В рамках проекта «Педагогическое служение Отечеству» продолжаем рубрику «Педагогический календарь», посвящённую отечественной системе образования и воспитания, педагогам и учителям, призванным сеять «разумное, доброе, вечное».
Очередной материал рубрики «Педагогический календарь» посвящается 105-летию со дня рождения советского и российского деятеля образования Михаила Ивановича Кондакова (01.07.1920 – 10.09.2008).
Михаил Иванович Кондаков – выпускник исторического факультета Московского государственного педагогического института имени Карла Либкнехта, учитель и директор школы, советский и российский деятель образования, доктор педагогических наук (1981), академик Академии педагогических наук СССР (1981), заместитель Министра просвещения (1967) и президент АПН СССР.
М.И. Кондаков родился в семье шахтёра 1 июля 1920 года в деревне Медовая Ефремовского района Тульской области (ныне деревня в рамках административно-территориального устройства входит в состав Ясеновского сельского округа Ефремовского района, в рамках организации местного самоуправления входит в муниципальное образование город Ефремов со статусом городского округа).
В 1937 году Михаил Иванович поступил на исторический факультет Московского государственного педагогического института имени Карла Либкнехта. В студенческие годы ему посчастливилось дважды видеть и слушать Антона Семёновича Макаренко. Михаил Ивановича вспоминал: «Самой волнующей была встреча в лекционном зале Московского государственного педагогического института имени Карла Либкнехта, куда он приехал с группой своих воспитанников – тогда молодых, красивых, полных сил, энергии и ярко выраженной любви и уважения к своему учителю. От этой встречи меня и моих товарищей, тогда студентов пединститута, отделяет более 60 лет. Но до сих пор в нашей памяти и в наших сердцах живёт чувство восторга от того, что эта встреча внесла в нашу жизнь и как-то по-особому высветила работу, которая ждала нас в школах страны. Другая встреча была незадолго до его смерти. Он приехал в клуб Центрального студенческого городка на Стромынку, 32. Запомнился его страстный ответ на записку о счастье и смысле жизни».
В 1941 году, перед самым началом Великой Отечественной войны, М.И. Кондаков окончил с отличием исторический факультет МИПИ имени К. Либкнехта. Покинув привычную столичную жизнь он был направлен в шахтерский город Киселёвск, на один из самых трудных путей в жизни – путь Учителя. До войны в школах города работало много мужчин-учителей, но почти все из них в числе первых ушли на фронт, а с ними и директор школы №1 Степан Васильевич Попов. В феврале 1941 года Михаил Иванович пришёл работать учителем начальных классов в новую среднюю школу №9, но вскоре его перевели в среднюю школу №1 учителем истории. В конце июня 1941 года ему было суждено провожать Степана Васильевича на фронт, сам же М.И. Кондаков остался в Киселёвске по состоянию здоровья.
В конце лета 1941 года начали прибывать первые раненые в эвакогоспиталь. Койко-мест катастрофически не хватало, и руководство города решило освободить под госпиталь здание школы №1. Ученики перешли в школу №14, а директором объединенной школы № 1 стал Михаил Иванович. В объединённой школе училось более 1500 учеников. Учебный процесс был организован в три смены, а после создания вечерней школы – в четыре смены. Учебно-воспитательная работа в школе подчинялась, главным образом, воспитанию патриотических чувств и активному участию в общественно-политической и трудовой жизни города. Такая работа была по плечу только сплоченному педагогическому коллективу. Опытных учителей, ушедших на фронт, заменила молодежь и шесть эвакуированных работников вузов. Их в школе стали называть профессорами, оценив по достоинству личностный потенциал каждого.
За короткое время М.И. Кондаков заслужил авторитет среди учеников и родителей. Он стал незаменимым в городе, не было ни одного человека, который не знал бы имя Михаила Ивановича. Ученики обожали своего учителя и директора за неутомимый и добрый характер, завидную энергию. Только человек, для которого профессия учителя – подлинное призвание, мог в голодном 1942 году открыть для детей исторический кружок и создать журнал «Юный историк». На первое заседание кружка в класс набилось столько желающих, что ребята сидели в проходах.
