Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

День открытых дверей

Год защитника отечества. 80 лет Победы

Педагогический календарь

Новости МПГУ
«С любовью будет произноситься, и часто будет произноситься имя господина Огарёва, и позабыто оно будет разве тогда, когда забудется наш язык»

/ Н.Г. Чернышевский

  «Чужой западноевропейский ум призван был нами, чтобы научить нас жить своим умом, но мы попытались заменить им свой ум»

/ В.О. Ключевский

 

«Уверенность в себе и энергия – вот что нужно, а отчаяние ведёт к тому, чтобы ничего не делать»

/ Н.П. Огарёв

В рамках проекта «Педагогическое служение Отечеству» продолжаем рубрику «Педагогический календарь», посвящённую отечественной системе образования и воспитания, педагогам и учителям, призванным сеять «разумное, доброе, вечное».

Очередной материал рубрики «Педагогический календарь» посвящается 210-летию со дня рождения русского публициста и поэта Николая Платоновича Огарёва.

На самом деле жизнь каждого известного человека намного сложнее и интереснее, чем это нам показывают в приглаженных биографиях. Собственно, как и жизнь любого вообще человека намного богаче и противоречивее, чем это иногда кажется даже его самым близким и другим людям. Николай Платонович Огарёв входил в школьную программу конца СССР аж по двум номинациям – как поэт (литература) и как революционный деятель (история). Соответственно, все кто учился при СССР, услышав его имя, сразу же думают: «Да, да, да, что-то очень знакомое!». Тут же вспоминаются многочисленные улицы, названные в его честь во многих городах. Самая известная, как всегда, в Москве, потому что там было Главное управление МВД, воспетое Юлианом Семёновым и советским фильмом «Огарёва, 6». Тем не менее, мало кто помнит хоть что-то из его биографии и заслуг, не говоря уже о поэтических произведениях. А жизнь была чрезвычайно интересная, страстная, в конце концов, несчастная, но чрезвычайно поучительная.

Перечитывая стихи и поэмы отца-основателя «Колокола», его публицистику, особенно пронзительно начинаешь понимать, что хотя и прошло много лет со дня смерти Николая Платоновича, в нашей любимой России мало что меняется: «Скучно мне да жалко сторону родную», но есть надежда, что «стезёю благодатною Русь вперед помчится вольная!». И это не случайно, ведь до сих пор заслуживающие внимания его стихи «полны искренности, в них есть живая интонация, как бы раздумье вслух. Творчество Н.П. Огарёва – важная страница русской гражданской поэзии». «Поэт истинный» и истинный патриот, он был одним из тех исключительных по своим достоинствам личностей, кому принадлежал, по собственному его выражению, «клич на подвиг, вызов на дело». Но не будем забывать и известные слова Николая Платоновича, вынесенные в заголовок этого материала: «Уверенность в себе и энергия – вот что нужно, а отчаяние ведет к тому, чтобы ничего не делать». 

Николай Платонович Огарёв – русский поэт, просветитель и публицист, оригинальный педагогический мыслитель, вдумчивый литературный критик, революционер-демократ, ближайший друг Александра Ивановича Герцена.

Н.П. Огарев родился 24 ноября (6 декабря по новому стилю) 1813 года в Санкт-Петербурге в семье действительного статского советника Платона Богдановича Огарёва (1777-1838) от его брака (с 13 мая 1804 года) с Елизаветой Ивановной Баскаковой (1784-03.09.1815), которая унаследовала от дяди М.Е. Баскакова богатое село Белоомут, пожалованное ему за участие в дворцовом перевороте 1762 года.  Мать скончалась от горячки, когда Николаю ещё не было двух лет. Потрясённый отец оставил службу и поселился в родовом имении Старое Акшино Инсарского уезда Пензенской губернии.

Николай воспитывался многочисленной дворней, а позднее – под присмотром приглашенных наставников. Ник, как его звали в семье, получил традиционное для дворянских детей образование: свободно говорил на нескольких языках, увлекался историей и литературой. Однако однообразный помещичий быт тяготил его впечатлительную душу: «Мне было скучно. Дом мне был тюрьмой, Где двери на замке держал обычай, Приличие стояло на часах, И был закон надсмотрщик престарелый».

