С 22 по 29 ноября 2025 года на базе кафедры управления образовательными системами им. Т.И. Шамовой традиционно проходит IV Международный Педагогический марафон «Российская научная школа управления образовательными системами: достижения и перспективы развития», приуроченный к Году защитника Отечества.
В рамках масштабного мероприятия, которое продлится на протяжении 7-ми дней, 24 ноября состоялась работа Секции 1. «Педагогическая этика в условиях отечественного образования».
Руководителем секции выступила Осипова Ольга Петровна, заведующий кафедрой управления образовательными системами имени Т.И. Шамовой, доктор педагогических наук, профессор.
Модерировали проведение мероприятия и организацию выступлений докладчиков Газарова Диана Карленовна, ассистент, аспирант кафедры УОС им. Т.И. Шамовой, и Филатова Кристина Валерьевна, старший преподаватель, аспирант кафедры УОС им. Т.И. Шамовой.
В ходе работы секции с докладами выступили ученые, руководители образовательных учреждений, преподаватели, аспиранты, магистранты, учителя из ведущих вузов и школ страны. Дискуссионная панель охватила широкий спектр вопросов, стоящих перед современной системой образования. Проведение мероприятия состоялось в смешанном формате – в составе рабочего заседания приняли участие более 40 слушателей.
Научную дискуссию открыла Елена Леонидовна Болотова, профессор кафедры права, доктор педагогических наук, доцент, ИСГО, МПГУ, с докладом об особенностях правового регулирования рабочего времени учителя, подняв важный вопрос баланса между профессиональной нагрузкой и эффективностью педагогического труда, определив границы и векторы педагогической деятельности в условиях современной законодательной системы.
Пешкова Ирина Александровна, доцент кафедры анатомии и физиологии, кандидат педагогических наук, ФГБОУ ВО «ВГПУ», рассмотрела в своем выступлении «Проблему эффективности работы студенческих научных обществ в формировании профессиональных компетенций будущих педагогов».
Седова Татьяна Васильевна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, МБОУ ОЦ ФЛАГМАН, представила результаты исследования о «Развитии педагогической этики в условиях современного российского образования: потенциал регионального ресурсного научно-методического центра».
Центральной темой нескольких докладов стала роль педагога в формировании ценностных ориентиров. Ефанов Никита Сергеевич, аспирант кафедры управления образовательными системами им. Т.И. Шамовой, ИСГО, МПГУ; учитель истории и обществознания ГБОУ «Школа Перспектива», рассмотрел отечественную педагогику как фактор современной идентичности, а уважаемые коллеги из Колледжа МПГУ, Оборотова Светлана Алексеевна, заместитель директора, и Шишкевич Светлана Александровна, преподаватель, детально разобрали проблемы становления морально-нравственных принципов педагога.
Не остались без внимания и современные образовательные тренды – Паровинчак Юрий Михайлович, заведующий кафедрой физической культуры, кандидат наук, ЧУ СОШ «Олимп-Плюс», затронул важную тему взаимосвязи системы оценивания и субъективного благополучия учащихся. Лейтмотивом выступления стал тезис о создании условий и благоприятного климата, способствующих развитию личности обучающихся на уроках физической культуры.
Мизюлин Герман Романович, магистрант кафедры управления образовательными системами им. Т.И. Шамовой, ИСГО, МПГУ, в своем докладе представил результаты исследование о внедрении цифрового ресурса Московской электронной школы, как инструмента обеспечения методического сопровождения учителя.
Филатова Кристина Валерьевна, старший преподаватель и аспирант кафедры управления образовательными системами им. Т.И. Шамовой, выступила с докладом «Влияние корпоративной культуры образовательной организации на развитие универсальных компетенций у обучающихся педагогического вуза».
Газарова Диана Карленовна, ассистент и аспирант кафедры управления образовательными системами им. Т.И. Шамовой ИСГО МПГУ, представила исследование на тему «Этические аспекты формирования креативных педагогических компетенций в отечественном образовании».
Проведенная секция подтвердила высокий научный и практический интерес к вопросам педагогической этики. Участники дискуссии сошлись во мнении, что дальнейшая разработка этических кодексов, совершенствование правовой базы и целенаправленное формирование нравственных ориентиров у педагогов являются ключевыми условиями для укрепления авторитета отечественного образования и его соответствия вызовам времени.
По результатам все желающие смогут опубликовать свои статьи в сборнике трудов Марафона, а презентационные материалы докладчиков будут направлены участникам кафедрального Телеграм-канала «Шамовская семья».
Сложившаяся дискуссия в ходе Секции 1. Педагогическая этика в условиях отечественного образования, подтвердила высокий научный и практический интерес к вопросам профессиональной культуры учителя. Сочетание фундаментальных исследований с прикладными решениями задало вектор для дальнейшего развития не только управленческой мысли, но и повседневной педагогической практики в российских школах и вузах.
Руководители секции сердечно благодарят всех докладчиков и участников за проявленный интерес к Педагогическому марафону и его мероприятиям.
Приглашаем всех стать частью научно-педагогического сообщества, приняв участие в дальнейшей работе площадок IV Международного Педагогического марафона «Российская научная школа управления образовательными системами: достижения и перспективы развития», приуроченный к Году защитника Отечества. До скорых встреч!
старший преподаватель КУОС им. Т.И. Шамовой








