Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

День открытых дверей

Год защитника отечества. 80 лет Победы

Педагогический календарь

Новости МПГУ

В рамках проекта «Педагогическое служение Отечеству» продолжаем рубрику «Педагогический календарь», посвящённую отечественной системе образования и воспитания, педагогам и учителям, призванным сеять «разумное, доброе, вечное».

Очередной материал рубрики «Педагогический календарь» мы посвящаем 105-летию со дня рождения советского педагога Василия Александровича Сухомлинского.

Василий Александрович Сухомлинский – советский педагог, писатель и публицист, директор Павлышской средней школы Онуфриевского района Кировоградской области Украинской ССР, делегат II Всесоюзного съезда учителей СССР (1968), член-корреспондент Академии педагогических наук СССР (1968), кандидат педагогических наук (1955), заслуженный учитель школы Украинской ССР (1958), Герой Социалистического Труда (1968), почётный гражданин Кировограда (1998).

В.А. Сухомлинский родился 15 сентября (28-го по новому стилю) 1918 года в селе Васильевка Александрийского уезда Херсонской губернии в крестьянской семье. Здесь прошли его детство и юность. Отец Василия Александровича – Александр Емельянович Сухомлинский (1893-1930) – до Октябрьской революции работал по найму, как плотник и столяр в помещичьих хозяйствах («экономиях»), и сдельно – в крестьянских хозяйствах. В советское время Александр Емельянович стал одним из передовых людей села – был общественником активистом, принимал участие в руководстве потребительской кооперацией и колхозом, выступал в газетах как селькор, заведовал колхозной избой-лабораторией, руководил трудовым обучением (по деревообрабатывающему делу) в семилетней школе. Мать В.А. Сухомлинского, Оксана Авдеевна (1893-1931) была домашней хозяйкой, выполняла мелкую портняжную работу, трудилась в колхозе. Вместе с Александром Емельяновичем она воспитала, кроме Василия, ещё троих детей – Ивана, Сергея и Меланию. Все они стали сельскими учителями.

С 1926 по 1933 год Василий Александрович был учеником поселковой семиклассной школы. Летом 1934 года он поступил на подготовительные курсы при Кременчугском педагогическом институте и в том же году стал студентом факультета языка и литературы. Но в связи с болезнью вынужден был в 1935 году прервать учёбу в вузе и вернуться домой. Семнадцатилетним юношей в 1935 году В.А. Сухомлинский впервые вошёл педагогом в сельскую школу. На протяжении 1935-1938 годов он работает в Васильевской и Зыбковской семилетних школах Онуфриевского района. Вначале работал старшим пионервожатым, затем учителем младших классов, позже преподавал украинский язык и литературу. В 1935 году вступил в комсомол. Вскоре он перевелся на заочное отделение Полтавского педагогического института и в 1938 году с отличием его окончил, где получил сначала квалификацию учителя украинского языка и литературы неполной средней школы, а затем – преподавателя этих же предметов средней школы.

С тёплым чувством вспоминал Василий Александрович двухгодичный период обучения в Полтаве. «Мне, – писал Василий Александрович, – выпало счастье два года учиться в Полтавском педагогическом институте… Говорю – выпало счастье, ибо нас, двадцатилетних юношей и девушек, окружала в институте атмосфера творческой мысли, любознательности, жажды знаний. Я с гордостью называю Полтавский педагогический институт своей альма-матер…».

После института возвратился в родные места, где стал учителем украинского языка и литературы в сельских школах Онуфриевского района Кировоградской области.

В 1939 году Василий Александрович женился. Его жена Вера Петровна Повная тоже была учителем, в 1941 году окончила Кременчугский учительский институт. Казалось бы, впереди была долгая и счастливая жизнь. Однако все планы перечеркнула Великая Отечественная война.

В июле 1941 года молодой учитель-словесник В.А. Сухомлинский был призван в ряды Рабоче-Крестьянской Красной Армии. 8 сентября 1941 года окончил курсы Военно-политической академии имени В.И. Ленина.