Своё детство, а отчасти отрочество и юность Николай провёл в имении отца. «Акшино было для меня местом романтической привязанности, не меньше моей религиозной любви к умершей матери», – писал Николай Платонович позднее. В то же время в его памяти сохранились и явления нелегкой крепостной крестьянской жизни, «крещеной собственности», полной унижения, рабства и бесправия. «В то время было движение ненависти крепостного человека к барству. Я на этом чувстве и рос».

В 1820 году Огарёвы переехали в Москву, где в возрасте 10 или 11 лет Николай Платонович познакомился с Александром Ивановичем Герценом (25.03/06.04.1812-09/21.01.1870). В главе «Ник и Воробьёвы горы» своего произведения «Былое и думы» А.И. Герцен рассказывает, как в 1827 году на Воробьёвых горах юноши принесли клятву посвятить жизнь борьбе за свободу. Н.П. Огарёв позднее назвал день клятвы днём сознания своей дороги. В это же время в 12-летнем возрасте он впервые услышал о трагической судьбе декабристов. Домашние учителя вместе со школьной премудростью знакомили мальчика со свободолюбивой гражданской лирикой А.С. Пушкина и К.Ф. Рылеева, с идеями декабризма.

В сентябре 1829 года Н.П. Огарёв поступил в Императорский Московский университет на правах вольнослушателя юридического факультета и посещал лекции на физико-математическом, словесном и нравственно-политическом отделениях. В 1832 году перешёл на нравственно-политическое отделение, которое окончил со степенью «действительного студента». Он был одним из организаторов студенческого кружка политической направленности при Московском университете. Под революцией А.И. Герцен и Н.П. Огарёв в своем студенческом кружке понимали совсем не то, что случилось в России в начале XX века. Они видели революцию как уничтожение крепостничества и введение конституции. Конечно же, студенческий кружок привлек внимание властей, и Огарёв попал в разряд лиц, «обращающих на себя внимание образом мыслей своих».

Николаю Платоновичу с молодых лет были близки вопросы просвещения и образования, рассматриваемых им с гуманистических позиций. Он очень рано включился в решительную борьбу за просвещение народа, чтобы освободить его от духовного рабства, стремился поднять его до уровня понимания грядущих социально-политических и культурных задач, пробудить общественную активность. А.И. Герцен и Н.П. Огарев выдвигали планы национального перевоспитания народа и отдельных сословий в духе общинности, который, по их суждениям, исторически присущ русскому человеку.

В 1832 году по желанию отца поступил на службу в Московский главный архив.  Летом 1833 года за Николаем Платоновичем был установлен полицейский надзор, а в ночь на 10 июля 1834 года он был арестован. Благодаря влиятельным родственникам Огарёва выпустили на поруки, но 31 июля арестовали вторично из-за писем, написанных «в конституционном стиле». По приговору 31 марта 1835 года А.П. Огарёв был отправлен в ссылку в Пензенскую губернию. В 1835-1839 годы служил, отбывая ссылку, в канцелярии пензенского губернатора.

Человек крайне скромный, застенчивый, хотя и полный веры в свое призвание, Николай Платонович неотразимо действовал на всякого, кто был чуток к его душевной красоте. Вокруг него всегда создавался особый «огарёвский культ» – в его присутствии люди становились лучше и чище. А.И. Герцен говорил, что «жизненным делом Огарёва было создание той личности, какую он представлял из себя». В значительной степени напоминая Н.В. Станкевича, Н.П. Огарёв влиял личной беседой, делясь богатым запасом своих знаний, высказывал яркие мысли. Отсутствие выдержки и усидчивости, беспредметная мечтательность, лень и привычка к размеренной жизни изо дня в день, без определенной цели, к сожалению, помешали его творчеству развернуться в полном объеме и сполна самореализоваться, но всё это было впереди.

В 1836 году Николай Платонович сблизился с Марией Львовной Рославлевой (1817-28.03.1853, Монмартрское в Париже), дочерью Льва Яковлевича Рославлева и Анны Алексеевны Панчулидзевой. Так как отец девушки разорился, Мария Львовна воспитывалась в доме дяди, губернатора Пензенской губернии Александра Алексеевича Панчулидзева (1790-07.01.1867). Павел Васильевич Анненков (19.06/01.07.1813-08/20.03.1887) писал: «Марья Львовна …росла и воспитывалась в богатом доме, обедневшем по “непредвиденным обстоятельствам”. …Очутившись со скудными средствами и в зависимости от посторонних лиц, она устраняла поползновения общества смотреть на неё горделивым и презрительным обращением с людьми, резким и чересчур иногда откровенным словом. …Огарёв рано заметил оригинальную девушку, скоро сблизился с нею и покончил тем, что женился на ней». (Н.П. Огарев в воспоминаниях современников. – М., 1989). Брак, заключённый в 1838 году, оказался несчастливым. В декабре 1844 года супруги разъехались, Мария Львовна уехала за границу.

