Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

День открытых дверей

Год защитника отечества. 80 лет Победы

Педагогический календарь

Новости МПГУ
«Поймите, что ваши дети развиваются не по каким-либо для них особенно составленным законам… Говорите, внушайте детям вашим, приведите в ощутительное сознание их, что они прежде всего люди, а не князья, графы, аристократы… Сознайте сами достоинство человека; оно выше всех ваших званий и богатств»

/ Николай Христианович Вессель

  «Воспитатель должен вести питомца так, чтобы последний научился умерять и обуздывать свои душевные движения, господствовать над своей чувственностью, управлять привычками …гнушаться постыдным, бороться с превратными обстоятельствами и действовать всегда так, как требует его человеческое достоинство»

/ Николай Христианович Вессель

 
«Воспитание окончено и достигло своей дели, если воспитанник возымел силу и волю далее, всю жизнь развивать себя, неутомимо работая над тем делом, которое вполне соответствует его духовным и телесным силам» / Н.Х. Вессель
 
«Цель общего образования может быть только одна: привести учащихся к сознанию их собственных сил духа и тела, к ясному и светлому самопознанию. Только этого и можно, и должно требовать от общего образования. Если человек знает свои силы, сознает самого себя; если он чувствует, к какому делу способен, то положительно может избрать себе это дело и будет с пользой заниматься им»

/ Н.Х. Вессель

 

В рамках проекта «Педагогическое служение Отечеству» продолжаем рубрику «Педагогический календарь», посвящённую отечественной системе образования и воспитания, педагогам и учителям, призванным сеять «разумное, доброе, вечное».

Очередной материал рубрики «Педагогический календарь» посвящается 190-летию со дня рождения деятеля отечественного образования Николая Христиановича Весселя (22.01/03.02.1834-03/16.06.1906).

Николай Христианович Вессель – российский теоретик и историк педагогики, педагог и публицист, литератор и этнограф, школовед, тайный советник, сторонник педагогических идей К.Д. Ушинского, один из основателей и секретарь Педагогического общества в Санкт-Петербурге (1869). Его основная педагогическая деятельность пришлась на время, когда во главе Министерства народного просвещения стояли сначала либеральный А.В. Головнин (1821–1886), затем консервативный Д.А. Толстой (1823–1889).

Н.Х. Вессель родился в Санкт-Петербурге 22 января (3 февраля по новому стилю) 1834 года в дворянской немецкой семье.

Родители, братья и сёстра Николая Христиановича Весселя: Отец – Христиан фон Вессель (15/26.04.1798), дворянин, офицер; мать – Александра Доротея Каролина фон Мекк (1808-20.02.1842, Санкт-Петербург), дворянка. В семье было шестеро детей: Константин Георг фон Вессель (13.12.1829-13.08.1849, Волково лютеранское в Санкт-Петербурге), Владимир фон Вессель (01.1829-07.03.1862, Чугуновское в Воронеже), Мария фон Вессель, Валентина фон Вессель, Ольга фон Вессель, Елизавета фон Вессель (В замужестве с Александром Врубелем; 1917+). Его дядей (родным братом отца) был Егор Христианович Вессель (06/17.06.1797-27.02/11.03.1853, Волковское лютеранское в Санкт-Петербурге) – российский военный учёный, генерал-лейтенант артиллерии, первый в России профессор артиллерийских наук (1832), преподаватель Михайловского артиллерийского училища, позже – инженер и начальник оружейных заводов. Е.Х. Вессель был женат на дочери титулярного советника Прасковье Сергеевне Охлебининой (18.02.1816-03.02.1861), с которой имел двух дочерей – Екатерину (08.08.1836-15.08.1904) и Ольгу (28.06.1845-1919).

