«Служить правде – как в научном, так и в нравственном смысле этого слова. Быть человеком».
Н.И. Пирогов
В рамках проекта «Педагогическое служение Отечеству» продолжается рубрика «Педагогический календарь», посвящённая отечественной системе образования и воспитания, педагогам и учителям, призванным сеять «разумное, доброе, вечное».
Очередной материал рубрики «Педагогический календарь» посвящается 215-летию со дня рождения русского врача-хирурга и педагога Николая Ивановича Пирогова.
Н.И. Пирогов – русский врач-хирург, анатом, естествоиспытатель и педагог, профессор, создатель первого атласа топографической анатомии, основоположник российских школ военно-полевой хирургии (1854) и анестезии, тайный советник, участник обороны Севастополя.
Николай Иванович Пирогов родился в Москве 13 ноября (25 ноября по новому стилю) в 1810 году. Его отец, майор Иван Иванович Пирогов, служил казначеем комиссариатского военного ведомства, а мать, представительница московского купеческого рода Елизавета Ивановна Новикова, была домохозяйкой и занималась воспитанием детей. У Николая было тринадцать братьев и сестер.
В детстве мальчик с увлечением проглатывал книги и больше всего любил играть в доктора, вдохновляясь примером часто бывавших в гостях у отца врачей и ученых.
Мыслитель считал, что в детстве закладывается основа личности, и поэтому подробно описал его на склоне лет в своем «Дневнике старого врача». Мальчик рос в религиозной семье, проживавшей в доме близ церкви Святой Троицы в Сыромятниках. Его няня Катерина Михайловна мягко и ненавязчиво говорила с ним о Боге: «Я не слыхал от нее никогда ни одного бранного слова; всегда любовно и ласково останавливала упрямство и шалость; мораль ее была самая простая и всегда трогательная потому, что выходила из любящей души. «Бог не велит так делать, не делай этого, грешно!» – и ничего более. «Помню, однако же, что она обращала внимание мое и на природу, находя в ней нравственные мотивы. Помню, как теперь, Успеньев день, храмовый праздник в Андроньевском монастыре; монастырь и шатры с пьяным, шумящим народом, раскинутые на зеленом пригорке передо мной как на блюдечке, а над головами толпы – черная грозовая туча; блещет молния, слышатся раскаты грома. Я с няней у открытого окна и смотрим сверху. «Вот смотри, – слышу, говорит она, – народ шумит, буянит, а не слышит, как Бог грозит; тут шум да веселье людское, а там, вверху у Бога – свое». – Это простое указание на контраст между небом и землей, сделанное, кстати любящей душой, запечатлелось навсегда, и всякий раз как-то заунывно настраивает меня, когда я встречаю грозу на гулянье».
Знаком свыше посчитали Николай и его близкие успешную сдачу им экзаменов на медицинский факультет университета всего в 12 лет, тем более время было трудное – отец разорился, и нечем было платить за учебу в пансионе. Родители даже не мечтали о таком счастье, вспоминал позже Николай Иванович: «Отец повез меня из университета прямо к Иверской и отслужил молебен с коленопреклонением. Помню отчетливо слова его, когда мы выходили из часовни: «Не видимое ли это Божье благословение, Николай, что ты уже вступаешь в университет? Кто мог на это надеяться?». Помог Н.И. Пирогову в поступлении анатом и физиолог Е.О. Мухин. Успешно преодолев вступительные испытания, в 1824 году Николай Иванович становится студентом, которого от сокурсников отличали глубокие познания в области анатомии. В 1828 году Н.И. Пирогов окончил университет и в числе семи лучших студентов был направлен в Дерпт (ныне Тарту) для подготовки к профессорской деятельности.
Студенты аплодировали Н.И. Пирогову, когда он заканчивал лекции, он филигранно овладел скальпелем, творя им чудеса. Герр профессор был на пути благополучия и преуспевания. И для учащихся было неожиданностью то, что их наставник, наживая себе множество врагов среди богатых врачей-практиков, с нравственных христианских позиций подверг жесточайшей критике современную ему рыночную медицину. Он заявил, что в ней процветают эгоизм и тщеславие, приоритет открытия ценится выше самого открытия, из-за сбережения коммерческих тайн исчезает доверие между врачами, которые губят больных, прикрываясь лживой статистикой. Пирогов впервые признался в опубликованных отчетах об операциях, что в результате ошибки погубил больного, и коллеги со слезами на глазах пожимали руку этому смелому искреннему человеку. Он же с тревогой чувствовал, что сам стал как хирург бестрепетно относиться к чужой боли.