Вскоре А.П. Огарёв увлекается Евдокией Васильевной Сухово-Кобылиной (1819-1896), сестрой драматурга Александра Васильевича Сухово-Кобылина (17/29.09.1817-11/24.03.1903) и писательницы Евгении Тур (12/24.08.1815-15/27.03.1892). Однако, будучи формально женатым человеком, он не смог ей открыться. Евдокия Васильевна узнала о его чувстве лишь после смерти поэта. Ей был посвящён цикл стихов «Buch der Liebe».

Социальная природа нравственности выводилась Н.П. Огаревым из естественной потребности людей в свободе. Так, в октябре 1837 года он задумал учредить губернские комитеты сельского хозяйства. Ими должны были руководить лучшие хозяева-помещики. В ведении этих комитетов должны находиться и сельские училища (училища сельского хозяйства), в которых преподавались бы грамота, Закон Божий и «теория агрономии с возможными применениями на опыте». Однако в годы пензенской ссылки Огарев не мог предпринимать каких-либо практических шагов в этом направлении.

В мае 1838 года Николаю Платоновичу была разрешена поездка из Пензы на лечение в Пятигорск, об этом позднее он рассказал в автобиографическом очерке «Кавказские воды», созданном в 1860–1861 годах. В Пятигорске он познакомился с некоторыми участниками неудачного восстания на Сенатской площади, переведенными на Кавказ из Сибири. Долгие беседы Н.П. Огарёв проводил с поэтом-декабристом А.И. Одоевским. «Встреча с Одоевским и декабристами возбудила все мои симпатии до состояния какой-то восторженности. Я стоял лицом к лицу с нашими мучениками, я – идущий по их дороге, я – обрекающий себя на ту же участь». О своем преклонении перед «людьми 14 декабря» впоследствии Николай Платонович поведал в ряде своих произведений, среди них в лучшую сторону можно выделить стихотворение «Я видел вас, пришельцы дальних стран» (1838) и статью «Разбор книги Корфа».

С 1840 по 1846 год Николай Платонович жил за границей, слушал курс лекций в Берлинском университете. Наряду с А.И. Герценом был желанным гостем в петербургском кружке Белинского.

В ноябре 1846 года поселился в Старом Акшине с решимостью всерьез осуществить здесь свои социально-экономические преобразования, проявив нетипичную для того времени и для своего дворянского сословия заботу о крестьянах, тем самым показав «конкретное проявление чувства любви, дружбы, патриотизма». Путь к крестьянскому благоденствию виделся ему в соединении земледелия с фабрично-заводским производством, в замене подневольной барщины вольнонаемным трудом, в переходе к фермерскому типу хозяйства. Поэт-просветитель открыл в селе больницу, разрабатывал план организации Народной политехнической школы с программой обучения, близкой к университетской, с целью подготовки «мужиков-пропагандистов», с тем чтобы «пустить их как ферменты в наши общины»; способных на новых основах строить сельскохозяйственное производство и свою жизнь. В данной связи большое значение придавалось созданию в деревне нового типа школы с широким общеобразовательным и политехническим курсом, с передовыми воспитательными задачами.

Содержание предстоящей деятельности Н.П. Огарёв изложил в статьях «План народной политехнической школы», «План земельных училищ» и «Рассуждения об основах народного образования», содержавших положения о том, каким он представлял себе школьное дело для народа. Именно в реализации этих планов мыслитель видел главную цель педагогических преобразований в России. Программный характер имел его проект «План народной политехнической школы» (1847) – выдающееся достижение русской социально-педагогической мысли, сохранившее свое живое и актуальное значение. В этом своем главном педагогическом произведении мыслитель подчеркивал, что важнейшей целью педагогических преобразований в России должно стать развитие у народа чести, права и гражданства. В связи с этим провозглашалась необходимость устранения сословных, религиозных и иных ограничений при получении образования. В произведении, составленном в форме плана занятий молодежи, нашли воплощение основные взгляды Н.П. Огарёва на науку и школу будущего, определены их роль и место в социуме. Главной направленностью статьи является то, что в ней подчеркивается, что «истинное образование всегда нацелено на преодоление невежества. И вот против чего должно действовать воспитание».

