Академическая мобильность как целевой, содержательный и результативный компонент в управлении образовательными системами стала предметом обсуждения на заседании круглого стола 26 ноября 2024 года, в работе которого приняли участие российские и китайские специалисты, аспиранты и магистранты кафедры управления образовательными системами им. Т.И. Шамовой. Модераторами выступили профессор кафедры УОС им. Т.И. Шамовой, кандидат педагогических наук, доцент Шклярова Ольга Анатольевна, преподаватель кафедры Общегуманитарных и общественных наук НОЧУ ВО «Высшая школа управления», аспирант кафедры УОС им. Т.И. Шамовой Васильев Юрий Николаевич и аспирант кафедры УОС им. Т.И. Шамовой Чжао Жуй.
Работа секции началась с доклада Шкляровой Ольги Анатольевны «Академическая мобильность студентов и преподавателей как ресурс обеспечения качества подготовки работников образования», которая акцентировала внимание на терминологической сущности и концептуальных основах мобильности как профессионально значимого требования, предъявляемого работникам образования. Концептуальные и научно-практические основы реализации академической мобильности в процессе освоения образовательных программ высшего и дополнительного профессионального образования, опыт подготовки и управления профессиональным развитием педагогических работников в России и Китае были представлены в двух сообщениях. Сначала участники круглого стола заслушали преподавателя учебного центра НОУ ДПО «Институт новых технологий», доктора педагогических наук, доцента Фещенко Татьяна Сергеевна, которая выступила с докладом «Академическая мобильность учителя: проблема или перспектива?». В следующем докладе «Российско-китайское совместное управление образовательным процессом в рамках инициативы «Один пояс, один путь»» преподаватель-исследователь, кандидата педагогических наук Ло Ваньци (доклад подготовлен вместе со студентом магистратуры Лю Тинтин) из Института международного и сравнительного образования Пекинского педагогического университета Китайской Народной республики рассказали о результатах научно-педагогической работы по проектированию и реализации системы управления образовательными программами (СУОП) в рамках международного сотрудничества с использованием ресурса академической мобильности студентов и преподавателей. Содержательные и организационные вопросы по реализации академической мобильности в образовательных системах России и Китая были затронуты в выступлениях аспирантов кафедры управления образовательными системами им. Т.И. Шамовой Ли Синьжуй «Роль Metaverse в организации академической мобильности», Чжао Жуй «Практика академической мобильности педагогических работников дошкольного образования Китая», Фэн Мэнюань «Возрастные характеристики влияния опыта обучения за рубежом на профессиональное развитие преподавателей вузов», студентки Ханчжоуского педагогического университета, которая в настоящее время проходит обучение в Московском государственном университете по международной программе обмена студентами Чжан Яцзин «Исследование реальных направлений и путей интернационализации высшего образования Китая и России в цифровой среде». Васильев Юрий Николаевич, преподаватель кафедры Общегуманитарных и общественных наук НОЧУ ВО «Высшая школа управления», аспирант кафедры управления образовательными системами им. Т.И. Шамовой в своем докладе «Повышение академической мобильности в корпоративном обучении с использованием ИКТ» представил результаты
О программах академической мобильности, организационно-педагогических условиях их реализации в управлении образовательным процессом современной школы рассказали директор ГБОУ г. Москвы «Романовская школа», кандидат педагогических наук, Заслуженный учитель РФ, доцент кафедры УОС им. Т.И. Шамовой Щипкова Татьяна Юрьевна, «Опыт академической мобильности: практика организации в системе общего образования» и кандидат наук, доцент Московской государственной академии ветеринарной медицины и биотехнологии им. К.И. Скрябина; учитель НОЧУ СОШ «Центр образования «Самсон» Филякин Алексей Михайлович «Обучение в средней школе как подготовительный этап социализации будущего студента вуза», ,.
Участники круглого стола с интересом заслушали сообщения начинающих исследователей. Му Сысы, магистр Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка представила подходы к реализации академической мобильности в Киитае в докладе «Перспективы и влияние интернационализации образования в цифровой среде». А Фан Е, студент магистратуры кафедры УОС им. Т.И. Шамовой поделился результатами своего исследования в сообщении «Применение акмеологического подхода в управлении образовательными организациями».
По результатам работы секции участники круглого стола сформулировали ряд положений, акцентирующих внимание на важности ресурса академической мобильности в управлении образовательными системами:
– подготовка педагогических работников и стратегия успешно развития системы образования в XXI веке невозможна вне учета глобального контекста и цивилизационной миссии образования, где академическая мобильность является важным ресурсом для совершенствования и развития личностно-профессиональных компетенций;
– для профессиональной успешности педагогических работников в быстро меняющемся мире требуются новые свойства личности: мобильность, гибкость, адаптивность, толерантность, целеустремленность и высокий уровень самоуправления;
– педагогическим работникам требуется дополнительная подготовка для работы в новых условиях, в том числе, подготовка по освоению и применению технологии и ресурсов цифровой среды ИКТ, ИИ (нейросети), Metaverse и др.;
– для развития академической мобильности образовательным организациям необходимо разрабатывать и реализовывать контент-план, программы социального партнерства и межпрофессионального сотрудничества в проектировании и реализации образовательных программ на локальном, региональном, государственном и межгосударственном уровнях;
– программы академической мобильности актуальны в управлении воспитательным процессом, так как содействуют развитию социально и личностно значимых качеств у обучающихся и педагогических работников;
– необходимы исследования по совершенствованию нормативных правовых основ регулирования академической мобильности в управлении образовательным процессом и образовательной организацией;
– необходимо активизировать ресурс академической мобильности в подготовке и развитии педагогических работников на уровне дошкольного и общего образования как основы всей системы образования
В общей сложности в работе Круглого стола приняли более 30 человек. Круглый стол продемонстрировал широкий спектр проблем, связанных с академической мобильностью, и предложил разнообразные перспективы для дальнейшего развития. Эти обсуждения не только обогатили участников знаниями, но и стимулировали дальнейшую работу по улучшению качества образования. Подобные мероприятия становятся необходимыми для совместного поиска решений и внедрения эффективных практик в образовательную систему. По итогам работы секции все участники выразили готовность к дальнейшему активному сотрудничеству и отметили важность проведения подобных мероприятий в будущем.
Васильев Юрий Николаевич,
аспирант КУОС им. Т.И. Шамовой
профессор КУОС им. Т.И. Шамовой