После переезда в 1840 году в Петербург Пирогов получил от Николая I почти всю полноту власти для реформирования хирургии России: он утверждал заведующих кафедр всех университетов, консультировал завод по производству хирургических инструментов, руководил двумя госпиталями и бесплатно работал еще в четырех больницах, проведя в общей сложности более 12000 операций. И испытал глубочайшее потрясение, убедившись, что операция часто сравнима по трагическим последствиям с тяжелым ранением, и ее надо рассматривать как последний путь спасения. Для этого важно, чтобы в специалисте, хорошо умеющем производить разрезы, не погиб «внутренний человек», способный любить людей – делает вывод Пирогов. А это качество воспитывается не наукой, а верой. В его дневнике он, сделавший столько добра людям, признавался: «…Бесплатная практика была у меня в то время делом научного интереса… Но любви к людям и жалости или милосердия в сердце у меня не было. Все это пришло… постепенно, вместе с развитием потребности веровать».
После этого становится понятно, каких качеств не хватает нашим ретивым «реформаторам», беспрестанно сравнивающим себя с хирургами, причиняющими боль.
11 ноября 1842 года Н.И. Пирогов женился по страстной любви на Екатерине Дмитриевне Березиной (1822-1846), представительнице древнего дворянского рода, внучке генерала от инфантерии графа Николая Алексеевича Татищева и дочери отставного штабс-ротмистра. «В первый раз я пожелал бессмертия – загробной жизни. Это сделала любовь, – вспоминал Николай Иванович в дневнике ту волшебную, чудесную пору. – Захотелось, чтобы любовь была вечна, так она была сладка». В их семье родились двое детей: сын – Николай (1843-1891), физик. Его женой в последующем стала Лидия Георгиевна Кюзель.
Жена Н.И. Пирогова почти не появлялась в модных салонах и гостиных. Она не тяготилась затворничеством, растила дома сына, ждала мужа с работы. Но любви не суждено было долго продлиться. Зимой 1846 года Екатерина Дмитриевна умерла при рождении второго ребенка. Николай Иванович тяжело переживал ее смерть и, вероятно, надеясь воскресить любимую или мечтая о встрече их душ, стал, по его признанию, “полу-спиритом”. В этот период он одним из первых применил эфирный наркоз при операциях. Возможно, поэтому у него появляется идея, что душа представляет собой сверхтонкий эфир, окутывающий атомы живого. В этой идее и продолжении борьбы он увидел путь к бессмертию.
Слабые отказываются от идеалов и самопознания и теряют право на бессмертие, или переходят на путь вражды и насилия и тоже теряют его: «Кто был так несчастлив, неспособен, ленив и ничтожен, что не хотел воспользоваться самой высшей способностью человека развить сознание себя до самопознания и одерживать через то верх над материей – тот должен отказаться от бессмертия, которого он не в состоянии был и предчувствовать. Много званых, мало избранных» – писал он в обнаруженных после его смерти записках того времени. Тогда он находился на перепутье между мистикой и христианством.
Четыре года Н.И. Пирогов оставался одиноким после смерти жены. Однажды ночью он получил (вероятно, во сне) пророчество, запечатленное в стихах 1850 года «О! Лейтесь слезы вдохновенья!». В них говорилось о будущем педагогическом поприще великого врача, новой любви и духовном бессмертии. Действительно вскоре на вечере Пирогов встретил незнакомку, покорившую его сердце. «Я сразу понял: она!» – рассказывал позже ученый о вспыхнувшем чувстве к двадцатилетней баронессе Александре фон Бистром (1824-01.06.1902), дочери генерал-лейтенанта Антона Антоновича Бистрома, внучатой племяннице мореплавателя Ивана Фёдоровича Крузенштерна. Свадьба состоялась в усадьбе Г.И. Щепочкина (рядом с Гончаровской усадьбой Полотняного завода), таинство венчания было совершено 7 июня (20 июня по новому стилю) 1850 года в местном Преображенском храме. Долгое время Пирогову приписывали авторство статьи «Идеал женщины», которая представляет собой выборку из переписки Н.И. Пирогова с его второй женой. В 1884 году трудами Александры Антоновны была открыта хирургическая лечебница в Киеве.