Его беременная жена Вера Петровна в ожидании ребёнка осталась в родном селе своих родителей. Летом вся эта территория была оккупирована фашистами. Молодая учительница, несмотря на беременность, мужественно помогала партизанам: распространяла листовки, вела наблюдение за немецкими соединениями, прятала советских солдат. Её арестовало гестапо. Женщину подвергли нечеловеческим пыткам, стремясь выведать имена тех, с кем она сотрудничала. Но Вера Петровна молчала. В тюрьме у нее родился сын, и тогда фашисты решили использовать новорожденного ребенка для того, чтобы достичь своей цели. Угрожая жизни ребенка, они заставляли мать рассказать о её товарищах.

«Обо всем этом я узнал после освобождения района, писал Василий Александрович Сухомлинский в 1967 году в письме к московскому коллеге. …Гестаповец отвязал сына, поднёс его к жене и сказал: «Если не скажешь фамилии руководителей организации, ребёнок будет убит». И убил. А Вере Петровне выкололи глаза, жестоко мучили ещё несколько дней и повесили во дворе тюрьмы. Когда наш Онуфриевский район был освобождён от фашистов, я, приехав домой, узнал о страшной трагедии. Я сам был на допросе и слушал показания предателя-полицейского, который присутствовал во время пыток. Он рассказал, как выколол ей «только» один глаз, а второй, мол, выколол не я, сжальтесь… Полицейского повесили».

В звании младшего политрука Василий Александрович воевал на Западном и Калининском фронтах, участвовал в Смоленском сражении и битве под Москвой. В первый раз был ранен в 1941 году под Смоленском. 8 февраля 1942 года на заснеженном поле у села Клепинино подо Ржевом ротный политрук Сухомлинский В.А был во второй раз тяжело ранен осколком снаряда под самое сердце и лишь чудом остался жив. Осколок снаряда остался в его груди навсегда. Четыре месяца лечился в госпитале на Урале. Израненный, с осколками в груди, В.А. Сухомлинский рвался на фронт, но ни одна комиссия не смогла признать его даже ограниченно годным.

В 1942 году, после лечения, Василий Александрович был направлен в качестве директора школы в посёлок Ува Удмуртской АССР. В 1943 году с проверкой в эту школу прислали работника Наркомпроса Удмуртии Анну Ивановну Девятову (1918-2003), заведующую Отделом эвакуированных детских домов. Учебное заведение было в полном порядке, а директор показался Анне Ивановне необыкновенно тёплым, симпатичным человеком. И она обрадовалась, когда спустя время получила от него письмо с приглашением приехать ещё раз. Но в войну разъезжать из города в город было затруднительно. Василий Александрович и Анна Ивановна стали переписываться. Тогда-то молодая женщина и узнала, что за плечами В.А. Сухомлинского огромная трагедия – гибель жены Веры Петровны и крошечного ребёнка в застенках гестапо. Анна Ивановна была потрясена тем, как мужественно Василий Александрович борется со своим горем, сочувствовала учителю и вскоре поняла, что полюбила его.

В 1944 году, после освобождения Кировоградчины, В.А. Сухомлинский возвратился домой, предложил А.И. Девятовой выйти за него замуж. Анна Ивановна согласилась, но её совсем не привлекала перспектива стать сельской учительницей. Сухомлинские сошлись на компромиссе: они проведут в селе отпуск, а дальше будет видно. Отпуск затянулся на двадцать лет. Сразу по приезде супругов вовлекли в работу. Василия Александровича назначили заведующим районным отделом народного образования, Анна Ивановна трудилась в школе.