О своем детстве сам Вессель рассказывает в одном из своих автобиографических признаний, разбросанных в разных его сочинениях: «Детство я провел в деревне, в имении моего отца Петербургской губернии, Лужского уезда. В 1843-1844 годы отец взял меня с собой в свои служебные поездки по расследованию на месте разных столкновений между помещиками и крестьянами в губерниях Новгородской, Тверской, Московской, Владимирской, Нижегородской, Казанской и Оренбургской. Потом в последние два года учения моего в 3-й петербургской гимназии и в течение четырехлетнего курса я проводил каждое лето на уроках в помещичьих семействах в губерниях Пензенской, Тамбовской, Курской, Харьковской, Калужской, Орловской и Рязанской» (Н. Вессель, Народное образование и народные училища в Западной Европе и в России, «Русская школа», 1891, № 12, стр.38). Это автобиографическое воспоминание говорит о том, что с раннего возраста он ознакомился с бытом крестьян и помещиков.

В 1851 году Николай Христианович окончил 3-ю Санкт-Петербургскую гимназию (одно из старейших учебных заведений; основано в 1823 году на базе губернской гимназии и Учительского института; имела педагогический уклон и предназначалась для детей всех сословий, не исключая податного; размещена на месте бывшего Пантелеймоновского уездного училища; построено по проекту Павла Даниловича Шрётера (1775-06.01.1849).

Затем Н.Х. Вессель изучал восточные языки в Санкт-Петербургском университете, окончив его историко-филологический факультет в 1855 году со степенью кандидата. Работал пять лет учителем. Обучение на восточном отделении филологического факультета дало Весселю блестящее знание иностранных языков, в том числе европейских: немецкого, французского, английского, благодаря чему он имел возможность в совершенстве овладеть европейской педагогической литературой того времени.

Николай Христианович обладал выдающимися лингвистическими способностями, даже в контексте своей эпохи, где знание нескольких языков было само собой разумеющимся явлением в научной и чиновничьей среде. Этим объясняется то, что уже вскоре по окончании университета его высоко оценили в Министерстве народного просвещения в качестве высококвалифицированного специалиста в области зарубежных систем образования и педагогики.

Одновременно с редакторской деятельностью, Н.Х. Вессель состоял советником по вопросам педагогики при Министерстве народного просвещения и Военном министерстве. В 1856 году, в возрасте 19 лет, стал экспертом-аналитиком по вопросам образования, сначала в близком кругу министра иностранных дел, а затем, с 1867 по 1901 год в Министерства народного просвещения (образовано манифестом императора Александра I от 08/20.09.1802) и в Главном управлении военно-учебных заведений.

С 1956 по 1959 год Н.Х. Вессель был домашним наставником детей князя Александра Михайловича Горчакова – министра иностранных дел, канцлера и соученика А.С. Пушкина по Царскосельскому лицею.

Широкая осведомленность Весселя в различных областях жизни и педагогики вытекала не только из знания иностранных языков, но в первую очередь из других источников, о чем он сам же рассказал в одном из своих автобиографических признаний. «В 1856 г. пишущий эти строки по окончании курса в Петербургском университете поступил наставником в дом светлейшего князя А. М. Горчакова, назначенного в то время министром иностранных дел. Время моего пребывания в этом доме (с 15 июня 1856 г. по 15 июня 1859 г.) счастливым образом совпало с тем временем, когда зачались у нас все великие реформы прошлого царствования, первым из величайших актов которых было освобождение крестьян от крепостной зависимости… С самого начала реформ я заносил в свой дневник все, что имело какое-либо отношение к делу народного образования и что я имел возможность узнавать по этим и другим вопросам государственной жизни как от самого кн. Горчакова, так и от близко стоявших к делу реформ прошлого царствования лиц – Н. А. Милютина, кн. В. А. Черкасского, Ю. Ф. Самарина, А. В. Головкина. На усмотрение кн. Горчакова мной были представлены соображения относительно различных вопросов, касавшихся преимущественно народного образования, а также по его поручениям составлять записки по этим вопросам» («Русская школа», 1891, №7-8, стр. 36). Положительно оценивая эти записки, Горчаков передавал их различным министрам, в результате чего Вессель получил от А. В. Головнина ряд проектов с предложением высказать свои мнения о них. «Таким образом, заканчивает свои, автобиографические признания Вессель, я сделался экспертом-педагогом и начал усердно изучать историю училищ в западноевропейских государствах и в России, причем особенно занимали меня народные училища, которых у нас тогда почти не было и которые, по моему мнению, с освобождением крестьян должны были получить быстрое распространение» (Н. Вессель, Народное образование и народные училища в Западной Европе и в России, «Русская школа», 1891, № 12, стр. 41). Так в самом начале 60-х годов началась педагогическая деятельность Весселя.

