Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

День открытых дверей

Год защитника отечества. 80 лет Победы

Педагогический календарь: К 105-летию со дня рождения Г.М. Кубракова

Новости МПГУ

В рамках проекта «Педагогическое служение Отечеству» продолжаем рубрику «Педагогический календарь», посвящённую отечественной системе образования и воспитания, педагогам и учителям, призванным сеять «разумное, доброе, вечное».

Очередной материал рубрики «Педагогический календарь» мы посвящаем 105-летию со дня рождения советского педагога Григория Максимовича Кубракова (02.04.1920 – 05.10.2006).

Григорий Максимович Кубраков – участник Великой Отечественной войны, советский и казахский педагог, заслуженный учитель Казахской ССР, народный учитель СССР (1988), один из наиболее известных продолжателей дела Антона Семёновича Макаренко в Казахстане.

Г.М. Кубраков родился 2 апреля 1920 года в селе Петровка Омской губернии (ныне в Есильском районе Северо – Казахстанской области Казахстана).

С юных лет Григорий Максимович предполагал посвятить себя врачебному делу: в 1939 году окончил медицинский техникум, работал фельдшером. Во время Великой Отечественной войны служил в составе 314-й стрелковой дивизии, не только наравне со всеми воевал, но еще и перевязывал раненых в медсанбате.  За то, что вынес с поля боя на своих плечах несколько десятков бойцов, получил свой первый орден Красной Звезды. В 1944 году осколком противотанкового снаряда ему раздробило бедренную кость, но не упал духом.

«Отец ведь перенес 13 тяжелых операций, восемь из них – по чистке бедренной кости после осколочного ранения, осложненного хроническим остеомиелитом, – рассказывала корреспонденту Спутник Казахстана Наталья Григорьевна Тимошина, дочь Григория Кубракова. – Почти ежегодно до 1980 года у него открывалась рана. Плюс к этому 19 лет он жил с онкозаболеванием. Но он не сдавался, боролся яростно и за жизнь мамы, когда она тяжело заболела, и за свою жизнь. Он не давал болезням победить, потому что у него было Дело. Дело всей его жизни – его школа, созданная по системе Макаренко. Он был истинный макаренковец до мозга костей!».

После долго лечения возглавлял в родных краях райздравотдел, затем райплан, редакцию газеты, работал в сельскохозяйственном производстве. Уже в то время его увлекают вопросы обучения нового поколения: во время войны он видел множество ребят, воспитывавшихся «без отцовской руки» и должного обучения в школе.

В 1958 году Г.М. Кубраков окончил филологический факультет Петропавловского педагогического института, трудился учителем и директором ряда школ области: сначала Воскресеновской семилетки, где за успешную работу райком профсоюза и РОНО вскоре премировали его подписным семитомным изданием сочинений А.С. Макаренко (издания 1957-1958).

Григорий Максимович вспоминал: «С этого времени Макаренко становится рядом со мной и моими коллегами по труду и ведутся первые попытки ввести его идеи в школу. Но не вышло – не было ещё полной ясности, как это сделать. Помешал и мой перевод в Булаевскую сельскую школу. В Булаево тоже не удалось – применялись идеи, а не система, да и времени было мало».

В августе 1963 года, как специалиста и в медицине, и в педагогике, Г.М. Кубраков был назначен директором Мамлютской санаторной школы-интерната для детей с ослабленным здоровьем и туберкулёзной интоксикацией. Школа ещё строится, и до января 1965 года новый директор особенно глубоко и настойчиво изучал произведения А.С. Макаренко, старался перенять лучший школьный опыт в поездках по стране. Несколько дней жил в Павлышской школе В.А. Сухомлинского и видел её в работе. Особенно полезными для себя считал также поездки в школы Латвийской ССР в апреле 1964 года, а несколько позднее – в московскую школу санаторного типа № 93 и школу-интернат № 61 Москвы, работавшую тогда по системе А.С. Макаренко.