Жили после войны трудно – впроголодь. Вскоре в семье родился сын Сергей (1945 г.р.; впоследствии получил образование инженера, работал по специальности) и дочь Ольга (29.09.1946 г.р.). Дочь В.А. Сухомлинского – доктор педагогических наук, профессор Ольга Васильевна Сухомлинская, пошла по стопам отца, работала в Национальной академии педагогических наук Украины. Когда Ольге было два года, семья переехала в поселок Павлыш этой же области, где её отец занял должность директора средней школы. Здесь она окончила с золотой медалью среднюю школу. А в 1969 году окончила Киевский педагогический институт иностранных языков (ныне – Киевский национальный лингвистический университет), факультет французского языка. В 1973-1975 годах Ольга Сухомлинская работала в международном отделе Центральной научной библиотеки Академии наук УССР, которой в 1988 году было присвоено имя академика В.И. Вернадского В 1977-1980 годах училась в аспирантуре НИИ педагогики Украинской ССР. Защитив в 1981 году кандидатскую диссертацию на тему «Актуальные проблемы марксистской теории воспитания в современной Франции», работала сначала младшим, а затем старшим научным сотрудником лаборатории методологии и истории педагогики в этом же институте. В 1991 году защитила докторскую диссертацию на тему «Международное прогрессивное профессиональное движение учителей в борьбе за демократическую педагогику (1917-1990)» и возглавила лабораторию методологии и истории педагогики НИИ педагогики Украинской ССР. После распада СССР, в 1993-1994 годах Ольга Васильевна – заместитель директора Института педагогики АПН Украины по научной работе, с 1994 года – академик-секретарь Отделения теории педагогики АПН Украины. В 1995-2001 годах была экспертом от Украины в Комиссии по проблемам среднего образования Совета Европы, в 2000-2001 годах – экспертом от Украины в проекте Совета Европы и Европейского Союза «Образование для демократии». 28 апреля 2010 года О.В. Сухомлинской было присвоено звание Почетного профессора Киевского университета. Также она была избрана Почетным профессором ряда университетов Украины и зарубежных вузов. Её усилиями были упорядочены и изданы три биобиблиографических указателя творческого наследия Василия Сухомлинского (1978, 1987, 2001). Она являлась главным редактором журнала «Путь образования» (издавался в 1995-2013 годах) и главным редактором «Историко-педагогического альманаха» (издается с 2005). Была награждена орденом Княгини Ольги I, II, III степеней, Грамотой Верховной Рады Украины и медалью НАПНУ «Ушинский К.Д.». Удостоена почётного звания «Заслуженный деятель науки и техники Украины» (1997).

Ольга Васильевна Сухомлинская вспоминала: «Знаете, когда я училась в Киеве в институте иностранных языков и приезжала на каникулы домой в Павлыш, смотрела на отца, который полностью подчинил свою жизнь работе, и думала: «Никогда не стану так жить, как он». Но в итоге получилось почти то же самое».

В 1948 году, когда у Василия Александровича зашевелился осколок в груди, он попросил перевести его на педагогическую работу. Семья переехала в село Павлыш, в котором В.А. Сухомлинский стал директором Павлышской средней школы. В ней он начал образовательный эксперимент длиною в жизнь и которой бессменно руководил до конца своей жизни, ежедневно встречая на крыльце своих учеников и учителей и каждого приветствуя по имени. Он жил школой и – в школе. Со слов родных известно, что рабочий день у В.А. Сухомлинского начинался в четыре утра, при этом заканчивался достаточно поздно. О том, что количество его знаний напоминает энциклопедию, ходили слухи и легенды. Являясь преподавателем украинской литературы и языка, Василий Александрович тем не менее досконально знал всю школьную программу и с легкостью заменял любого педагога, в любом классе.

