«Необходимо воспитывать в будущих учителях людей не только высокообразованных, но и высоконравственных. Это первое, на что нужно обратить внимание и без чего всё дело школы будет мёртвым, сухим формализмом»
/ Михаил Иванович Демков |
«Идеал добра можно ближе определить, как идеал человечности, так как он требует гармонического единения всего человеческого и вместе с тем сосредоточения добра в целях личности. Человечность – то, что делает человека человеком, есть, с одной стороны, нечто врожденное, а с другой стороны, есть и нечто приобретаемое, и с этой последней точки зрения она есть предмет этики. Отсюда и формула этики: «Стремись к тому, чтобы в тебе самом и в обществе осуществить идеал человечности»
/ Михаил Иванович Демков |
«Если каждый отдельный индивидуум почитает честью оправдывать возлагаемое на него поручение, доверие, а свое достоинство связывать с выполнением нравственного долга, если все низкое, бесчестное, безнравственное, претит его душе, то и в обществе будут преобладать нравственные интересы, а общественные и государственные дела выполняются с честью, по всей правде и справедливости»
/ Михаил Иванович Демков |
«Правдивость – это душевный мир, душевное единство, полная нравственная целостность человека; ложь же, как выражение раздвоения, дисгармонии в человеке, всегда неприятна и тягостна. Чем цельнее, искреннее, чище в нравственном отношении человек, тем неприятнее для него ложь»
/ Михаил Иванович Демков |
В рамках проекта «Педагогическое служение Отечеству» продолжаем рубрику «Педагогический календарь», посвящённую отечественной системе образования и воспитания, педагогам и учителям, призванным сеять «разумное, доброе, вечное».
Очередной материал рубрики «Педагогический календарь» посвящается 165-летию со дня рождения русского педагога Михаила Ивановича Демкова (12/24.03.1859-27.03.1939).
Сегодня, когда Россия переживает небывалый в своей истории духовный кризис, особая ответственность ложится на школу и её центральную фигуру – учителя, педагогические установки М.И. Демкова приобретают новое, современное звучание, в них отражены высокие общественные и человеческие идеалы как образы духовной силы и красоты.
Михаил Иванович Демков – русский педагог, теоретик, историк, популяризатор отечественной педагогики, издатель учебников и учебных пособий.
М.И. Демков родился 12 марта (24 марта по новому стилю) 1859 года на хуторе Скрынный Прилукского уезда Полтавской губернии Украины (ныне – город Прилуки Черниговской области).
В 1877 году Михаил Иванович окончил Нежинский юридический лицей (20.11/02.12.1874 года по Высочайше утверждённому мнению Государственного совета был преобразован в Историко-филологический институт князя Безбородко А.А. Преобразование было осуществлено в 1875 году. Первым директором института был назначен доктор русской словесности Николай Алексеевич Лавров (22.11/04.12.1825-18/30.09.1899, Холодногорское в Харькове). Согласно Высочайше утверждённому 21 апреля (3 мая) 1875 года уставу, историко-филологический институт должен был «приготовлять учителей древних языков, русского языка и словесности и истории для средних учебных заведений ведомства Министерства народного просвещения». В институте имелось два факультета: исторический и филологический. Как Нежинский историко-филологический институт князя Безбородко А.А. бывший лицей существовал до 1919 года. В 1919 году на его базе был создан Научно-педагогический институт, переименованный впоследствии в Институт народного образования, а с 1934 года – Нежинский педагогический институт (в 1939 году получивший имя Н.В. Гоголя). В 2004 году он преобразован в Нежинский государственный университет имени Н.В. Гоголя).
В 1881 году М.И. Демков окончил Киевский университет. С 1881 года преподавал физику и естествознание в Черниговской женской гимназии, а с 8 ноября 1885 года – в Глуховском учительском институте.
Деятельность Михаила Ивановича пришлась на один из самых динамичных и богатых на события рубеж XIX и XX столетий, отмеченный оживлением общественно-политической жизни в стране, активным поиском национального идеала образования, развитием школьного дела, обновлением педагогической науки. В это время появляются его статьи по педагогике, дидактике, истории педагогики в журналах «Русская школа», «Русский начальный учитель», «Педагогический сборник», «Вестник воспитателя», «Вестник народного образования». В них М.И. Демков поднимал вопросы научного обоснования педагогики как фундаментальной науки о воспитании, ее теоретических основ, что указывало на необходимость формирования целостной системы профессиональных знаний у будущих учителей.
