативно преподавали иностранные языки, математику и гигиену. В.И. Герье считал, что в учебный план «должны входить только предметы, составлявшие необходимые условия общего образования», поэтому занятиям была придана, прежде всего, историко-филологическая направленность. По его мнению, цель Курсов – помочь девушкам лучше понимать свою собственную жизнь, разбираться в собственных убеждениях, понимать исторические процессы, происходящие в обществе.

К преподаванию на МВЖК Герье привлек лучших профессоров Императорского Московского университета: выдающегося русского историка С.М. Соловьева, крупнейшего российского астронома Ф.А. Бредихина, одного из корифеев российской исторической науки В.О. Ключевского. Первыми лекторами были выдающиеся ученые С.А. Чаплыгин, В.И. Вернадский, Н.Д. Зелинский, В.Ф. Давыдовский, Б.К. Млодзиевский, А.Н. Реформатский, А.А. Эйхенвальд. Позже В.И. Герье смог привлечь к преподаванию литературоведов А.Н. Веселовского, Н.С. Тихонравова, Н.И. Стороженко и др.

Сам Герье, несмотря на занятость в университете и заботы по руководству курсами, преподавал на Курсах всеобщую историю, историю искусства и историю цивилизации. К подготовке лекций Герье подходил очень тщательно. Окружающими отмечались как характерные черты его натуры удивительное трудолюбие, аккуратность, дисциплинированность. Однако Владимира Иванович мог быть чрезмерно требовательным и крайне нетерпимым. В мемуарах упоминаются случаи, когда он, недовольный происходящим, оставлял своих собеседников в одиночестве, слушал студентов с «кислым лицом».

Из года в год число слушательниц МВЖК росло. Расширилась и география мест, откуда приезжали девушки. Выпускницам Курсов вручали свидетельство, удостоверяющее приобретение ими звания домашней наставницы. Награжденные золотыми медалями получали также право поступления без экзаменов на педагогические курсы.

Пытаясь добиться для выпускниц права получения учительского звания В.И. Герье в 1878 г. разработал новый Устав Высших Женских Курсов, который предусматривал значительное увеличение числа специальных предметов: иностранные и древние языки, энциклопедия права, математика, физика, ботаника, зоология, минералогия, химия и т.д. Поначалу Устав был отклонен под предлогом того, что в программу не вошли педагогика, дидактика, методика преподавания отдельных предметов и педагогическая практика. По переработанному в 1879 г. Уставу курсы стали трехлетними, а выпускницы получили право на преподавание в высших классах женских гимназий, что дало возможность многим девушкам сделать успешную карьеру на ниве просвещения. В.И. Герье первый в России ввел такую форму обучения, как семинарские занятия, сделав их своеобразной научной лабораторией, в которой происходило обучение студентов исследовательским навыкам работы с источниками. Один из специальных семинаров Герье преобразился в «Историческое общество при Московском университете».

В.И. Герье был сторонником конституционной монархии и студенческие беспорядки воспринимал настороженно, при этом был сторонником увещевательных мер, а не крутых административных форм наказания. Владимир Иванович стремился оградить слушательниц от участия в студенческом революционном движении, справедливо опасаясь, что власти закроют курсы.

В 1886 г. Министерство народного просвещения предписало прекратить прием слушательниц, мотивируя это необходимостью пересмотра вопроса о высшем женском образовании. Истинной же причиной стало участие слушательниц в антиправительственных выступлениях. 15 мая 1888 г. Курсы закрыли. На торжественном заседании царила грустная атмосфера. В зале собрались не только профессора и слушательницы, но и выпускницы первых лет. Было много речей с благодарностями, обращенных В.И. Герье. Слушательницы преподнесли ему на память статую богини истории Клио. Герье попытался продолжить начатое дело просвещения русских женщин. При Московском «Обществе воспитательниц и учительниц» с 1889 г. стали работать вечерние «коллективные уроки» по двум циклам: историко-филологическому и физико-математическому, с университетской программой. Параллельно с «уроками» профессора Московского университета читали общедоступные публичные лекции в Политехническом музее.

1 июля 1900 г. Высочайшим Повелением состоялось открытие Московских Высших Женских Курсов на более широкой основе. По словам современника, они «приняли характер настоящего высшего учебного заведения». При восстановлении МВЖК Герье был назначен их директором. Однако в силу преклонного возраста Владимир Иванович не смог играть на Курсах ту роль авторитетного лидера, которая принадлежала ему в 1872–1888 гг. На вновь открытых Курсах профессор занимался в основном административной и преподавательской деятельностью. В 1902 г. Владимир Иванович Герье был избран членом-корреспондентом Академии наук. В честь пятидесятилетия научной и педагогической деятельности он получил высочайший рескрипт, подписанный собственноручно Николаем II, и был награжден орденом Святой Анны первой степени.

В 1905 г. должность директора МВЖК стала выборной. 6 октября Советом Курсов на этот пост был избран В.И. Вернадский, а после его отказа – С.А. Чаплыгин. В.И. Герье в это время находился на лечении за границей. Перестав быть руководителем, В.И. Герье, тем не менее, продолжал поддерживать Курсы материально, учредив в 1914 г. несколько стипендий для курсисток. Преподаватели МВЖК во главе с новым директором передали профессору приветственный адрес, в котором выражали признательность за этот дар: «Легко и радостно теперь идти по открытому Вами пути, но в начале это был трудный, ответственный, порою тернистый путь, и почти вся тяжесть его лежала на Вас и была Вами одним поднята».

В течение долгих лет В.И. Герье вел общественную деятельность. Он был Гласным в Московской Городской Думе и являлся одним из создателей попечительств о бедных.  В 1893-1904 гг. Герье состоял в должности председателя Комиссии о пользах и нуждах общественных, провел блестящую кампанию в защиту университетской автономии. В 1907-1916 гг.  В.И. Герье входил в состав Государственного совета – высшего органа представительной власти, приняв участие в 11 сессиях. В 1911 г. ему был пожалован чин тайного советника.

Владимир Иванович Герье был одним из самых начитанных и образованнейших людей своего времени, ученым общеевропейского масштаба. Поражает широта научного кругозора ученого. Это труды по истории и философии зарубежных стран, статьи, посвященные историческому прошлому России. Его работы печатались во Франции и Германии, и именно монография Герье «Отношение Лейбница к России и Петру Великому» стала первой русской работой по новой истории, переведенной на иностранный язык. Имея склонность к публицистике, В.И. Герье принимал участие в политической полемике, печатал многочисленные статьи в газетах. После смерти жены (5 октября 1914 г.) Владимир Иванович жил в Москве, в окружении дочерей, вел уединенный образ жизни, писал мемуары.

Владимир Иванович Герье скончался 30 июня 1919 г. в университетской клинике медицинского факультета Московского университета на Девичьем поле. Его жизнь охватила важнейший период истории России – от смерти Пушкина до конца Российской империи. Похоронен ученый на Пятницком кладбище в Москве, рядом со своим учителем, выдающим историком Т.Н. Грановским и с великим русским актером М.С. Щепкиным.

Огромна роль выдающегося русского ученого и просветителя Владимира Ивановича Герье как одного из создателей системы высшего женского образования в России. Главное же детище талантливого ученого, педагога и организатора – Московские Высшие Женские Курсы, основателем и первым директором которых он являлся, –  в настоящее Московский педагогический государственный университет, который в 2022 г. отметит свое 150-летие под девизом «Верен традициям – открыт инновациям».

А.Ю. Кожевников, к.и.н., Дирекция изучения истории МПГУ.

30 / 06 / 2021

Показать обсуждение