Работая директором, В.А. Сухомлинский выступал продолжателем идей Антона Семёновича Макаренко. Василий Александрович создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, на признании личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования, творческая деятельность сплочённого коллектива педагогов-единомышленников и учащихся. Самая сущность этики коммунистического воспитания В.А. Сухомлинского заключалась в том, что воспитатель верит в реальность, осуществимость и достижимость коммунистического идеала, измеряет свой труд критерием и меркой идеального. С начала 1950-х годов в школе под руководством Василия Александровича работал «Родительский университет», а для учителей вёлся «Психологический семинар». В свою школу он принимал только тех педагогов, кто горел любовью к детям, кто был талантлив и любил своё дело. Кто же не соответствовал этим требованиям, уходили сами. Об одном из таких учителей он сказал: «Он был ни горячим, ни холодным, а лишь тёпленьким, поэтому не смог работать с детьми».

В школе на 560 детей работало 80 кружков. Преподаватели выпускали с детьми журналы самых разных направлений: литературный, математический и многие другие. Развитие творчества детей было задачей номер один. Каждый год, 31 августа в Павлышской школе традиционно проводился праздник Книги, когда все друг другу дарили одно из печатных изданий.

После работы В.А. Сухомлинский сидел на пороге школы, и к нему тянулись люди со всего села поговорить о жизни. Приходил и сельский священник. Простым людям помогал составлять «письма-просьбы» в высшие инстанции. Вечера проводил с семьей. Устраивали дома театр теней, а в выходные ходили в лес на любимую опушку с источником. Когда дочка подросла, стали путешествовать по большим городам страны.

В результате исследований и наблюдений Василий Александрович пришёл к выводу, что причина плохой учёбы в 85 % случаев заключается в скрытых недомоганиях, которые ребёнок ещё не ощущает, поэтому в школе уделялось большое внимание здоровью детей. Летом все ребята обязательно ходили в походы. Около половины всех уроков в начальной школе проходило на свежем воздухе, для чего на лужайках были оборудованы беседки. Когда ребёнок приходил в 1-й класс, его обследовали и разрабатывали индивидуальную программу отдыха, питания и лечения, которая выполнялась как дома, так и в школе. Он одним из первых в Советском Союзе начал работу с шестилетними детьми, создав для них «Школу радости».

Однажды с учениками первого класса, ночью, тайком Василий Александрович выкопал куст роз и посадил под окном женщины, у которой дети погибли на фронте. Позже всем классом разносили мёд со школьной пасеки. «И чем больше мы отдавали, тем больше и богаче становились души детей». В.А. Сухомлинский настаивал на необходимости введения в школе такого предмета, как «Человековедение», и сам организовал такой специальный курс для старшеклассников. Особо важным считал он воспитание чувства патриотизма, гражданственности и коллективизма, приучения детей к труду, общение с родной природой.

Василий Александрович считал, что здание школы должно быть окружено «фабрикой кислорода». Рядом с Павлышской школой располагался большой приусадебный участок, который буквально утопал в зелени: росли яблони, груши, сливы, абрикосы, вишня, орех, рябина, ель, кедр, сосна, берёза и огромное количество цветов. В саду было множество всевозможных беседок, аллей, лужаек. И вся эта огромная территория обихаживалась руками детей. За 20 лет 40 гектаров неплодородной земли ученики и педагоги превратили в цветущие сады.

Василий Александрович строил процесс обучения как радостный труд; большое внимание он уделял формированию мировоззрения учащихся; важная роль в обучении отводилась слову учителя, художественному стилю изложения, сочинению вместе с детьми сказок, художественных произведений, чтению книг.

В.А. Сухомлинский разработал комплексную эстетическую программу «воспитания красотой». В советской педагогике своего времени стал разрабатывать гуманистические традиции отечественной и мировой педагогической мысли.

В 1955 году Василий Александрович защитил кандидатскую диссертацию на философском факультете Киевского государственного университета имени Т.Г. Шевченко по теме: «Директор школы – организатор учебно-воспитательного процесса».