С 1889 года М.И. Демков исполнял обязанности преподавателя математики и естественной истории в Глуховской женской прогимназии. В 1905-1911 годах возглавлял Московский учительский институт, а с октября 1911 года был директором народных училищ Владимирской губернии.
После Великой Октябрьской социалистической революции Михаил Иванович преподавал педагогику и историю педагогики в Прилукском педагогическом техникуме. Был действительным членом Киевского общества естествоиспытателей и Нежинского историко-филологического общества.
В теоретических работах М.И. Демков обращал особое внимание на изучение принципов и закономерностей воспитания и обучения. Эмпирическую педагогику (т.е. свод правил и гипотетических суждений) расценивал как материал, подлежащий научной обработке при построении педагогической теории. Считал, что педагогике, как и всякой другой науке, присуще стремление формулировать свои законы, приводить их в единую систему; чем сильнее эта тенденция, тем выше уровень развития педагогики. В трудах по истории русской и западноевропейской педагогики подчёркивал самобытность и оригинальность русской педагогической мысли, выступал против засилья немецкой педагогики в русской школе, отводил большую роль церкви в развитии просвещения. В его сочинениях представлен обширный фактический материал, имеются подробные указатели педагогической литературы. Важнейшей стороной своей деятельности считал распространение в популяризацию педагогических знаний.
Михаил Иванович разработал своеобразный профессиональный кодекс педагога, в котором отразил основные требования к учителю и его подготовке. Развивая мысли К.Д. Ушинского о профессиональных качествах учителя, которого должны отличать серьезное научное образование, способность к постоянному совершенствованию и творчеству, Демков отмечал необходимость «…воспитывать в будущих учителях людей не только высокообразованных, но и высоконравственных. Это первое, на что нужно обратить внимание и без чего всё дело школы будет мёртвым, сухим формализмом».
М.И. Демков – автор многократно переиздававшихся крупных учебников по педагогике для учительских институтов, учительских семинарий и педагогических классов женских гимназий, пособий для народных учителей, трудов по истории педагогики, хрестоматий, рассказов для детей и др. Он издавал пособия, рассчитанные, на народных учителей: «Очерки по истории русской педагогики» (1917), «Естественная история для народной школы» (1914). В книгах «Русская педагогика в главнейших её представителях» (1898, 1915) и «Старые и новые педагоги, их жизнь, мысли и труды» (1912) Демков знакомит читателей с биографиями крупнейших педагогов; привлекает внимание к педагогической профессии рассказами из жизни преподавателей и учащихся («Дары юности», 1915). Написал также рассказы для детей «Уголок детской жизни» (1915).
Михаил Иванович Демков скончался 27 марта 1939 года в Прилуках Черниговской области.
Источники:
– Демков М.И.: https://chelreglib.ru/ru/pages/readers/readcenter/literaturnyi_kalendar_2023/mart/Mihail_Ivanovich_Demkov
– Егоров, С.Ф. Демков Михаил Иванович / С. Ф. Егоров // Российская педагогическая энциклопедия: В 2 томах / – Москва: Большая Российская энциклопедия, 1993
– Демков М.И.: http://www.otrok.ru/teach/enc/txt/5/page24.html
– Бабаян А.В. Концепция нравственного воспитания М.И. Демкова
– Степанова Л.А. М.И. Демков: Вопросы содержания подготовки учителей в России // Педагогика. – №10, 2009
– Смирнова Л.В. К 155-летию со дня рождения Михаила Ивановича Демкова // Историко-педагогический журнал. – №2, 2014 (Памятные даты истории образования и педагогики)
– Егоров С.Ф. Педагогические и другие сочинения М.И. Демкова (Библиографический указатель), М., 1916
– См.: Воспитанникам Глуховских гимназий посвящается…
Материал подготовил:
В.Ф. Березин – советник при ректорате, председатель Совета ветеранов МПГУ,
подполковник в отставке, ветеран военной службы и боевых действий