Со своей избранницы Н.И. Пирогов взял клятву – помочь в достижении духовного бессмертия, которая отражена в стихотворении «Мать-мачеха», посвященном Саше: «Блага земные, счастье мирское, житейские страсти, Шум и забавы, корысть и волненье – все в жертву принесть». Николай Иванович любил свою «душку Сашу», ценил в ней религиозно-мистическую натуру и посвятил ей несколько стихотворений, в которых трактовались сюжеты Евангелия. Мыслитель, разочаровавшийся в науке, искал близкого человека, готового разделить все испытания на пути, предназначенном ему Богом.
Вскоре Н.И. Пирогов вошел в круг ближайших советников выдающейся женщины России – великой княгини Елены Павловны, в котором высшим достоинством государственного деятеля считалось сочетание религиозно-мистического духа и рационального разума, не враждующего с духом. Эти качества отличали зачинателей движения сестер милосердия княгиню Екатерину Хитрово, княгиню Екатерину Бакунину, баронессу Эдит фон Раден, саму Елену Павловну. Высокодуховные, тонкие натуры, покровители, помощники и советчики ученых, писателей, прекрасные организаторы – эти женщины создавали особую нравственную атмосферу высшего света.
Пирогов постоянно совершенствовался во врачебном искусстве, и результатом его труда были великие научные открытия. Именно он издал первый анатомический атлас («Топографическая анатомия, иллюстрированная разрезами, проведенными через замороженное тело человека в трех направлениях» (1852–1859), ставший незаменимым руководством для врачей-хирургов. Этот атлас и предложенная Пироговым методика изучения морфологии человеческого тела стали основой всего последующего развития оперативной хирургии, а хирурги получили возможность оперировать, нанося минимальные травмы больному.
Оперируя в госпиталях, Пирогов творил чудеса, не отказываясь от сомнительных и, казалось бы, безнадежных случаев. Он перевязывал артерии, в том числе сонную, подвздошную, бедренную, ампутировал конечности, удалял руку вместе с лопаткой, вылущивал опухоли, делал глазные операции, занимался пластической хирургией. О быстроте, с которой великий хирург оперировал, ходили легенды. Каждая его операция собирала множество зрителей, которые с часами в руках следили за ее продолжительностью. Он также провел большую работу по изучению влияния эфира и хлороформа на организм и в 1847 году сделал свою первую операцию под наркозом. Впервые в эксперименте Пирогов применил интратрахеальный, прямокишечный, внутривенный наркозы, вводил анестетик в спинномозговой канал.
Великий ученый являлся участником четырех войн: Кавказской (8 июля 1847 года выехал на кавказский театр военных действий); Крымской (с 29 октября 1854 года по 3 декабря 1855 года был в Крыму, в частности в осажденном Севастополе); Франко-прусской (в 1870 году по предложению Красного Креста Пирогов ездил для обзора госпиталей); Русско-турецкой (в 1877 году совершил подобную поездку на фронт).
Военная медицина обязана Н.И. Пирогову внедрением сортировки раненых, сберегательного лечения огнестрельных переломов. Он первым изобрел и применил крахмальную, а затем гипсовую повязку при сложных переломах, заменив при этом ампутацию конечности более гуманной резекцией. Приобретенный им опыт лег в основу военно-полевой хирургии как науки. Труды Н.И. Пирогова по военной медицине до сих пор остаются основой для организации медицинского обеспечения боевых действий войск.
Пытливый ум ученого привел к великим открытиям в борьбе с инфекциям. Пирогов использовал принцип разделения больных и здоровых в госпиталях, пропагандировал широкое использование антисептиков в условиях военно-полевой хирургии.
