Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

День открытых дверей

Год защитника отечества. 80 лет Победы

Педагогический календарь: К 120-летию со дня образования Всероссийского учительского союза (09.06.1905)

Новости МПГУ

В рамках проекта «Педагогическое служение Отечеству» продолжается рубрика «Педагогический календарь», посвящённая отечественной системе образования и воспитания, педагогам и учителям, призванным сеять «разумное, доброе, вечное».

Очередной материал рубрики «Педагогический календарь» посвящается 120-летию со дня образования Всероссийского учительского союза (09.06.1905).

История учительского движения начинается с реакции общества на голод 1891-1892 годов и вспышку холеры в 1893 году, когда общество и многие учителя вновь остро почувствовали необходимость распространения всеобщего образования. Тогда были созданы Комитеты грамотности, разгромленные в 1895 году, и другие инициативы. В 1890-е годы по всей стране возникали учительские общества, их число выросло с 23 в 1896 году до 71 в 1902 году.

Первым толчком к самоорганизации учителей на Всероссийском уровне можно считать педагогическую выставку Курского губернского земства, прошедшую в 1902 году. На выставку приехали педагоги со всей страны, и помимо академических лекций по педагогике, там произошли и открытые обсуждения проблем учительства, в том числе материальных и бытовых. За ней последовали Московский учительский съезд 1902-1903 годов, Ярославский съезд при выставке 1903 года и Петербургский технический съезд 1903-1904 годов. На всех этих собраниях активно обсуждались «общественные» темы – проблемы всеобщего образования и положение учителя.

Главным профессиональным объединением учителей и работников школ дореволюционной России стал Всероссийский союз учителей и деятелей по народному образованию (ВСУ). Идея создания такого союза обсуждалась ещё на съездах 1902-1904 годов, в первую очередь в Москве и Петербурге. В Москве разговоры о профессиональном союзе велись в Московском педагогическом обществе. В Петербурге среди некоторых членов Педагогического общества весной 1904 года возник политический клуб учителей, начавший подготовку съезда представителей учительских обществ взаимопомощи. Начало Революции 1905 года отодвинуло этот съезд и подстегнуло более серьёзную организационную работу. Уже 12 марта 1905 года в Санкт-Петербурге состоялся Съезд педагогов и деятелей по народному образованию, на котором был учреждён «Союз народных учителей и других деятелей по народному образованию», прообраз ВСУ. Союз представлял из себя круг подписантов обращения с требованиями коренной демократизации общества и образования. К апрелю Союз включал в себя уже более тысячи учителей.

В апреле 1905 года прошло Московское совещание представителей учительских групп. Его инициатором выступило Московское педагогическое общество, а его председатель Н.А. Рожков вёл заседания. На совещании, собравшем представителей 30 губерний, было принято решение о создании новой, неподконтрольной государству, нелегальной Всероссийской организации, и вскоре совместно с Петербургским союзом была начата подготовка 1-го Всероссийского съезда учителей и деятелей по народному образованию. Московское совещание показало раскол учительства. Большинство участников, в том числе члены и сторонники партии эсеров, считали, что новый союз должен иметь особый профессионально-политический характер, являясь не только профессиональным объединением, но и аналогом партии для своих членов. Однако две группы учителей высказывались против этого: учителя социал-демократы и аполитичные участники.

В 1905-1907 годах, на волне активного объединения рабочих и служащих различных отраслей народного хозяйства России в профессиональные организации, резко возросло демократическое движение и среди работников образования. Первым профсоюзным объединением педагогов стал Всероссийский учительский союз.

Всероссийский учительский союз – профессионально-политическая организация, основанная 9 июня 1905 года из разрозненных учительских объединений как Всероссийский союз учителей и деятелей народного образования с целью организации борьбы за политические свободы, созыв Учредительного собрания, передачу власти в руки народа, демократизацию и децентрализацию народного образования, светский характер обучения. В центральное бюро Союза входили В.П. Вахтеров, В.В. Водовозов, В.И. Чарнолуский, Н.В. Чехов и другие.

В 1906 году в Союзе насчитывалось 16 тысяч членов. Союз в период с 1905 по 1907 год провёл 4 съезда, осуществлял юридическую и материальную помощь учителям, организовывал лекции, создавал библиотеки и экспериментальные учебные заведения, издавал литературу. Широкое развитие профсоюзного движения в стране заставило правительство узаконить деятельность профессиональных союзов. 4 марта 1906 года были изданы «Временные правила о профсоюзных обществах…» – этот закон явился первым правовым документом, регулирующим деятельность профсоюзов.

С 1907 года Всероссийским союзом учителей были выдвинуты требования по введению всеобщего обязательного начального образования, преподаванию на родном языке, уничтожению социальных, религиозных и национальных ограничений и привилегий в области образования.

В 1908 году Всероссийский союз учителей прекратил свою деятельность и во­зоб­но­вил её в 1917 году как Всероссийский учительский союз (ВУС), со­хра­нив ор­га­ни­зационные и идеоло­гические ос­но­вы преж­не­го Сою­за. Он на­считы­вал в своих рядах 150 тысяч чле­нов. В 1917–1918 годы Союз про­вёл 5–7-й съез­ды.