Несмотря на трудности военного времени, школе удавалось посадить за парты почти всех учащихся, и в свободное от учебы время для детей ставились спектакли, проводились лекции и линейки. Михаил Иванович был инициатором многих полезных дел в тяжелое время: сбор теплых вещей, отправка посылок с продуктами и поздравительных открыток, сделанных своими руками. На очередной утренней линейке М.И. Кондаков предложил ребятам собрать деньги на изготовление танка, и все согласились с этой идеей. Оставался вопрос, как назвать. Были разные варианты, но ребятам понравилось название «Дед Мороз». Его предложил Михаил Иванович. Ребятам удалось собрать 35 тысяч рублей, после чего в одном из номеров газеты «В бой за уголь» была опубликована правительственная телеграмма от Верховного главнокомандующего И.В. Сталина, в которой он благодарил учителей и учащихся школы за то, что они собрали средства на постройку танка. Вот её текст: «Кемеровская область, Киселевская школа №1. Директору школы товарищу Кондакову, Секретарю комитета комсомола товарищу Коган, Председателю учкома товарищу Бубнову. Прошу передать учителям и учащимся Киселевской школы №1, собравшим 35 тысяч рублей на строительство танка «Дед Мороз», мой горячий привет и благодарность Красной Армии. И. Сталин».
Когда из освобожденного Ленинграда привезли ребятишек, именно по инициативе Михаила Ивановича в районе Чумыша открыли приют, а гектары земли вокруг были вскопаны школьниками, чтобы потом было чем накормить голодных детей.
М. И. Кондакову выпускники школы писали чаще, чем родителям. В 1944 году он получил около 300 писем от своих учеников, многие из которых в то время сражались на фронте. Вот отрывок из письма Косорыгина Евгения: «Дорогой Михаил Иванович! Пишу вам с фронта, как лучшему своему учителю, который помог мне выйти в люди. Я часто вспоминаю, с каким захватывающим интересом Вы преподавали уроки истории. В трудные минуты боя я буду помнить о Вас».
В 1944 году бюро горкома утвердило М.И. Кондакова на должность заведующего городским отделом народного образования.
В 1948 году Михаил Иванович поступил в аспирантуру при НИИ теории и истории педагогики Академии педагогический наук РСФСР. Кандидатскую диссертацию он защитил на основе опыта работы киселевских школ.
М.И. Кондаков в 1948 году начал работать в НИИ теории и истории педагогики Академии педагогических наук СССР, который возглавил в 1965 году. С 1965 года Михаил Иванович Кондаков – член-корреспондент Академии педагогических наук РСФСР. В период 1967-1976 годов был заместителем Министра просвещения СССР. С 1976 года он уже вице-президент Академии педагогических наук СССР.
В 1981 году Михаил Иванович стал действительным членом АПН СССР и вошел в состав отделения философии образования и теоретической педагогики. С 1981 по 1987 годы – президент Академии педагогических наук. СССР. И как бы ни складывалась его профессиональная деятельность, он всегда, везде и во всем оставался Учителем, детоведом и школоведом. Только человек, преданный школе, мог на любых постах в трудное политическое время пытаться освободить жизнь школы от жесткой бюрократической опеки, стать одним из первых создателей школоведения как науки и искусства управления школой. Михаил Иванович любил повторять: «Ответственность ученого перед обществом – главное, о чем должен думать любой автор любого учебника». Редкое жизнелюбие, неиссякаемое чувство юмора, умение слушать, слышать и понимать собеседника поражали всех, кому посчастливилось общаться и работать вместе с Михаилом Ивановичем Кондаковым.
Результатом неутомимой творческой деятельности М.И. Кондакова являются более трехсот опубликованных у нас в стране и за рубежом научных трудов по общим проблемам педагогики, воспитания и школоведения. Среди них: Планирование работы рай(гор)оно (1952), Инспектирование работы отделов народного образования (1956), Образование в СССР (1958), Ленинские принципы организации народного образования (1979), Новое содержание образования и совершенствование учебно-воспитательного процесса (1974), Теоретические основы школоведения (1982). На трудах М.И. Кондакова по школоведению выросли поколения ученых, директоров школ и учителей.
Среди истинных последователей Михаила Ивановича много десятков достойных учеников, которые стали кандидатами, докторами наук и академиками. Верным продолжателем научно-педагогических традиций М.И. Кондакова стал его сын – Александр Михайлович Кондаков (11.11.1958) – выпускник МГПИ имени В.И. Ленина (1980), аспирант кафедры экономической географии МГПИ имени В.И. Ленина (1982-1985), ассистент, старший преподаватель, доцент кафедры экономической географии, декан по работе с иностранными учащимися, начальник управления международных связей МГПИ (1985-1997), доктор педагогических наук (2005), российский учёный-педагог, организатор науки, государственный и общественный деятель, член-корреспондент РАО по отделению философии образования и теоретической педагогики (2006), генеральный директор издательства «Просвещение» (2001-2011), лауреат премии Президента РФ в области образования (2004) и премии Правительства РФ в области образования (2009).