К открытию своей школы в 1965 году он уже твёрдо убедился в необходимости работы по-макаренковски, но здесь его встретили непонимание, «сомнения», а порой и подозрения в делячестве и стремлении подзаработать на детском труде. И со стороны областного начальства, а нередко – и в своём коллективе, где многие педагоги привыкли, что главный труд для школьников – это учёба, при этом прочно связывали детское счастье с бездельем, а многие медицинские работники были уверены, что если человек болен, то первым делом его надо «освободить» не только от труда, но даже от посильной физкультуры. Заболел – бюллетень. И освобождали…

«Я злился, когда со мной не соглашались в коллективе, хотя и держал себя в рамках дозволенного, страшно возмущался и горячился, когда мне говорили, что санаторная школа и Макаренко – явления несовместимые. И когда я возвращался с совещаний, где слышал то же самое, падал духом, страшно переживал, к счастью, находил силы брать себя в руки и снова идти в бой. Были моменты, когда решался вопрос, что выбрать, что предпочесть: быть понятым сейчас или быть верным себе и оставаться в одиночестве. Убеждён, что нечто подобное предстоит пережить каждому, кто начнёт перестройку в духе Макаренко».

Однако далеко не всё ясно в системе Макаренко оказалось и для, вроде бы, изучившего труды Макаренко «вдоль и поперёк» самого Г.М. Кубракова. «Трудно давалось внедрение методики А.С. Макаренко в первые годы, и неизвестно, чем бы всё кончилось, если бы не помогло одно событие, оказавшее огромное влияние на ход нашего эксперимента. В 1968 году в Москве защищал диссертацию ныне известный макаренковед В.В. Кумарин. Я прочитал в «Учительской газете» статью Ольги Сергеевны Кель о содержании диссертации, а через некоторое время получил и диссертацию, присланную автором по моей просьбе. Давно волновавшие меня идеи Антона Семёновича в диссертации я увидел, как бы в новом свете, в новых связях».

Сейчас, из трудов нашего соотечественника профессора Валентина Васильевича Кумарина (25.04.1928-14.07.2002), а также одного из ведущих западноевропейских макаренковедов профессора Хиллинга и других специалистов мы знаем, что А.С. Макаренко вынужден был по сути умолчать во всех своих произведениях о существенных особенностях в чисто педагогической (а не только воспитательной) составляющей своей системы. Умолчать хотя бы потому, что в своих школах использовал т.н. комплексный метод обучения, который с 1930 года вместе с целым рядом иных методик, успешно применявшихся в 1920-е годы для той же ликвидации безграмотности в стране, был огульно осуждён и запрещён официальной советской педагогикой. Более-менее систематическое изложение принципов и подходов одного только кружкового опыта в системе Макаренко удалось издать (Виктор Николаевич Терский в соавторстве с уже упомянутой О.С. Кель) только в 1965 году. Конечно, не зная о столь существенной составляющей действительного опыта А.С. Макаренко, Г.М. Кубраков «столкнулся с некоторыми трудностями» при попытке на деле воплотить в жизнь его систему.

Но уже накопленный собственный опыт, большое желание воплотить систему Макаренко у себя в школе плюс пришедшиеся вовремя пояснения большого теоретика и практика макаренковедения В.В. Кумарина, с которым Г.М. Кубраков вскоре познакомился лично по приезде в Москву и потом долгие годы плодотворно продолжал сотрудничать, дополнили друг друга. Система Макаренко, наконец, заработала в достаточно полную силу.

Однако одной из особенностей санаторной школы-интерната является большая текучесть состава воспитанников, до 40-50 % в год, поскольку восстановив и укрепив своё здоровье, учащиеся увольняются из школы. Поэтому каждый новый учебный год, с приходом значительного пополнения новичков, коллектив школы, по Макаренко, откатывался на 2-ю, а то и на первую (самую начальную) стадию своего развития. Не всё, но очень многое, по сути, каждый год приходилось начинать «с начала».

При этом многие поступающие на оздоровление дети были настолько «освобождены» не только от физкультуры, но и от иных бытовых нагрузок, что поначалу были не в состоянии даже сносно заниматься бытовым самообслуживанием в школе-интернате, затруднялись собраться в школу, а уж про трудовые навыки и говорить нечего. Отсутствие закалки при самых незначительных переменах погоды приводило к массовым затяжным эпидемиям простуды и т.д.