В июле 1917 года в Петрограде состоялась Третья Всероссийская конференция профсоюзов. На этой конференции была принята резолюция об организации Всероссийского Центрального Совета Профсоюза (ВЦСПС), избран временный состав ВЦСПС. Был сделан первый и очень важный шаг по пути превращения профсоюзов в единую организацию.

В ноябре 1917 года В.И. Ленин подписал декрет об учреждении государственной комиссии по просвещению. Были поставлены задачи по достижению всеобщей грамотности населения, введению всеобщего и бесплатного обучения, организации учительских институтов. Все управление школами передавалось Советам рабочих и крестьянских депутатов, а учительское движение раскололось по политическим мотивам. В противовес ВУСу, руководство которого не приняло Октябрьской революции 1917 года и не нашло взаимопонимания с Наркомпросом, в декабре 1917 года был основан Союз учителей-интернационалистов. Новый союз объединял учителей, перешедших на сторону советской власти.

В декабре 1917 года Всероссийский учительский союз через свою газету обращается к интеллигенции с призывом «встать на страже свободы и просвещения». Группа учителей-большевиков во главе с Верой Менжинской исключается из состава Петроградского союза. Зимой 1917-1918 года ВУС организует забастовки учителей во многих городах страны. Почему? Ни учителям, ни родителям, ни общественности не предоставлялось никаких реальных прав для участия в перестройке школы. Декреты, обязательные для исполнения, сыпались сверху как из рога изобилия. Подавляющее большинство партийных интеллигентов было настроено на решительное разрушение прежней культурной традиции, начиная с Закона Божия.

Перестройка первых месяцев советской власти затронула все стороны деятельности школ. Отменялись наказания, отметки, экзамены, вводились новая орфография, совместное обучение мальчиков и девочек. Вокруг этих и других нововведений развернулась ожесточенная борьба. Митинги и демонстрации протеста, а часто и открытый саботаж – такой была реакция части учительства.

I-й Всероссийский съезд профсоюзов открылся 7 января 1918 года в Петрограде. На нем был избран новый состав ВЦСПС во главе с председателем Р.Е. Зиновьевым и секретарем В.В. Шмидт. На съезде профсоюзов был взят курс на участие профсоюзов в государственном и хозяйственном строительстве, в решении социальных задач как непременного участника советской власти. Весной 1918 года в новом Союзе состояло уже 12 тысяч педагогов.

Со 2 по 6 июня 1918 года в Москве проходил I-й Всероссийский съезд учителей-интернационалистов. Союз учителей-интернационалистов – объединение учителей, активно пропагандировавших идеи социализма и интернационализма. Этот Союз выступал против отсталой части учительства, считавшей, что школа должна стоять вне политики и быть отделённой от государства. Противостоял реакционному ВУСу, возглавлявшемуся кадетско-эсеровской верхушкой, открыто выступившей против Советской власти и новых органов народного образования и культуры. Инициатива создания союза Принадлежала группе (30 чел.) петроградских учителей, объединившихся в конце декабря 1917. Вскоре аналогичная группа (34 учителя) образовалась в Москве. После переезда Наркомпроса РСФСР в Москву (в марте 1918) обе группы слились и приступили к подготовке Всероссийского съезда учительства, стоящего “… на почве международного движения за социализм и, в частности, за достижение социалистических задач в области образования и воспитания”.

На I-м Всероссийском съезде учителей-интернационалистов присутствовало около 150 делегатов. В приветственной речи A.В. Луначарский призвал учительство активно включиться в строительство новой социалистической культуры. Делегаты заслушали и обсудили доклады Н.К. Крупской – о школе и государстве; М.Н. Покровского – об общем плане организации дела народного образования; П.Н. Лепешинского – о реформе школы, и др. Съезд также заслушал информационный доклад и сообщения о положении дела народного образования на местах. 5 июня 1918 на очередном заседании съезда выступил B.И. Ленин, который призвал учительство не замыкаться в узкие рамки, “… слиться со всей борющейся массой трудящихся. Задача новой педагогики, – указывал В.И. Ленин, – связать учительскую деятельность с задачей социалистической организации общества”.

В резолюциях съезда указывалось на необходимость теснейшего сотрудничества учительства с революционным пролетариатом и беднейшим крестьянством; главной целью новой школы ставилось воспитание всесторонне развитой творческой личности, выдвигалось требование придать образованию политехническую направленность, связать его с жизнью по принципу: “не от книги к жизни, а от жизни к книге”. Съезд принял устав союза.

После 1-го съезда развернулась активная деятельность по сплочению учительских масс. Члены союза входили во все комиссии, организованные при Наркомпросе РСФСР, для агитационно-пропагандистской работы выезжали в провинцию. На местах по инициативе союза читались лекции, открывались курсы учителей и клубы учителей-интернационалистов. Популярность союза росла, и к концу 1918 года он насчитывал около 12 тысяч членов.

