Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

День открытых дверей

Год защитника отечества. 80 лет Победы

Педагогический календарь: К 110-летию со дня рождения Ф.Ф. Брюховецкого

Новости МПГУ

В рамках проекта «Педагогическое служение Отечеству» продолжаем рубрику «Педагогический календарь», посвящённую отечественной системе образования и воспитания, педагогам и учителям, призванным сеять «разумное, доброе, вечное».

Очередной материал рубрики «Педагогический календарь» мы посвящаем 110-летию со дня рождения советского педагога Фёдора Фёдоровича Брюховецкого.

Фёдор Фёдорович Брюховецкий – выпускник исторического факультета Кубанского государственного педагогического института, советский педагог, директор школы, продолжатель идей А.С. Макаренко, заслуженный учитель школы РСФСР, кандидат педагогических наук, почётный гражданин Краснодара; создатель многих школьных традиций, получивших широкое распространение в школах Советского Союза, включая такие, как День знаний, праздник Первого и Праздник последнего звонка.

Ф.Ф. Брюховецкий родился в Екатеринодаре (дореволюционное название Краснодара) 16 мая (29 мая по новому стилю) 1915 года. Отец работал машинистом паровозного депо, они с женой растили четырёх дочек и двух сыновей.

В 1923 году Фёдор Фёдорович пошёл в первый класс. В 1930 году окончил семилетку, поступил в ФЗУ на базе Краснодарского мясокомбината. В 1933 году поступил на исторический факультет Краснодарского государственного педагогического института, который окончил в 1936 году.

Великую Отечественную войну встретил, уже будучи школьным учителем на станции Зверево Северо – Кавказской железной дороги под Ростовом. В самом начале войны был назначен начальником истребительного батальона Зверевского железнодорожного узла. В 1942 году был эвакуацию в Сибирь, где год преподавал в школе села Шарыпово Красноярского края. В 1943 году был отозван из эвакуации и назначен директором Краснодарской мужской школы № 58 (позже её объединили с женской № 54, присвоив ей № 12). В этой школе проработал в должности директора 32 года.

Школу Ф.Ф. Брюховецкого, который всегда первым приходил в классы и никогда не повышал голоса на ребят, порой называли краснодарской «Республикой ШКИД». Ведь учениками в ней были росшие в военной безотцовщине, голоде и лишениях дети. Под школу отвели едва ли не единственное на улице Железнодорожной уцелевшее при бомбёжках здание – бывшее реальное училище. Там, после освобождения Краснодара от фашистов, не было не то что чернил, стульев и парт, но даже дров, чтобы протопить холодное здание. В этих условиях первой задачей у Брюховецкого оказалось удовлетворение самых насущных потребностей детей. Но он, как и А.С. Макаренко, не ограничивается просьбами начальству о всём готовом. Молодой директор выбивает делянку леса и участок в четыре гектара запущенной земли в 40 км от Краснодара. Ученики пилят и рубят дрова, грузят их в вагоны.

23 января 1944-го в школу пришло письмо из города на Неве: «Защищавшему честь и свободу нашей Родины, а также честь школы, воспитавшей его, выпускнику Александру Алексеевичу Мироненко за оборону Ленинграда присвоено звание Героя Советского Союза». Событие это произвело огромное впечатление на учащихся, требовало душевного отклика. Фёдор Фёдорович выразил общее настроение в предложении отметить его как праздник. С тех пор в этот день у учеников был праздник «За честь школы» с концертами, самодельными подарками и занесением лучших в Книгу почёта.

И другие обычаи и праздники в школе Брюховецкого рождались из важнейших событий школьной жизни. Вскоре это стало педагогическим кредо Фёдора Фёдоровича. О том, насколько соответствует такой подход жизни, говорит то, что многие обычаи и праздники, возникшие в школе под его руководством, вскоре (с 1950-х) годов постепенно начинают получать всё более широкое распространение и в других школах, а часть из них, такие, как День знаний и Прощание с букварём, Праздник первого и Праздник последнего звонка давно стали всенародными. Часть праздников, естественно, были и остались обычаем школы Фёдора Фёдоровича. Среди них: День памяти погибших в Великую Отечественную учеников и учителей, Праздник творчества и труда во вторую субботу мая. Его отмечали трудовыми десантами в детсады, сбором металлолома и макулатуры, строительством школьного стадиона или выставкой поделок.

Коллективный труд и отдых естественно привели к возникновению демократического школьного самоуправления. Было создано два ученических комитета (учкома) – по числу смен, в которые учились дети: на время каждой избираемые на собраниях дежурные классы поддерживали чистоту и порядок в школе. А раз в год – в день рождения педагога А.С. Макаренко, чьё имя вскоре стала носить школа, – становились директорами и завучами учебного заведения, вели уроки.

С 1951 года школа стала опытной площадкой НИИ теории и истории педагогики АПН СССР, что позволило не только сохранить полученный опыт воспитания и обучения, но и более широко делиться им с коллегами из других школ, пробовать и осваивать новые возможности развития школьного коллектива. По мнению самого Ф.Ф. Брюховецкого, положение опытной площадки позволило решить проблемы педагогического коллектива; структуры и самоуправления детского коллектива; накопления опыта коллективных действий и коллективных переживаний; закрепления опыта коллективной жизни в традициях.

В этой школе родилась традиция «дежурных классов», которые потом стали обыденным явлением, а в 1950-е годы являлись проявлением высшей демократии, воплощением идей сотрудничества педагогов и воспитанников.