Вот выдержки из письма Василия Александровича профессору Э.Г. Костяшкину, написанного 24 августа 1967 года: «…Трудно передать словами горе, которое мне пришлось пережить. Я стремился работать, работать, работать. Работал день и ночь. Поверьте, что года три подряд просыпался в два часа ночи и уже не ложился работал. Не какими-то таинственными причинами объясняется то, что я много сделал, много писал, а вот горем… Я взялся за иностранные языки овладел в совершенстве немецким, потом чешским и польским. Как один из героев «Поднятой целины», я мечтал о том, что когда-нибудь я окажусь нужным на земле, выкормившей зверей фашистов, и там понадобится немецкий язык. Я мечтал о мести, я знаю, что и сейчас жив офицер, выколовший глаз жене и истязавший ее. И я изучил немецкий язык в совершенстве, наверное, знаю его, проклятый, лучше, чем иной немец. Потом изучил чешский и польский, потом французский и английский. Написал свыше 300 (точнее, сейчас опубликовано 310) научных работ, в том числе 32 книги, работы переведены на 36 языков народов СССР и зарубежных стран. Но я не считаю научную работу главным в своей жизни. Главное это то, что я народный учитель. Творить человека – это высшее счастье…» (Архив РАО. Ф. 133, оп.1, ед. хр. 889, л. 7-10).

1 июля 1968 года был подписан Указ Президиума Верховного Совета СССР «О присвоении звания Героя Социалистического Труда наиболее отличившимся учителям» за большие заслуги в деле обучения и коммунистического воспитания учащихся с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Среди 70-ти учителей, удостоенных высокой награды был Сухомлинский Василий Александрович, директор Павлышской средней школы Онуфриевского района Кировоградской области. В.А. Сухомлинский был делегатом II Всесоюзного съезда учителей СССР, который проходил со 2 по 4 июля 1968 года в Москве. Во время съезда всем участникам впервые был продемонстрирован художественный фильм «Доживём до понедельника», удостоенный Золотой премии VI Международного кинофестиваля в Москве (1969) и Государственной премии СССР (1970). По опросу журнала «Советский экран» он был признан лучшим фильмом 1968 года.

В.А. Сухомлинский – автор сорока монографий и брошюр, около 300 книг, более 600 статей, 1200 рассказов и сказок. Научные монографии и статьи Василий Александрович писал на русском языке. Художественную прозу – на украинском. Общий тираж его книг составил около четырёх миллионов экземпляров на различных языках. В частности, его произведения переводили на китайский язык.

Книга его жизни – «Сердце отдаю детям».  Его жизнь – воспитание детей, личности. Он воспитывал в детях личное отношение к окружающей действительности, понимание своего дела и ответственности перед родными, товарищами и обществом и, что главное, перед собственной совестью.

В целостном виде свои педагогические взгляды и идеи Василий Александрович Сухомлинский раскрыл в книгах и статьях: «Сто советов учителю», «Рождение гражданина», «Родина в сердце», «Родительская педагогика», «Как воспитать настоящего человека», «Духовный мир школьника», «Нравственный идеал молодого человека», «Воспитание личности в советской школе», «Методика воспитания коллектива», «Письма к сыну», «О воспитании», «Воспитание коммунистического отношения к труду», «Воспитание советского патриотизма у школьников», «Формирование коммунистических убеждений молодого поколения», «Этюды о коммунистическом воспитании», «Разговор с молодым директором школы», «Мудрая власть коллектива», «Стыдно перед соловушкой», «Яблоко и рассвет» и др. Родной школе посвящена его книга «Павлышская средняя школа», куда вошли также созданные им сказки для детей.

В разные периоды педагогической деятельности В.А. Сухомлинского упрекали в христианском духе его системы: «подмена борьбы библейской проповедью», бранили за «идеи мещанского индивидуализма». На его защиту встало множество единомышленников, других педагогов, встал коллектив «Учительской газеты», и, конечно, колхозники Павлыша, чьи дети учились у Василия Александровича.