Всероссийский учительский союз (ВУС) просуществовал до 1918 года. Он был тогда стержнем учительского движения. Возглавляли его лучшие педагоги и деятели образования России. Союз решал двуединую задачу: социальная поддержка учительства и развитие учительского творчества. У ВУСа были свои печатные органы – «Известия ВУСа», «Пет­ро­град­ский учи­тель», «Народный учитель», «Учитель» и другие.

После Октября, по словам Антона Семёновича Макаренко, «перед нами открылись большие перспективы. Мы, педагоги, так опьянели от этих перспектив, что и себя не помнили». Декретом ВЦИК от 23 декабря 1918 года ВУС был рас­пу­щен как контр­ре­во­люционная ор­га­ни­за­ция, а его печатные ор­га­ны за­кры­ты.

С 12 по 19 января 1919 года в Москве проходил II-й Всероссийский съезд учителей-интернационалистов, на котором присутствовало 222 делегата. В работе съезда участвовали В.И. Ленин, А.В. Луначарский, М.Н. Покровский, П.Н. Лепешинский, Н.К. Крупская и другие.

На съезде развернулась полемика о характере массовой профессиональной организации учителей. С приветственной речью перед делегатами съезда 18 января выступил В.И. Ленин. Отметив, что “… громадное большинство учительства несомненно искренне встанет и будет становиться на сторону власти трудящихся и эксплуатируемых, в борьбе за социалистический переворот…”, он призвал учителей-интернационалистов создать вместо СУИНа массовый профессиональный союз учителей, стоящий на платформе Советской власти и борьбы за социализм путем диктатуры пролетариата. Было принято решение о создании профессионального союза работников просвещения и социалистической культуры, который объединял бы всех работников просвещения и социалистической культуры и действовал совместно с пролетариатом в его борьбе за полное торжество социалистической революции. Съезд заслушал несколько докладов о единой трудовой школе и разработал ряд мероприятий по улучшению культурно-просветительной работы в Красной Армии. Решения съезда с одобрением были встречены на местах.

Союз учителей-интернационалистов объединял учителей, которые вели пропаганду идей социализма и выступали против части учительства, считавшей, что школа должна стоять вне политики и быть отделённой от государства.

Источники:

– Всероссийский учительский союз https://old.bigenc.ru/education/text/2334696

– Всероссийский учительский союз http://elib.shpl.ru/nodes/19828

– Всероссийский учительский союз https://chuvenc.ru/show_Publication/4977

– Объединение и раскол https://ug.ru/obedinenie-i-raskol/

– Альбина Волкова. Профсоюзы у своих истоков https://vk.com/@-178843970-profsouzy-u-svoih-istokov

– Ольга Сафронова https://pedsovet.org/article/kak-kuzen-lunacarskogo-hotel-osvobodit-obrazovanie-2

– Большевики и педагогическая общественность в первые месяцы советской власти https://cyberleninka.ru/article/n/bolsheviki-i-pedagogicheskaya-obschestvennost-v-pervye-mesyatsy-sovetskoy-vlasti

– А. Кондрашев. Очерк истории Всероссийского учительского союза https://pedagog-prof.org/stati/aleksandr-kondrashov-ocherk-istorii-vserossijskogo-soyuza-uchitelej/?ysclid=mbfgw4laq830107166

– 100-летию Учительского союза посвящается https://www.bibl-krasnoufimsk.ru/index.php/obrazovanie/997-100-letiyu-uchitelskogo-soyuza-posvyashchaetsya

– Соколов Н. Краткий очерк истории Всероссийского союза учителей и деятелей по народному образованию // Вестник Всероссийского союза учителей и деятелей по народному образованию. – 1905. – № 2

– Ученики и учителя на фотографиях дореволюционной России https://kulturologia.ru/blogs/051018/40764

– Островский Н.М. Всероссийский учительский союз и его идейно-политический крах после Великой Октябрьской социалистической революции. – Автореферат. – М., 1972

– Паначин Ф.Г. Учительство и революционное движение в России (XIX – начало XX в.). – М., 1986

– Протоколы III-го съезда Всероссийского союза учителей и деятелей по народному образованию. – 1907

– Силин А.В. Революционные процессы 1917 года глазами учительства. По материалам северной прессы // 1917 год в судьбах России и мира. – Архангельск, 2007

– Смирнов Н. Н. Учительство и его роль в революционном процессе 1917 года // Октябрьская революция. Народ: её творец или заложник? – М., 1992

– VII-ой Съезд Всероссийского учительского союза с 8 по 16 июня 1918 год. – М., 1918

– В.И. Ленин. Речь на II Всероссийском Съезде учителей-интернационалистов 18 января 1919 года. // Ленин В.И. ПСС. – Т. 37. – М., 1969 https://ru.wikisource.org/wiki

– Союз учителей-интернационалистов http://pedagogic.ru/pedenc/item/f00/s02/e0002281/index.shtml

– Съезды педагогические http://www.edurus.ru/edunauka/pedagog/256436.htm?ysclid=mbgxsw4u6h365325540

Материал подготовил:

В.Ф. Березин – советник при ректорате, председатель Совета ветеранов МПГУ,

подполковник в отставке, ветеран военной службы и боевых действий.

09 / 06 / 2025

Показать обсуждение