Важнейшей чертой воспитательной системы Брюховецкого стала серьёзная трудовая деятельность, охватывавшая все школьные классы. В школе с первых лет утвердился обычай коллективного труда, который на многие годы стал здесь ведущей деятельностью. Периодически на первый план выходили различные виды труда: самообслуживание, работа на пришкольном участке, строительство стадиона, создание памятника ученикам и учителям школы, погибшим в Великой Отечественной войне, трудовые десанты и тому подобные.

Для развития воспитательной системы Ф.Ф. Брюховецкого важнейшим оказалась идея о связи перспективы и обычая (у Макаренко «завтрашней радости»): воплощаемая перспектива закрепляется в обычаях, сложившийся обычай требует новой перспективы. Постоянно шёл поиск большого общешкольного дела, объединяющего весь коллектив. После того как вошёл в традицию праздник «За честь школы», коллектив был нацелен на строительство школьного стадиона, затем, в середине 1950-х годов, таким делом стала большая военизированная игра, в середине 1960-х всех объединило строительство памятника ученикам и учителям школы и так далее. Непрерывное движение и обновление способствовало устойчивости системы.

Важной составляющей деятельности школы стало и налаживание шефских связей, причём шефов привлекали в систему самоуправления школы. Таким образом, творчески применяя и дополняя опыт А.С. Макаренко в условиях послевоенного времени, Ф.Ф. Брюховецкий создал новый тип объединения воспитателей – коллектив педагогов, родителей и шефов.

В школе имени А.С. Макаренко за годы работы под руководством Ф.Ф. Брюховецкого большое внимание уделялось культурной жизни коллектива: работали драмкружок, хор, танцевальный ансамбль и кукольный театр. По общему признанию она стала культурным центром не только для ближайшей окрестности, но и всего Краснодара.

Фёдор Фёдорович следил за судьбами своих выпускников, принимал участие в биографических исследованиях о А.С. Макаренко. Оказывается, что две корреспондентки писем А.С. Макаренко через четверть века после окончания Великой Отечественной войны жили недалеко от Ф.Ф. Брюховецкого: Лидия Никитична Разумова – в Краснодаре и Татьяна Васильевна Турчанинова – в Евпатории. Они сохранили свою переписку с А.С. Макаренко и в «Учительской газете» от 11 марта 1978 года появились пять писем к Лидии Разумовой (по представлению Ф.Ф. Брюховецкого), а также извлечения из семи писем к Татьяне Турчаниновой (представленные Б. Волковым).

Сочинения Ф.Ф. Брюховецкого. Воспитание школьного коллектива. // Из опыта учебно-воспитательной работы школ. Приложение к журналу «Советская педагогика». – М.: АПН РСФСР, 1952; Некоторые вопросы работы ученического комитета в школе. // Опыт внутришкольного руководства. – М.: АПН РСФСР, 1955; Традиционный праздник «За честь школы» // Из опыта организации и воспитания ученического коллектива. – М.: АПН РСФСР, 1955; Воспитательная система школы. Проблемы и поиски. – М.: АПН РСФСР, 1958; О педагогическом коллективе школы // Воспитательные функции педагогического коллектива. – М.: АПН РСФСР, 1958; Школьные будни. Краснодар, 1960; Какие проблемы нам удалось решить // В сборнике: Проблемы коллективного воспитания (Материалы Первых Всесоюзных педагогических чтений). – М.: АПН РСФСР, 1968; О педагогическом коллективе школы // В сборнике: Воспитательные функции педагогического коллектива. – М., 1985.

Награды и общественное признание Ф.Ф. Брюховецкого. Фёдор Фёдорович был удостоен звания «Заслуженный учитель школы РСФСР» и «Почётный гражданин города Краснодара» (25.01.1985); награждён орденами Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени; медалями «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945гг», «За трудовое отличие», «За трудовую доблесть» СССР, медалью К.Д. Ушинского и нагрудным знаком «Отличник народного просвещения РСФСР».

Фёдор Фёдорович скончался 18 марта 1991 года. Он прожил 76 лет, 42 из них был директором школы в Краснодаре. Его помнят и сегодня. В память о выдающемся ученом, практике, создателе уникальной системы школьного воспитания на фасаде лицея №12 по улице Железнодорожной, 8 установлена мемориальная доска.

Источники:

– Ф.Ф. Брюховецкий https://www.torgachkin.ru/2024/09/krasnodar-bryukhovetsky-fedor-fedorovich.html?m=1

– Ф.Ф. Брюховецкий https://vk.com/@kubanovedenie13-fedor-fedorovich-bruhoveckii

– Брюховецкий Ф.Ф. http://enc-dic.com/pedagogics/Brjuhoveckij-Fedor-Fedorovich

– Педагог-новатор сплотивший школьников и учителей https://dzen.ru/a/aDFCoREleyMdPgT

– Школа Брюховецкого. Развитие идей коллектива https://web.archive.org/web/20160927144531

– Учитель, каких мало https://tass.ru/obschestvo/24015865?ysclid=mb8f0isxom911898876

– Светлана Лазебная. Феномен Брюховецкого https://proza.ru/2014/03/25/1423?ysclid=mb8ff9qanh359982609

– Почётные граждане Краснодара https://krd.ru/o-krasnodare/pochetnye-grazhdane-goroda/#/briyhovetskii

– Великая школа Ф.Ф. Брюховецкого // Краснодарские известия, 2 июля 2011 года

– Скульптор детских душ // Краснодарские известия, 29 августа 2013 года

– А.В. Гаврилин. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня. – М., 1998

Материал подготовил:

В.Ф. Березин – советник при ректорате, председатель Совета ветеранов МПГУ,

подполковник в отставке, ветеран военной службы и боевых действий.

 

29 / 05 / 2025

Показать обсуждение