С 1 августа 1861 по 6 мая 1864 года Николай Христианович был в отставке. Член педагогического комитета военного министерства (с 1864). В 1866 году Николай Христианович опубликовал брошюру «Учебный курс гимназий», которая послужила фундаментом для его взаимодействия и сотрудничества с министром народного просвещения Дмитрием Андреевичем Толстым на протяжении 1867-1871 годов. В 1868-1870 годы Н.Х. Вессель прочитал Д.А. Толстому курс лекций по истории системы народного просвещения в России и основных европейских странах, и о современном устройстве начальных и средних общеобразовательных учебных заведений и профессиональных школ за границей и в России.

В 1869 году Н.Х. Вессель был командирован за границу для «ознакомления с опытом западноевропейских учебных заведений», и представил Д.А. Толстому проект об устройстве в России целостной непрерывной системы образования. После отклонения предложенной Д.А. Толстым реформы начальных и средних учебных заведений вынужден подать в отставку (1871). В 1867-1874 и 1884-1897 годах – член Учёного комитета Министерства народного просвещения; в 1897-1900 годах – член Совета министра народного просвещения. Одновременно, в 1874-1882 и 1897-1901 годах – член Педагогического комитета при Главном управлении военно-учебных заведений. С 28 декабря 1881 года – действительный статский советник, затем был произведён в тайные советники. В 1882 после ухода Толстого с поста министра вновь включен в число членов Учёного комитета Министерства народного просвещения.

Совместно с одним из передовых русских педагогов второй половины XIX века Иосифом Ивановичем Паульсоном (16.08.1825-21.03.1898, Смоленское лютеранское в Санкт-Петербурге) в 1861-1864 годах Николай Христианович редактировал педагогический журнал «Учитель», посвящённый, главным образом, вопросам первоначального обучения. В 1864-1882 годах был редактором и одним из ведущих авторов журнала «Педагогический сборник». Наряду с редактированием журнала Н.Х. Вессель принимал активное участие в устройстве в Соляном городке Санкт-Петербурга Педагогического музея военно-учебных заведений. В 1873 году Николай Христианович начал издавать 4-томное «Руководство к преподаванию общеобразовательных предметов». К участию в издании было привлечено 25 известных деятелей образования. С 1874 года Вессель сосредоточился на издании журнала «Педагогический сборник», а также на участии в работе Педагогического комитета при Главном управлении военно-учебных заведений. В 1885-1900 годах редактировал журнал «Задушевное слово» и приложения к нему – «Педагогический листок» (1887), постоянно публиковался по вопросам экономики в газетах «Голос» и «Новое время». В 1903 году Вессель издал обобщающую работу «Наша средняя общеобразовательная школа».

Высшим принципом воспитания Н.Х. Вессель считал принцип природосообразности. Педагогическое искусство, по Весселю, заключается в побуждении к самовоспитанию и должно всегда учитывать особенности личности учащегося и современное состояние просвещения. Пытался разработать и психологически обосновать теорию общего образования, целью которого считал полное развитие способностей каждого человека, а результатом – осознание учащимся своих способностей и выбор соответствующей профессии. Решающим для преодоления отрыва школы от жизни считал использование в обучении местного материала (вплоть до создания учебников для отдельных местностей). Предлагал программу совершенствования российских гимназий. Разработал демократическую систему народного образования, состоящую из общего и профессионального образования, и последовательно защищал её в печати и правительственных учреждениях. Составил проекты создания обязательной народной 8-летней школы и 4-летней средней школы. Широкая сеть профессионального образования должна была строиться на основе общего образования. Считая сохранение классических гимназий временным (до тех пор пока университет будет требовать знания древних языков), выступил с программой совершенствования русских гимназий («Учебный курс гимназий», 1866): усиление развивающих элементов в обучении, ликвидация перегрузки учащихся и т.д. Будучи этнографом, собирал народные песни.