Глубокой верой в преобразующую силу научного знания веет в особенности от заключительной части проекта. «Наука выведет из незнания, – утверждается здесь. – Предрассудки не будут иметь пищи. Воспитаем мы людей практических, к делу прилагаемых, здоровых умом и телом; добросовестных, так как им не будет ни примера, ни поощрения к обману; мужественных духом, потому что их отучат от испуга и приучат к чувству самостоятельности; трудолюбивых – пристрастят к труду. Они выйдут свободными людьми». В разделе «Наука» Н.П. Огарёв дал подробное описание объема знаний, который должен быть усвоен учениками в течение четырех лет обучения. Объем этот значителен. Обосновывая и защищая свой учебный план, Н.П. Огарёв писал: «Мне скажут, что это почти университетский курс. Если б и так, что за беда?.. Нам предстоит образовать человек 10-15 сельских учителей и пустить их как ферменты в наши общины». При этом Николай Платонович был убежден, что, если простое незнание «устраняется учением», борьбе «с предрассудками… мало одного учения». Здесь «весь образ жизни учеников должен быть устроен ежеминутным противодействием предрассудкам, привитым с первого детства». В данной связи в своем проекте Н.П. Огарёв даёт подробное описание образа жизни учеников. Здесь обращают на себя внимание требования об отмене исполнения обычаев, «от которых пахнет обрядом и формализмом», о преследовании лжи и обмана, о воспитании правдивости и честности, об отмене телесных наказаний.

Не забыто в проекте и об организации воскресного отдыха учащихся. Рекомендуются и гимнастические упражнения, и экскурсии на природу, и чтение произведений художественной литературы («не научных книг») под руководством учителя. Выходы на природу могут быть приноровлены «к лесоводству, ботаническим и геологическим сведениям и съемке планов». Предусмотрена в проекте и возможность работы воскресного класса, в котором ученики школы будут учить крестьянских детей «просто грамоте» и получать таким образом «педагогическую практику». Для таких учащихся был предусмотрен специальный курс нравственности. В своем проекте Н.П. Огарёв новаторски предполагал осуществить соединение обучения с производительным трудом учеников, интеграцию общеобразовательной, политехнической подготовки с усвоением основ сельскохозяйственного ремесла. Об этом свидетельствует раздел, озаглавленный «Телесная работа». Здесь определены виды ученических сезонных работ: зимой – в специальных мастерских, летом – на ферме, в огороде. Цель – приобретение необходимых практических навыков. Интересны требования Н.П. Огарёва к учителю: «Математику должен знать хорошо, если не сведущ в сельском хозяйстве – выучится в школе. Естественные науки должен знать отлично, иметь привычку производить опыты. Хорошее поведение необходимо. Он должен быть близок мне; единомышлен и единодушен». Мысль об организации народных земледельческих училищ занимала Н.П. Огарева и позднее, в 1860‑х годах.

В 1849 году Н.П. Огарёв освободил крестьян Белоомута (1800 душ) от крепостной зависимости, простил долги и наделил землёй. Пытался завести коммунистическое хозяйствование: построил винокуренный завод и писчебумажную и суконную фабрики, где завёл коммуну. На этом он разорился, от миллионного состояния осталось только имение. Понятно, что такие обширные планы не были и не могли быть осуществлены в полном их объеме в условиях того времени.

Пензенский партийный деятель Г.В. Мясников писал: «…Жалко наш изумительный, порядочный, добросердечный народ». Тем более что большинство акшинских крестьян сопротивлялись реформам «барина» и напрочь отказались от свободы, заявив, что им и так хорошо. Фермерское хозяйство русские и мордва решительно отвергли. Даже собственные наделы пахали не всегда качественно, утверждая: «Если Господь уродит, то хлеб и так будет».

