22 мая 2025 года профессор кафедры педагогики и психологии профессионального образования им. В.А. Сластёнина, доктор педагогических наук, профессор РАО Гончаров М.А. принял участие в Бюро Отделения общего среднего образования при Российской академии образования и выступил с докладом «Воспитание в семье и школе. По материалам газеты «Пионерская правда» 20-е – 50-е гг. ХХ в.», содокладчиком выступила Кривко Я.П. доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой высшей математики и методики преподавания математики ФГБОУ ВО «Луганский государственный педагогический университет».
В своем докладе Михаил Анатольевич Гончаров и Кривко Яна Петровна отметили, что Указом от 22.11.2023 № 875 Президента Российской Федерации прошлый 2024 год объявлен Годом семьи. Семья является источником любви, понимания и поддержки, учит детей быть добрыми, честными и справедливыми. В Год семьи особое внимание уделено сохранению традиционных семейных ценностей. К ним относятся: любовь, верность, уважение, взаимопонимание и поддержка. Эти ценности являются основой крепкой и счастливой семьи.
Школа – следующий после семьи важнейший институт воспитания и социализации ребенка. В рамках гуманистического подхода важно отметить, что современная школа приобретает черты социальной общности педагогов, обучающихся и их родителей. В связи с этим возникает необходимость развития межличностных связей, ценностно-смысловых согласований, формирования позитивного психолого-педагогического климата в условиях школьной жизни. Важную роль в системе ценностей школьники отводят семье, родителям.
Успех содружества школы с семьей особенно зависит от систематического и корректного соблюдения учителями этико-педагогических требований к стилю взаимоотношений с учащимися и их родителями. Основной смысл этих требований, как подтверждают результаты исследований, сводится к следующим положениям:
- Отношения в системе «учитель – ученик» должны строго соответствовать нормам педагогической этики.
- Учитель должен глубоко осознавать основы этико-педагогического взаимодействия и причины возможных противоречий с родителями.
- Отношения в системе «учитель – семья – ученик» должны строиться в соответствии с требованиями педагогической этики при ведущей роли школы и активном участии родителей.
В докладе проанализированы взаимоотношения детей и родителей с позиции ценностей, транслируемых со страниц «Пионерской правды».
Тематика заметок и статей, отражавших на страницах газет богатую советскую действительность, была разнообразной: новые стройки СССР; победы отечественной техники; международные события; воспоминания политзаключенных о революционной борьбе, история страны, жизнь отдельных народностей; насущные вопросы деятельности пионерской организации: помощь старшим (борьба с беспризорностью, смычка города и деревни, разоблачение кулаков, антирелигиозная пропаганда, борьба с алкоголизмом, курением, сквернословием); создание новой советской школы, отрядные сборы, дружба с пионерами других стран, летние лагеря, спортивные игры.
Вопросам воспитания ребят большое внимание уделяли видные деятели партии и правительства, часто выступавшие в печати для детей. В доступной детскому пониманию форме писали А.И. Елизарова-Ульянова, Г.М. Кржижановский, Ф.Э. Дзержинский, С.М. Буденный, М.В. Фрунзе и ведущие деятели молодежного движения М. Крупенина, В. Зорин, М. Стремяков. Научно-популярные статьи Е. Ярославского, Ф. Кона, Д. Бонч-Бруевича, Н. Семашко.
В газетах были следующие разделы: политический раздел, жизнь пионеров СССР, жизнь детских коммунистических групп за рубежом, беседы вожатого о законах и символике пионеров, научно-популярный раздел, литературно художественный раздел (печатались рассказы, сказки и стихи М. Горького, В. Маяковского, С. Маршака, М. Ильина, Б. Житкова, В. Бианки, А. Гайдара).