Завершающим мероприятием конференции «Образы будущего России: желаемое – возможное – необходимое», прошедшей в июне по инициативе Института истории и политики МПГУ, стала панельная дискуссия «Опыт прошлого и проектирование будущего».
Участникам дискуссии было предложено обсудить следующие вопросы:
- Желаемый образ будущего России – каким Вы его представляете?
- Что для его реализации нужно сделать?
- Образ будущего – это рационально проектируемый идеал или интеллектуальный творческий проект, в котором воображение выступает на первом плане?
- Как в современном обществе строить мост между прошлым и будущим? Как проектировать дорожную карту преобразований?
- Проектирование будущего и социальная утопия: где черта, отделяющая одно от другого?
В дискуссии приняли участие известные российские ученые, эксперты, аналитики, в том числе руководитель Исследовательской группы ЦИРКОН, старший научный сотрудник Института социологии РАН Игорь Задорин, член экспертного совета Института социально-экономических и политических исследований Алексей Зудин, профессор кафедры российской политики факультета политологии МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор политических наук Андрей Манойло, первый проректор МПГУ, доктор политических наук Владимир Нечаев, генеральный директор Агентства экономических и политических коммуникаций «АПЭК», член высшего совета партии «Единая Россия» Дмитрий Орлов, директор Гуманитарно-экономического института МАМИ Иван Чихарев.
Приводим выдержки из выступлений участников дискуссии.
Алексей Зудин:
«Отвечая на вопрос о желаемом образе будущего России, хотел бы выделить следующие черты – это:
- сильная политическая система;
- гибкое государственное развитие;
- неизбежная ротация власти;
- готовность элиты нести ответственность за стратегирование – постановку целей и выстраивание путей достижения этих целей;
- гибкое государственное развитие – государство активно участвует в развитии экономики и социальной сферы, при этом сотрудничает с институтами гражданского общества, государство становится важнейшим актором, но не подавляет гражданское общество».
Владимир Нечаев:
«Каким образом возникает образ будущего? Что такое образ будущего? Откуда он берется?
Несколько ключевых тенденций глобального развития будут определять повестку дня для образа будущего как России, так и всего мира в целом:
- экологический тренд (рост вероятности экологических проблем в глобальном масштабе, загрязнение окружающей среды, исчерпание природных ресурсов). Он будет требовать либо формирования наднациональной структуры, способной взять на себя решение экологических проблем, либо войны всех против всех;
- демографический кризис (значительный рост населения стран Юга и уменьшение населения стран Севера). Демографический кризис порождает целый ряд проблем, связанных с социальными вопросами, миграцией, мультикультурализмом;
- экономическая и информационная глобализация;
- изменение человеческой природы (революция в микробиологии, успехи медицины, увеличение продолжительности жизни).
Формирование образа будущего будет связано с тем, каким образом сейчас общество и элиты смогут осмыслить эти тренды и сформулировать ответы на вызовы современности».
Дмитрий Орлов:
«В середине нулевых была популярной следующая формула: «Приватизация будущего». Она означала следующее – есть взгляды политической элиты о будущем, они должны быть навязаны всему населению, стать взглядами населения на будущее. Это пример утопической социальной инженерии, не выдержавший проверку временем. При формировании образа будущего нужно исходить из рационального поведения людей.
Еще один пример – президентская избирательная кампания Бориса Ельцина в 1996 году была выиграна прежде всего потому, что был предложен приемлемый для избирателей образ будущего. Сегодня эти предложения выглядят наивными и неактуальными. Но в свое время они оказались востребованными.
Повестка политических элит, формирующая образ будущего, должна быть ясной и смелой, реальной, проникать в сознание миллионов. Утопические проекты должны отступить перед реальностью. Надо идти от интересов людей. Очевидно основой образа будущего должна быть справедливость, которая должна интерпретироваться в логике интересов конкретных людей».
Игорь Задорин:
«Мы запоздали с этим разговором [об образе будущего] на 7-8 лет. Доминирующий политический дискурс последних лет был основан на истории, традициях, был повернут назад. Сйечас мы должны понять, каким образом его повернуть вперед, на осмысление будущего. В этом смысле примечательным является советский опыт по стоительству образа будущего.
Будущее, с моей точки зрения, может существовать в трех измерениях:
- как мечта;
- как прогноз;
- как план.
Мечта не “продается” в политтехнологическом смысле. Для этого ее нужно преобразовать в более конкретные образы, в прогноз и план. Однако именно мечта является первичной среди этих измерений будущего.
У российского общества в настоящее время – огромный дефицит мечты.
Каким образом можно решить эту проблему? Давайте посмотрим на нашу молодежь, попытаемся “вытащить” из молодых людей их мечты. Это и будет наилучший из возможных образов будущего».
Андрей Манойло:
«У каждого человека есть свой образ будущего. Более того, у человека, как правило, не один, а несколько образов будущего, касающихся внутренней и внешней политики страны, представлений о малой родине, своей работе и своей семье. Тем не менее, должен быть образ будущего, объединяющий все общество. Сейчас для России он основан на следующих идеях:
- сильное государство;
- сильная взвешенная внешняя политика;
- внтуриполитическая система, в основе которой – постоянное обновление, эффективно работающие социальные лифты, ротация элит;
- опора на собственные силы».
Институт истории и политики
Фото: Музей современной истории России
Видео: отдел видеотехнологий Дирекции креативных программ МПГУ