В 1849 году Николай Платонович сближается с Натальей Алексеевной Тучковой (02/14.07.1829-30.12.1913/12.01.1914), дочерью соседа по имению Алексея Алексеевича Тучкова (26.12.1800/07.01.1801-1878). Несмотря на отказ Марии Львовны в разводе и протесты родных, Н.А. Тучкова поселяется вместе с Николаем Платоновичем. Брак был заключён лишь после смерти от скоротечной чахотки в 1853 году в Париже первой супруги Огарёва.

В 1850 году пензенский губернатор обвинил Н.П. Огарёва в участии в «коммунистической секте», последовал кратковременный арест. В 1850-1855 годах Николай Огарёв проживал в своём имении близ села Проломиха Симбирской губернии.

В 1856 году Николай Платонович эмигрировал в Великобританию; жил в Лондоне, где вместе с А.И. Герценом возглавил Вольную русскую типографию. Был одним из инициаторов и соредактором еженедельника «Колокол». Разработал социально-экономическую программу уничтожения крепостного права посредством крестьянской революции. Развил теорию «русского социализма», выдвинутую Герценом. В социалистических воззрениях Н.П. Огарёва важную роль играли народнические тенденции. Участвовал в создании революционной организации «Земля и воля» (1860-1861), в пропагандистской кампании Михаила Александровича Бакунина (18/30.05.1814-19.06/01.07.1986) и Сергея Геннадьевича Нечаева (20.09/02.10.1847-21.11/03.12.1882).

Николай Платонович Огарёв – автор нескольких поэм и множества стихотворений (в основном романтических). Самым главным своим предназначением Н.П. Огарёв считал именно литературную жизнь. Самые ранние стихи поэта относятся к началу 1830 годов, к времени жесткой политической «стабильности», последовавшей за разгромом декабристов. Начинал он как романтик, в этой обстановке и возник тот разлад между патриотическими гуманными идеалами и практической невозможностью их осуществления, который определил внутренний драматизм его поэзии тех лет. Лирический герой поэзии Огарёва – передовой достойный человек своего времени, дворянин, живущий напряженно-умственным творчеством, занятый идейно-философскими исканиями и раздумьями. Его волнуют коренные вопросы окружающей жизни, он жаждет свободы, стремится к правде и справедливости. «Наслаждение жизни для такой личности заключается в том, чтобы жить для других, быть счастливым от счастья близких и скорбеть их горем, как своим личным горем», – писал Н.Г. Чернышевский. Поначалу Н.П. Огарёв использовал преимущественно условно-романтические формы, свободные в то же время от стандартов современной ему литературы. От его лирических монологов-исповедей веет искренностью и задушевностью, но уже на рубеже 1830–1840 годов акшинский помещик часто выходил за рамки романтизма. Наиболее известна поэма «Юмор» (первая и вторая части – 1840-1841, третья часть – 1867-1868, опубликована в альманахе «Полярная звезда»). Выступал с публицистическими произведениями (пропагандировал идеи реализма).

Обращаясь к явлениям народной жизни, он использовал для их воспроизведения конкретно-исторические, реалистические формы. В.Г. Белинский, осудивший «гамлетовские» сомнения в огарёвских «Монологах», пришел в восхищение от «Деревенского сторожа»: «Ночной сторож» Огарёва – прелесть! В душе этого человека есть поэзия». Значительное место в лирике поэта заняли мотивы дружбы и любви. Все его произведения, созданные им в последнее десятилетие его жизни на Родине, – это выражение внутренней жизни поэта, его духовного развития, отклики на революционные события 1848 года в Европе или раздумья над явлениями социально-политической жизни России.

Так, в поэме «Господин» Николай Платонович описал тип помещика-либерала, оказавшегося неспособным преодолеть разлад между словом и делом. О долге дворянской интеллигенции перед народом напомнил Н.П. Огарёв в повести «Деревня». Потерпев неудачу в попытках улучшить крестьянскую жизнь, ее герой говорит о решимости уехать в эмиграцию, чтобы иметь возможность «клеймить изустно и печатно» царский режим. Более двух десятков лет скитаний вне Родины, с 1856 по 1877 год, были самыми плодотворными в литературной деятельности поэта, в особенности первое десятилетие после разлуки с Россией.