Вертикаль системы образования тогда, как и сегодня, не слишком способствовала развитию действительно новой школы. В.А. Сухомлинский писал директору московской школы, профессору Эдуарду Костяшкину: «Очень радостно, что есть единомышленники, которых тревожит будущее педагогической науки. А в ней в самом деле творится что-то странное. Мне кажется, что многие наши педагоги, которые управляют нашим кораблем, сами не любят ни школы, ни детей: больше того, кое-кто из них глубоко ненавидит педагогику. Никакой педагогической мысли в рубке этого корабля нет. Люди отстаивают часы своей “вахты”, и все. Вы правы, об этом надо писать, кричать надо. Думаю, что придет время, когда мы вместе с Вами скажем об этом во всеуслышание».

Истинного педагога судьба многократно проверяла на прочность, но у В.А. Сухомлинского сложилась счастливая профессиональная судьба в стране, которая наилучшим образом соответствовала талантам и убеждениям педагога. Его педагогические идеи были воплощены в практике многих школ. Были созданы Международная ассоциация В.А. Сухомлинского и Международное объединение исследователей Сухомлинского, педагогический музей Сухомлинского в Павлышской школе (1975).

В.А. Сухомлинскому Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 июля 1968 года за большие заслуги в деле обучения и коммунистического воспитания учащихся было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина (№400900) и медали «Серп и Молот» (№12903). За боевые заслуги и достижения на педагогическом поприще Василий Александрович был награждён: орденами Отечественной войны II степени (1985), Красной Звезды, Ленина (06.08.1960), Трудового Красного Знамени и Знаком Почёта; медалями «За трудовую доблесть» (12.12.1953), «За трудовое отличие» (07.02.1952), А.С. Макаренко (1965), К.Д. Ушинского; нагрудным знаком «Отличник народного образования» (18.09.1947).

В начале 1970 года здоровье Василия Александровича стало ухудшаться – металл, не извлеченный в 1942 году, подбирался к сердцу. В феврале он написал: «За время, отведенное мне этими небольшими осколочками, я хочу сделать как можно больше… Я очень рад, что до последней минуты буду с детьми, что буду не тлеть, а гореть».

1 сентября 1970 года осколок металла, застрявший у него под сердцем, снова дал о себе знать. Он попросил подвинуть кровать к окну и смотрел, как дети идут в школу. В этот же день в «Правде» была опубликована его последняя статья – «Слово к ученикам».

2 сентября 1970 года завершился земной путь Василия Александровича Сухомлинского, началась его жизнь в Вечности. Накануне он сокрушался лишь об одном – что не сможет встретить ребят на торжественной линейке. Умирая, он просил жену Анну Ивановну сохранить его архив.

Василия Александровича похоронили во дворе Павлышской школы. Год ушёл у Анны Ивановны только на то, чтобы описать все работы. А потом она готовила к печати то, что ещё не было издано. Это был огромный, неподъёмный труд. Но Анна Ивановна без устали двадцать лет занималась наследием Сухомлинского. В мыслях, воспоминаниях, делах и разговорах она до конца своих дней была рядом с супругом.

В память о великом советском педагоге был сооружён надгробный памятник (скульптор А. Фуженко). Имя В.А. Сухомлинского было присвоено Павлышской средней школе, в которой в 1975 году создан педагогический музей Сухомлинского и установлена мемориальная доска. На корпусе № 1 Полтавского педагогического института (университет) по улице Остроградского, 2 – Василию Александровичу установлена мемориальная доска; в самом университете находится музей В.А. Сухомлинского. В честь В.А. Сухомлинского назван Николаевский национальный университет, Александрийский педагогический колледж в городе Александрия, а в его дворе – установлен памятник Василию Александровичу. В Институте образования НИУ «Высшая школа экономики» открыта именная аудитория. В 2018 году в Геническом районе Херсонской области был изготовлен бюст В.А. Сухомлинского для использования в качестве переходящей награды для лучшего учреждения образования района. В сентябре 2018 года Национальный банк Украины выпустил в обращение памятную монету с Сухомлинским, в серии «Выдающиеся личности Украины».

