8 ноября 2021 г. у студентов 3 курса кафедры олигофренопедагогики и специальной психологии дефектологического факультета Института детства началась педагогическая практика в качестве учителей-дефектологов. Целью практики является углубление теоретической подготовки и приобретение профессиональных компетенций в качестве учителей-дефектологов для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Группа студентов под руководством профессора кафедры олигофренопедагогики и специальной психологии Е.Н. Соломиной проходит практику в дошкольном отделении ГБОУ г. Москвы «Школа № 937 имени Героя Российской Федерации А.В. Перова». Руководитель дошкольного отделения Е.В. Лапушко познакомила будущих дефектологов с организацией образовательного процесса, учителя-дефектологи и воспитатели провели открытые занятия, а затем студенты под руководством дефектологов Е.В. Бартеневой, Е.А. Борутто, Т.С. Мироновой, М.Л. Раздобудько, Д.Н. Сидоровой приступили к самостоятельной работе – подготовке и проведению индивидуальных и фронтальных занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья. У практикантов накопилось много впечатлений. Вот и некоторые из них:
Елизавета Акимова: «Я рада, что практика проходит в очном режиме. Мне посчастливилось понаблюдать за детьми на занятиях, которые проводились воспитателями детского сада и дефектологами. Сейчас под руководством дефектолога самостоятельно провожу фронтальные/индивидуальные занятия. Конспекты занятий обсуждаются с учителем- дефектологом, к каждому занятию я получаю ценные методические рекомендации (как заинтересовать детей, о необходимости смены деятельности, умении применять одни и те же пособия для развития и коррекции разных высших психических функций)».
Алевтина Гурова: «Данная практика дарит возможность самостоятельной работы с детьми, свободу выбора вида и формы занятий. Сопровождающие нас дефектологи заинтересованы в нашем профессиональном росте, дают всю необходимую информацию о ребёнке, помогают в выборе темы занятий и актуальных направлениях работы с каждым ребёнком».
Кристина Давыдова: «Очень полезным, за время прохождения данной практики, для меня стала возможность участия в логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста. Мне предоставили возможность организации занятия по постановке у детей звука “С”, “Ш”, “М” и “Л”. Эта практика стала моим первым опытом в сфере логопедии, достаточно информативным и полезным, благодаря профессиональному и внимательному отношению сотрудников к студентам нашего вуза».
Владислава Дроздова: «Заинтересованность сотрудников образовательной организации в передаче своего профессионального опыта нам, будущим специалистам не может не радовать при прохождении практики. Приходя на практику, ты уверен в том, что всегда можешь обратиться за помощью или советом к дефектологам и они очень отзывчиво, тактично, профессионально и грамотно помогут решить ту или иную ситуацию. Приятно, что, находясь на практике ты всегда замотивирован и настроен на позитивную, активную и творческую деятельность».
Екатерина Зинченко: «Это самый полезный, интересный и увлекательный этап обучения. Нам очень повезло, что у нас есть возможность пройти практику полностью в сегодняшней непростой эпидемиологической ситуации. Это удивительный опыт самостоятельной работы с дошкольниками различных нозологических групп. Сначала было страшновато, чувствовалась неуверенность. Но постепенно, с поддержкой наших дефектологов, мы стали увереннее. Я ощущаю, что значительно лучше ориентируюсь в индивидуальной работе с дошкольниками, чем месяц назад. Я знаю, что с ними делать и как. Мы получили массу новых идей, советов, рекомендаций. Наш дефектолог Т.С. Миронова щедро делилась с нами своими знаниями, идеям; она научила нас тому, что называется педагогический оптимизм. Испытываю огромную благодарность за возможность прохождения этой практики и за то, как она была организована».
Аполлинария Лукьянова: «Практика в дошкольной организации показалась мне очень интересной и увлекательной. Дефектологи- очень отзывчивые люди, которые помогают нам, если у нас возникают какие-то трудности. Очень интересно слушать их объяснения, рассказы и описания каких-то отдельных случаев. Здорово, что мы имеем возможность как наблюдать за работой дефектолога с детьми, так и сами проводить с ними занятия».
Полина Сухановская: «Во время прохождения данной практики нам удается не только посмотреть работу специалистов, но и самостоятельного ощутить атмосферу и специфику нашей будущей профессии. Ежедневно мы разрабатываем и проводим занятия и игры для детей различных нозологических групп, что дает нам бесценный опыт для нашей будущей профессиональной деятельности».
Валерия Юрьева: «В процессе прохождения практики нам предоставили возможность самостоятельно составить, организовать и провести индивидуальные и фронтальные занятия с различной категорией лиц с ОВЗ. Курирующие нас дефектологи ориентированы на то, чтобы мы реализовали весь свой педагогический и творческий потенциал в полной мере. Помимо проведения занятий, мы обсуждаем насущные вопросы, разрабатываем и создаем интересные и многофункциональные дидактические пособия и делимся мыслями о будущей работе .
Этот ценный опыт является неотъемлемой частью образовательного процесса, т.к. все накопленные теоретические знания мы тщательно структурируем и воплощаем в практическую деятельность».
Впереди еще две недели практики и студентов ждут новые профессиональные открытия и достижения!
Благодарим за организацию практики директора школы Наталию Николаевну Дмитриеву, администратора детского сада (здание № 5) Елену Викторовну Лапушко, учителей-дефектологов – Елену Викторовну Бартеневу, Елену Александровну Борутто, Татьяну Сергеевну Миронову, Марию Львовну Раздобудько, Диану Нодариевну Сидорову.
Соблюдение всех противоэпидемиологически норм (наличие сертификата о вакцинации, ПЦР-теста) позволило администрации школы организовать эту замечательную работу, а нам – наконец выйти в очный формат!
Студенты 3 курса 301 группы
кафедры олигофренопедагогики и специальной психологии
дефектологического факультета Института детства