Благодаря энергии Николая Пирогова впервые в истории России на фронте и в тылу стал применяться труд медицинских сестер, представительниц Кресто-Воздвиженской женской общины. Н.И. Пирогов организовал их подготовку и затем привлек к работе в осажденном Севастополе. Сестры помогали сортировать раненых, а также принимали активное участие в устранении многочисленных хозяйственных непорядков на фронте.
Пирогов считал, что звание врача обязывает быть общественным деятелем, и никогда не был в стороне от острых вопросов жизни. Позже Пирогов ушел из медицины в педагогику, отошел от спиритизма и написал в конце жизни об учении Христа: «Мы ни минуты не можем сомневаться в том, что этому учению суждено быть неугасимым маяком на извилистом пути нашего прогресса». Известно, что на этом пути ему помогли преосвященный Иннокентий – миссионер православия среди северных народов, который вел беседы с Николаем Ивановичем, его духовник в Киеве отец Василий Каменский, где педагогом Пироговым были открыты первые воскресные школы, знакомящие молодых женщин, детей, мастеровых с азами науки и мудростью Закона Божьего. Гуманист Пирогов выступал против телесных наказаний и за отмену сословного подхода в образовании с доступом к знаниям для каждого ребенка. Николай Иванович был инициатором начального образования.
Пирогов прошел, как ищущий истину паломник, сложную дорогу, испытав сомнения, неверие, неземную любовь, искушения властью, специальностью, славой – к вере, к христианству, к православию. Сколько пациентов и раненых спас этот верующий ученый, отказавшись от ненужных опасных ампутаций, уродующих человека, в пользу гипсования, сберегательной медицины. Наоборот, догматизмом, утопиями, принесшими несчастья обществу (классовыми, национальными, рыночными, экологическими и др.) закончили ученые, не ищущие пути к Богу, часто осыпанные наградами, но «по плодам их узнаете их». В своем дневнике мыслитель неоднократно сам обещал рассказать о своем приходе к вере в начале 50-х годов, но записи трагически обрываются именно на описании этого периода. О дневнике Пирогова лучше всего сказал С.Л. Франк: «Можно только пожалеть, как мало русское общество и прежде, и в особенности теперь, обращало внимание на эту замечательную философскую и религиозную исповедь одного из самых крупных и выдающихся русских умов второй половины XIX в.».
Награды и звания Н.И. Пирогова: 1839 – орден Святой Анны III степени; 1845 – орден Святого Станислава II степени; 1848 – орден Святой Анны II степени; 1851 – орден Святого Владимира III степени; 1852 – почётный член Тартуского университета; 1855 – орден Святого Станислава I степени; 1856 – медаль «В память Восточной (Крымской) войны 1853—1856 годов»; 1860 – орден Святой Анны I степени; 1863 – знак «За введение в действие Положений 1861 года»; 1873 – орден Святого Владимира II степени; 1877 – орден Белого орла. Кроме того, награждён германской памятной медалью войны 1870-1871 годов для некомбатантов и французским Бронзовым крестом Общества помощи раненым. 1840 – половинная Демидовская премия и золотая медаль за труд «Хирургическая анатомия артериальных стволов и фасций»; 1844 – полная Демидовская премия и большая золотая медаль за «Полный курс прикладной анатомии человеческого тела»; 1850 – полная Демидовская премия и большая золотая медаль за монографию «Патологическая анатомия холеры»; 1860 – полная Демидовская премия и большая золотая медаль за атлас «Топографическая анатомия разрезов».
Н.И. Пирогов скончался 23 ноября (5 декабря по новому стилю) 1881 года в селе Вишня (ныне – часть города Винница). По воспоминаниям его сына, перед началом агонии Н.И. Пирогова «началось лунное затмение, окончившееся сразу после развязки». 27 ноября (9 декабря по новому стилю) в течение четырёх часов тело Пирогова было забальзамировано Давидом Ильичем Выводцевым в присутствии двух врачей, двух фельдшеров и священника (предварительно было получено разрешение от церковных властей, «учтя заслуги Н.И. Пирогова как примерного христианина и всемирно известного учёного, разрешили не предавать тело земле, а оставить его нетленным, „дабы ученики и продолжатели благородных и богоугодных дел Н.И. Пирогова могли лицезреть его светлый облик“)[25] и было погребено в усыпальнице в его усадьбе Вишня. Через три года над усыпальницей была построена церковь, проект которой разработал Виктор Иванович Сычугов.