Николай Христианович Вессель – автор трудов по теории и истории педагогики, частью им редактированных, частью самостоятельно обработанных. Среди его трудов: Перевод и дополнения к сочинениям Ф. Бенеке «Опытная психология в применении к воспитанию и обучению детей» (1862); Учебный курс гимназий (1866); Руководство к воспитанию и обучению (1871-1872); Руководство к преподаванию общеобразовательных предметов (1873-1874); Исторический очерк общеобразовательных училищ (1873); История воспитания и обучения (перевод сочинении К. Раумера, 1875-1878); Гусельки (128 колыбельных, детских и народных песен и прибауток, 1879); Школьные песни (115 народных, литературных, исторических и военных песен, положенных для школ, 1879); Профессиональные школы и обучение ремеслам (1881); Сборник солдатских и других песен (1888); Начальное образование и народные училища в Западной Европе и в России (1890-1891); Хрестоматия и учебник русской литературы (1899); Наша средняя общеобразовательная школа (1903); Русский литературный пантеон. История родной словесности в классических образах и примерах. С портретами писателей, 1904; Очерки об общем образовании и системе народного образования в России (издано в 1959).

Семья Н.Х. Весселя: Жена – Варвара Немировская; дети: Елизавета фон Вессель (03.09.1865-1940), музыкант; Александра фон Вессель (25.11.1866-1942), Мария фон Вессель (1869-1921), Ольга фон Вессель (14.07.1874), Ксения фон Вессель (06.02.1876), Владимир фон Вессель (11.06.1878-1941).

Награды Н.Х. Весселя: орден Святого Станислава 2-й степени с императорской короной (1873), орден святой Анны 2-й степени (1878), орден святого Владимира 3-й степени (1889).

Николай Христианович Вессель скончался 3 июня (16 июня по новому стилю) 1906 года. Покоится на Новодевичьем кладбище Санкт-Петербурга.

Источники:

– Вессель Николай Христианович: http://elib.gnpbu.ru/sections/0100/vessel/

– К вопросу о биографии Н.Х. Весселя: http://www.detskiysad.ru/ped/vessel02.html?ysclid=ls3qowaaws718577406

– Родословное древо: https://mihailvrubel.nasledie.digital/?person=I0008566

– Родители, братья и сёстра: https://bogatov.info/Genbase6?iz=12458;p=vladimir;n=fon+vessel

– Психологические основы воспитания в трудах Н.Х. Весселя: http://www.voppsy.ru/issues/1980/806/806139.htm

– Вессель Н.Х. Русский литературный пантеон: https://www.litfund.ru/auction/301/88/

– В.Я. Струминский. Н.Х. Вессель как историк и теоретик «общественного училищеведения» // Вессель Н.Х. Очерки об общем образовании и системе народного образования в России. – М., 1959. – С.5-44.

Щетинина Н.П. Технологические основы духовно-нравственного воспитания учащейся молодежи в педагогическом наследии Н.Х. Весселя // Философско-педагогические и религиозные основания образования в России: история и современность. – Рязань, 2009. – С.165-168.

– Богуславский М.В. Николай Христианович фон Вессель – ведущий эксперт-аналитик российского образования второй половины ХIХ века. – М.: Отечественная и зарубежная педагогика, 2018. С. 18–25.

 

Материал подготовил:

В.Ф. Березин – советник при ректорате, председатель Совета ветеранов МПГУ,

подполковник в отставке, ветеран военной службы и боевых действий.

04 / 02 / 2024

Показать обсуждение