В Институте социально-гуманитарного образования в рамках V Всероссийской межвузовской студенческой научной конференции «Вторая мировая война в лицах и документах: проблемы развития права и государства» состоялось секционное заседание «Образование и педагогическая наука в годы Великой Отечественной войны».
Секция проводилась в форматах офлайн и онлайн.
В рамках секции «Образование и педагогическая наука в годы Великой Отечественной войны» докладчики обсуждали, как наука и образование стали опорой для страны в эти тяжёлые годы, как формировались патриотизм и стойкость духа через учебу и воспитание. Война потребовала от педагогов не только сохранения знаний и воспитания молодого поколения, но и мобилизации интеллектуального потенциала для решения сложнейших задач фронта и тыла. Наша задача — сохранить и передать эту память, понять уроки прошлого для развития современной педагогики и укрепления гражданского сознания. Поэтому данная секция имеет столько большое значение.
Обсуждение тематики секции «Образование и педагогическая наука в годы Великой Отечественной войны» приобретает особую значимость благодаря глубокому осмыслению исторического опыта и роли образования в сохранении и развитии нации. Докладчики обсудили важнейшие аспекты, показывающие, каким образом наука и система образования стали основной опорой нашей страны в труднейшие военные годы. Патриотическое воспитание, формирование стойкости характера и нравственных качеств будущих поколений осуществлялись именно через образовательный процесс, что оказало огромное влияние на итог победы над врагом. Педагогические коллективы столкнулись с беспрецедентными вызовами военного времени, проявив высокую степень ответственности перед обществом. Перед ними стояла необходимость обеспечить преемственность научных знаний, подготовку кадров, необходимых фронту и тыловым предприятиям, воспитывая одновременно чувство долга и любви к Родине. Воспитание подрастающего поколения в духе героизма и готовности защищать свою страну стало одним из важнейших приоритетов системы образования тех лет.
Современные условия требуют переосмысления накопленного педагогического наследия периода Великой Отечественной войны. Это позволяет не только сохранять историческую память, но и извлекать ценные уроки для формирования современных подходов в образовании и воспитании молодежи. Опыт военных лет наглядно демонстрирует важность интеграции образовательных усилий государства и общества, направленные на укрепление национального самосознания, повышение уровня гражданской зрелости населения и развитие профессиональной компетентности специалистов различных отраслей экономики и науки.
Таким образом, конференция способствует формированию общественного понимания значимости образовательной деятельности в кризисные периоды истории, обеспечивая основу для разработки эффективных стратегий воспитания нового поколения патриотов своей родины. Она помогает выявить механизмы взаимодействия школы, семьи и общественных институтов в процессе подготовки молодёжи к служению обществу и государству, укрепляет национальную идентичность и обеспечивает непрерывность исторической памяти.
На секции выступили со своими докладами представители Московского университета МВД имени В.Я. Кикотя (3 курсанта), филиала Российского государственного гуманитарного университета, студенты Колледжа МПГУ, Покровского филиала МПГУ, студенты ИСГО МПГУ, профессор кафедры права ИСГО МПГУ.
Докладчики были поощрены грамотами и сертификатами, согласно 9-ти номинациям:
- Номинация «Лучшая презентация» – Гончаров Алексей Алексеевич, курсант 5 курса Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, тема доклада, «Вклад педагогической науки в формирование морально-психологической устойчивости граждан в годы Великой Отечественной войны».
- Номинация «Лучший доклад» – Пименова Александра Михайловна, студентка 2 курса Колледжа МПГУ, тема доклада, «Организация школьного обучения в тылу и на оккупированных территориях в период ВОВ».
- Номинация «Оригинальность представления материала» – Касаткина Ирина Ивановна, курсант 1 курса Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, тема доклада, «Школьное образование в годы Великой Отечественной войны».
- Номинация «Лучший вопрос от слушателя» – Шишкевич Екатерина Алексеевна, студентка 2 курса Колледжа МПГУ, тема доклада, «Детство, унесённое войной: шанс на жизнь».
- Номинация «Научный потенциал» – Мельникова Екатерина Сергеевна, студентка 3 курса ИСГО МПГУ, тема доклада, «Служение педагогике в период Второй мировой войны: история Николая Фёдоровича Кюнга».
- Номинация «Научный поиск» – Агамян Мери Мгеровна, студентка 3 курса филиала Российского государственного гуманитарного университета, тема доклада, «Школьное образование в годы Великой Отечественной войны: трансформация системы обучения и воспитания».
- Номинация «Научная перспектива» – Никитина Мария Дмитриевна, Филиппова Анастасия Николаевна, студентки 3 курса ИСГО МПГУ, тема доклада, «История Крупновой Эльвиры Константиновны в военное время».
- Номинация «Научная инициатива» – Овчинникова Анастасия Владимировна, Салахова Татьяна Андреевна, студентки 3 курса ИСГО МПГУ, тема доклада, «Вклад Потемкина Владимира Петровича в образование в годы Великой Отечественной Войны».
Среди студентов ИСГО МПГУ хочется отметить выступление Никитиной Марии Дмитриевны, Филипповой Анастасии Николаевны, так как доклад основывался на рассказах и историях бабушки Марии, что невероятно увлекало слушателей.
Отдельно благодарим модераторов секции: Болотову Елену Леонидовну – профессора кафедры права МПГУ, доктора педагогических наук, доцента за модерирование в работе секции и собственное выступление с докладом «Секретари комитета ВЛКСМ МГПИ в годы ВОВ и послевоенное время», Гришину Юлию Андреевну, Суровцеву Екатерину Александровну и Сетдинову Алину Алексеевну – студентов 4 курса ИСГО МПГУ, направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями): «Экономика и Право» за прекрасное ведение секции!
Ссылка на программу конференции – https://disk.yandex.ru/i/KVgTRU1ulJlUBg
Ссылка на альбом фотографий – https://disk.yandex.ru/d/mskEu-pfrMqKTw