Свыше 300 разных по жанру произведений было опубликовано Н.П. Огарёвым в это время на страницах «Полярной звезды», «Колокола», «Общего веча», в различных сборниках Вольной русской типографии. За эти же годы было опубликовано более 100 агитационных и лирических произведений, которые создавались им в условиях, свободных от цензурного гнета, и потому все они были связаны с его публицистической и практической революционной деятельностью. К примеру, «Предисловие к «Колоколу» прозвучало как начало обращения поэта с революционной проповедью к народу. Основным пафосом произведений поэта до отмены крепостного права было требование безусловного уничтожения рабства в России. С большой эмоциональной силой эта идея была им воплощена в стихотворении «Свобода».

Страстным призывом к революции прозвучала поэма «Забытье». В ней Н.П. Огарёв обратился к деятельности декабристов – к «праотцам», к «первенцам свободы», веря, что «с былым святая связь» может и должна стать одним из стимулов социально-политического и духовного возрождения Руси. Через всё его поэтическое творчество заграничного периода прошел образ Родины. В некоторых произведениях Николай Платонович нередко прибегал к новому строю поэтической речи, опираясь на различные формы устного народного творчества – сказ, речитатив, плач, повторы. Но не все его опыты на этом пути были успешными, хотя его стихи и поэмы в рукописных копиях расходились по всей России и были широко известны передовой молодежи 1860–1970 годов.

Почти полвека продолжалась деятельность Огарёва на благо «дикой страны, в которой массы народа настолько были ограблены в смысле образования, света и знания», а ведь «такой страны в Европе не осталось ни одной, кроме России». По мнению огарёвоведа С.С. Конкина, «его поэзия явилась связующим звеном между Пушкиным и Лермонтовым, с одной стороны, Некрасовым и поэзией революционного народничества – с другой».

В 1865 году, в связи с переездом из Лондона Вольной русской типографии, Н.П. Огарёв поселился в Женеве. В 1873 году переехал в Лондон.

Н.П. Огарёв скончался 31 мая (12 июня по новому стилю) 1877 года. В 1966 году его урна с прахом была перевезён из Гринвичского холма Лондона в Москву и перезахоронена на Новодевичьем кладбище.

В память о Николае Платоновиче Огарёве в 1952 году Почта СССР выпустила марку, посвящённую Н.П. Огареву, а в 1957 году – марку, посвящённую 100-летию выхода еженедельника «Колокол». В честь Николая Платоновича Огарёва названы: Мордовский государственный университет (07.05.1970), улицы в ряде городов России (Брянск, Калуга, Уфа, Орск, Прокопьевск, Королёв, Владивосток, Казань, Ростов-на-Дону, Новошахтинск, Красноярск, Нижний Новгород, Калининград, Саранск, Рощино) и в ближнем зарубежье (Алматы, Минск). В 1976 году был открыт астероид №5158, который назвали «Огарёв». С 1927 по 1993 годы в честь Огарёва назывался Газетный переулок в Тверском районе Москвы.

Источники:

– Огарёв Н.П. Избранные социально-политические и философские произведения / Под общей редакцией М.Т. Иовчук и Н.Г. Тараканова. – Т. 2. – М.: Гослитиздат, 1956. – 683 с.

– Огарёв Н.П. Стихотворения и поэмы. – Л.: Советский писатель, 1961. – 482 с.

– Огарёв Н.П. в воспоминаниях современников. – М.: Художественная литература, 1989. – 543 с.

– Тучкова-Огарёва Н.А. Воспоминания: С иллюстрациями. – Л.: Academia, 1929. – 544 с.

– Вячеслав Нефёдов. «Уверенность в себе и энергия – вот что нужно». К 200-летию со дня рождения Н.П. Огарёва: https://web.archive.org/web/20131210221123/http://sovross.ru

– Михаил Богуславский. Просветитель, критик, поэт. Школа науки и труда Николая Огарёва // Учительская газета, №49 от 5 декабря 2023: https://ug.ru/prosvetitel-kritik-poet/?ysclid=lpsfpw89ap956792466

– Елена Петраш. «Так вы меня не забыли?» // Газета «Правда». – №133 (31482). – 5-6 декабря 2023 года:

https://gazeta-pravda.ru/issue/133-31482-56-dekabrya-2023-goda/tak-vy-menya-ne-pozabyli-/?ysclid=lpsh5wx3l6591272876

 

 

Материал подготовил:

В.Ф. Березин – советник при ректорате, председатель Совета ветеранов МПГУ,

подполковник в отставке, ветеран военной службы и боевых действий.

06 / 12 / 2023

Показать обсуждение