В память о враче и педагоге в черте Винницы в с. Пирогово находится музей-усадьба Н.И. Пирогова, в километре от которой располагается церковь-усыпальница, где покоится забальзамированное тело выдающегося хирурга. Там же регулярно проводятся Пироговские чтения. Пироговское общество, существовавшее в 1881-1922 годах, представляло собой одно из самых авторитетных объединений русских врачей всех специальностей. Конференции врачей Российской империи назывались Пироговскими съездами.
Первым памятником врачу стал монумент в Москве на Большой Царицынской улице (ныне – Б. Пироговская улица) около Клинического городка Московского университета, установленный в 1897 году. Состоявшееся много лет назад знакомство Н.И. Пирогова и В.И. Герье удивительным образом отозвалось в истории нашего университета. Открытый в 1906 году в составе МВЖК медицинский факультет в 1930 году стал основной для организации 2-го Московского государственного медицинского института, которому в 1957 году было присвоено имя Н.И. Пирогова (сегодня это – Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова). В 1913 году в окрестностях двух московских улиц – Большой и Малой Царицынской – был открыт Главный аудиторный корпус МВЖК (сегодня – Главный корпус МПГУ). В 1924 году улицы были переименованы в память о Н.И. Пирогове и с тех пор носят названия Большой и Малой Пироговской. На территории Федерального научно-клинического центра физико-химической медицины рядом с Главным корпусом МПГУ установлен памятник Н.И. Пирогову. 28 октября 2022 года неподалеку от памятника Пирогову был открыт памятник его воспитаннику В.И. Герье. В настоящее время памятники Пирогову установлены в Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе, Виннице, Павлограде, Тарту. Немало памятных знаков посвящены Пирогову в Болгарии; там же работает парк-музей «Н.И. Пирогов». Его именем названа главная и самая большая в стране больница с реаниматологическим и хирургическим профилем (УМБАЛСМ «Н.И. Пирогов»). Имя выдающегося хирурга присвоено Российскому национальному исследовательскому медицинскому университету. В 2018 году в Петербурге на базе Военно-медицинского музея был воссоздан Музей Н.И. Пирогова. В 2021 году Указом Президента РФ учреждён орден Пирогова. Образ Н.И. Пирогова запечатлён в искусстве, литературе и кино.

Источники:
– Почётный гражданин города Москвы https://www.sechenov.ru/univers/structure/istoriko-patrioticheskiy-tsentr-imeni-geroya-sovetskogo-soyuza-n-v-troyan/publikatsii/k-210-letiyu-so-dnya-rozhdeniya-n-i-pirogova
– Н.И. Пирогов и профессура МВЖК https://mpgu.su/novosti/professura-rozhdenija-vydajushhegosja
– Пирогов Н.И. Собрание литературно-педагогических статей https://web.archive.org/web/20130730172348
– Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения http://elib.old.gnpbu.ru/
– Афонский А.П. Н.И. Пирогов, его жизнь и педагогическая проповедь https://web.archive.org/web/2013073
– Севастопольские письма Н.И. Пирогова https://runivers.ru/lib/book3163/10075/
– Пирогов Н.И. Вопросы жизни. Дневник старого врача http://elib.old.gnpbu.ru/
– Захаров И. Хирург Николай Пирогов. Трудный путь к вере http://www.spbumag.nw.ru/2004/29/21.shtml
– Виртуоз медицины https://dzen.ru/a/Z-0f3tCDEkb6EwuO?ysclid=midojv3vxv393858736
– Семь фактов о Н.И. Пирогове https://www.sechenov.ru/pressroom/news/7-lyubopytnykh-faktov-o-nikolae-pirogove
Материал подготовил:
В.Ф. Березин – советник при ректорате, председатель Совета ветеранов МПГУ,
подполковник в отставке, ветеран военной службы и боевых действий.





