За прошедшие годы результаты деятельности Василия Александровича Сухомлинского стали общепризнаны во всемирном контексте. Значимо, что 39‑я сессия Генеральной конференции ЮНЕСКО, которая состоялась в ноябре 2017 года, приняла решение включить 100‑летие со дня его рождения в Календарь знаменательных событий и памятных дат ЮНЕСКО на 2018 год для придания ему мирового значения. В этот год в различных странах мира прошли представительные конференции, посвященные его педагогическому наследию.

 

Десять советов Василия Сухомлинского учителям 

  1. Я советую каждому учителю вести педагогический дневник. Это не официальный документ, к которому ставятся какие-то формальные требования. Дневник – личные записи, заметки. Они могут пригодиться в повседневной работе. В них – источник раздумий, творчества. Дневник, который ведется десять, двадцать, а то и тридцать лет – это огромная ценность. Ведь у каждого думающего педагога есть своя система, своя педагогическая культура. Сколько драгоценных жемчужин педагогической мудрости пропадает тогда, когда учитель-мастер, учитель-творец, завершив свою творческую жизнь, уносит с собой в могилу все, что он постиг за годы труда и поисков. Дневники педагогов я бы хранил в педагогических музеях и в научно-исследовательских институтах как бесценные сокровища.
  2. Важнейшее условие духовного роста педагога – это прежде всего свободное время учителя. Пора понять, что чем меньше у учителя свободного времени, чем больше он загружен всевозможными планами, отчетами, заседаниями, тем больше опустошается его духовный мир, тем скорее наступит та фаза его жизни, когда учителю уже нечего будет отдавать воспитанникам… Свободное время учителя – это… корень, питающий ветви педагогического творчества.
  3. Детей покоряет влюблённость учителя в знания. Тоньше всего дети знают ваш труд тогда, когда с вашей помощью они мыслят, открывают истину, изумляются и удивляются. Опасайтесь того, чтобы ум ваш раскрывался перед питомцами только в те минуты, когда вы проверяете знания. Исключительно важно, чтобы ребёнок понимал и чувствовал, что сегодня он стал умственно богаче, чем был вчера, с помощью учителя.
  4. Решающее значение имеет то, каких людей увидит в нас подросток. Мы должны быть для подростков примером богатства духовной жизни; лишь при этом условии мы имеем моральное право воспитывать. Ничто так не удивляет, не увлекает подростков, ничто с такой силой не пробуждает желания стать лучше, как умный, интеллектуально богатый и щедрый человек. В наших воспитанниках дремлют задатки талантливых математиков и физиков, филологов и историков, биологов и инженеров, мастеров творческого труда в поле и у станков. Эти таланты раскроются только тогда, когда каждый подросток встретит в воспитателе ту “живую воду”, без которой задатки засыхают и хиреют. Ум воспитывается умом, совесть – совестью, преданность Родине – действенным служением Родине.
  5. Чрезвычайно тонким инструментом воспитания является похвала за хороший поступок, поощрение добра, приобщение к поведению, которое своей сущностью выражает человеческое благородство. Похвала учит ребенка, образно говоря, читать книгу элементарной человеческой культуры. Одобрение, высказанное семьей, коллективом, поднимает человека в собственных глазах, утверждает в нем гордость. Но когда ребенку приносят радость только похвалы, тут уже скрывается опасность. Настоящее мастерство воспитателя заключается в том, чтобы добро делалось без расчета на похвалу.
  6. Отметка должна вознаграждать трудолюбие, а не карать за лень и нерадивость. Если учитель усматривает в двойке и единице кнут, которым можно подстегивать ленивую лошадь, а в четверке и пятерке пряник, то вскоре дети возненавидят и кнут и пряник.
  7. Очень важно, чтобы высокие слова о Родине и возвышенные идеалы не превратились в сознании наших воспитанников в громкие, но пустые фразы, чтобы они не обесцветились, не слиняли, не стерлись от частого произношения. Особенно недопустимо вкладывать в уста маленьких детей те слова, которых они еще не понимают. То, что составляет для народа святыню, может из-за этого превратиться в пустой звук.
  8. Очень важно, чтобы детям было дорого все созданное старшими поколениями, все добытое и завоеванное в тяжелой борьбе за свободу и независимость Отечества… В золотую пору детства, когда ребята особенно чувствительны и к слову, и к образу, и к душевному миру другого человека, надо донести до детских сердец все, чем гордятся старшие поколения, рассказать о том, какой ценой завоевано счастье свободного труда.
  9. Важная задача школы – воспитать человека пытливой, творческой, ищущей мысли. Я представляю себе детские годы как школу мышления, а учителя – как человека, заботливо формирующего организм и духовный мир своих воспитанников.
  10. Задача школ и родителей – дать каждому ребенку счастье. Счастье многогранно. Оно и в том, чтобы человек раскрыл свои способности, полюбил труд и стал в нем творцом, и в том, чтобы наслаждаться красотой окружающего мира и создавать красоту для других, и в том, чтобы любить другого человека, быть любимым, растить детей настоящими людьми.