Бесценный труд М.И. Кондакова отмечен орденами Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, «Знак Почёта» и Дружбы, Почётной грамотой Президиума Верховного Совета РСФСР (государственная награда РСФСР в 1956-1992 годах. Учреждена Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 18.07.1956).
Михаил Иванович Кондаков скончался 10 сентября 2008 года. Он покоится на Троекуровском кладбище Москвы (участок 9б). В прощальном слове от Министерства образования и науки РФ и Президиума РАО было сказано: «…С ним уходит целая эпоха российского образования, эпоха сложная и противоречивая, эпоха, без которой невозможно почувствовать и понять жизнь современной школы. Мы склоняем головы перед делами и личностью Михаила Ивановича Кондакова и провожаем Учителя в социальное бессмертие».
В память о М.И. Кондакове в одной из самых крупных школ города Киселёвска был создан музей его имени. С многочисленных фотографий из-за толстых стекол очков глядят на посетителей музея добрые глаза очень мудрого человека – Учителя. 5 октября 2020 года, в День учителя, на здании Управления образования Киселевского городского округа была открыта мемориальная доска, посвященная памяти Михаила Ивановича Кондакова. Именно в этом здании в годы войны располагалась средняя школа №1, возглавляемая М.И. Кондаковым. Инициатива открытия мемориальной доски принадлежала коллективам учащихся и педагогов средних общеобразовательных школ №14 и №28. Поисковыми группами этих образовательных организаций проведена большая исследовательская работа с архивными документами. Инициатива коллективов школ была поддержана управлением образования, Советом народных депутатов Киселевского городского округа. В церемонии открытия приняли участие руководители образовательных организаций города, представитель Совета народных депутатов, специалисты управления образования, ветераны педагогического труды, старшеклассники МБОУ «СОШ №14». Мероприятие было приурочено к 100-летию со дня рождения М.И. Кондакова, Международному дню учителя, Году памяти и славы в рамках празднования 75-летия победы в Великой Отечественной войне.
Источники:
– Кондаков Михаил Иванович https://dates.gnpbu.ru/0-5/Kondakov/kondakov.html
– Кондаков М.И. https://rusacademedu.ru/index-mem-acad1
– Кондаков М.И. ЦБС Киселёвска. К 105-летию со дня рождения https://biblioteka-ksl.ru/calendar/view/67
– Кондаков М.И. https://bigenc.ru/c/kondakov-mikhail-ivanovich-f4e6b2?ysclid=mci2mr7xp667223910
– Кондаков М.И. Моя жизнь в педагогике. – М. Просвещение, 2011 https://search.rsl.ru/ru/record/01004863347
– Некролог М.И. Кондакова https://www.hse.ru/news/extraordinary/3517527.html
– Слово Министерства образования и науки РФ и Президиума РАО https://www.rg.ru/2008/09/16/nekrolog.html
– Памяти Михаила Ивановича Кондакова // Педагогика. – 2008. – № 8. – С. 126
– Надгробие на могиле М.И. Кондакова http://moscow-tombs.ru/by-years/kondakov_mi/#&gid=1&pid=1
– Из воспоминаний М.И. Кондакова http://www.prosv.ru/about.aspx?ob_no=329&d_no=16175
– Кондаков Александр Михайлович https://web.archive.org/web/20131105121051
– Открытый архив СО РАН http://odasib.ru/openarchive/Portrait.cshtml?id=Xu_pavl_634993802223476562_1184
– Российская педагогическая энциклопедия: В 2 томах. – М.: «Большая Российская энциклопедия», Т.1, 1993
– МБОУ СОШ №14 города Киселёвска https://14ksl.kuzbasschool.ru/?section_id=37
– Открытие мемориальной доски https://obrazov-ksl.edusite.ru/vis_p605aa1.html
– Мемориальная доска https://yandex.ru/maps/org/memorialnaya_doska_pamyati_mikhaila_ivanovicha_kondakova
– Цибульская Валерия. Вот это учитель https://liter.assistancerussia.org/liter.php?proizvid=14565
– Бобб О. Его имя присвоено музею // Киселевские вести. – 2023. – 12 октября (№ 40). – С. 22.
– Дмитриева С. Памяти великого педагога // Городок. – 2020. – 8 октября. – С. 8
– Ромашко А. Встреча с учителем и другом // Киселевские вести. – 2005. – 23 июня (№ 68). – С. 2
– Рычков В. Михаил Иванович Кондаков – учитель, воспитатель, ученый // Киселевские вести. – 2023. – 23 сентября (№ 108). – С. 2
Материал подготовил:
В.Ф. Березин – советник при ректорате, председатель Совета ветеранов МПГУ,
подполковник в отставке, ветеран военной службы и боевых действий.