Источники:

https://институтвоспитания.рф/press-center/stati-i-pamyatki/serdtse-svoe-otdayu-detyam-printsipy-vospitaniya-vasiliya-sukhomlinskog/?ysclid=lms1t877yr486231187

– http://uc.kr.ua/2018/02/06/cheloveka-vospytyvat-mozhno-tolko-dobrom/

– https://nsportal.ru/blog/obshcheobrazovatelnaya-tematika/all/2018/09/03/2018-god-stoletie-so-dnya-rozhdeniya-v-a

https://litobozrenie.com/2017/08/reformy-v-obrazovanii-chast-ii/?ysclid=lmv0ooc38e592468743

https://foma.ru/vasiliy-suhomlinskiy-zhizn-neotdelimaya-ot-shkolyi.html?ysclid=lms0qxjdyq743717540

https://ria.ru/20220506/sukhomlinskiy-1786112116.html?ysclid=lmqrz3s1tp604265808

https://ria.ru/20220506/sukhomlinskiy-1786112116.html?ysclid=lmqrnd8rkj269853552

https://rg.ru/2021/05/10/vasilij-suhomlinskij-detej-pokoriaet-vliublennost-uchitelia-v-znanie.html?ysclid=lms0uef4y0558131938

http://ngosbs.info/ne-tolko-razumom-no-i-serdtsem-k-105-letiyu-so-dnya-rozhdeniya-v-a-suhomlinskogo/?ysclid=lms8nh00r9542357963

https://obrazovaka.ru/suhomlinskiy-vasiliy.html?ysclid=lms5lt5eox184497552

https://dzen.ru/a/ZQjfEHz4n2RGt9zf?utm_referer=ya.ru

https://2kumushki.ru/suhomlinskiy_prodoljenie.php/

https://biographe.ru/uchenie/vasilij-sukhomlinskij

https://proza.ru/2018/01/01/1864?ysclid=lms89tohy141628455

https://radiovera.ru/vasilij-i-anna-suhomlinskie.html?ysclid=lmsae6b45q584545642

– ЦАМО. Юбилейная картотека награждений, шкаф 57, ящик 25. Номер документа 79

https://poisk.re/awards/anniversaries/1520599547?ysclid=lmv08aq96p706021962

https://ru.rodovid.org/wk/

 

Материал подготовили:

В.Ф. Березин – советник при ректорате, председатель Совета ветеранов МПГУ,

подполковник в отставке, ветеран военной службы и боевых действий;

М.А. Гончаров – доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии
профессионального образования имени академика РАО В.А. Сластёнина.

28 / 09 / 2023

Показать обсуждение