Первым делом Г.М. Кубраков отменил ставшее столь привычным уже для многих освобождение от физкультуры. В то же время с участием врачей строго учитывались действительные возможности и ограничения каждого воспитанника и определялось какие физкультурные упражнения показаны и допустимы в каждом данном случае, а также категория посильной и полезной трудовой деятельности, к которой можно было приглашать данного воспитанника (при распределении работ эта категория, естественно, вслух не упоминалась и внимание других членов отряда на этом не сосредотачивалось). В ежедневную утреннюю зарядку включили разнообразные посильные закаливающие упражнения. Часть уроков стали по возможности проводить на свежем воздухе и т.д. В итоге вскоре добились существенного снижения простудных заболеваний, а за несколько лет многие воспитанники не только устойчиво переходили в группу более здоровых, но и становились разрядниками по различным видам спорта.

К трудовой деятельности приучали очень постепенно, к примеру, малышей занимали трудом два раза в неделю по 30-40 минут, а сама деятельность больше напоминала игровую. С возрастом, а также при соответствующей готовности по здоровью, трудовая нагрузка умеренно увеличивалась. При этом главной целью ученического труда, само собой, ставился не заработок, а воспитательные и оздоровительные цели (не труд-работа, а труд-забота), которые успешно и выполнялись.

Так, с 1963 по 1988 год и проработал Г.М. Кубраков в Мамлютской санаторной школе-интернате, где применил для воспитания, обучения, физического и духовного оздоровления учащихся подходы А.С. Макаренко. С сотрудниками научил тысячи ребят победить тяжелейший недуг, подружил их с радостью, открыл дорогу в жизнь. За основу воспитания в школе взята теория Макаренко о рабочем коллективе, разновозрастном отряде. Он – как семья, где много детей. Где старшие ответственны за младших. Отряд складывается «по желанию». Руководит им командир, и педагоги с ним считаются как с равным. Под его руководством учебно-медицинское заведение стало образцовым в республике.

Продолжил макаренковский обычай украшать школу и её окрестности: посадил со своим коллективом сосновый парк к 25-летию Победы. Украсил интернат голубыми елями, сказав при этом: «Каждое деревце – это солдат, который не вернулся с войны». Теперь и подрастающее поколение приумножает ёлочки и сосенки вокруг «Кубраковского детища».

Свой опыт воспитания по Макаренко отразил более чем в 40 книгах и статьях, изданных в ведущих казахстанских и союзных издательствах. Был доцентом Северо – Казахстанского государственного университета имени М. Козыбаева.

Основные труды Г.М. Кубракова. По пути Макаренко (Из опыта работы Мамлютской санаторной школы-интерната). – Алма-Ата: Мектеп, 1982. По заветам Макаренко (Опыт Мамлютской школы-интерната). – М. Просвещение, 1987. Школа труда и доверия (Диалог между педагогом и журналистом о путях развития современной школы / Г.М. Кубраков, Д.Х. Фарбер). – Казахстан, Алма-Ата, 1989.

Звания и награды Г.М. Кубракова. Заслуженный учитель Казахской ССР. Народный учитель СССР (29.01.1988). Награждён орденами Отечественной войны 1-й степени, дважды орденом Красной Звезды, Трудового Красного Знамени; медалями «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина», «За оборону Киева», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.», Ветеран труда, медалью Жукова, «За освоение целинных земель».

Григорий Максимович скончался в День учителя – 5 октября 2006 года в Мамлютке Северо – Казахстанской области. Его имя значится в Большом Энциклопедическом словаре и Краткой энциклопедии по педагогике. В память о педагоге учащиеся посадили аллею из 25 сосен, именно столько лет проработал он в школе-интернате. Эта церемония была очень красочной: на ребятах из молодёжного крыла Жас Отан были жёлто-голубые шарфы и галстуки, одинаковые эмблемы. А первое деревце высаживал аким области Серик Султангазинович Билялов. Весной следующего года, к 90-летию со дня его рождения в Мамлютской школе-интернате была открыта мраморная доска.

«Меня часто спрашивали о влиянии отца на меня, как воспитывал, какую роль сыграл в моей жизни, – говорила Наталья Григорьевна Тимошина, дочь Григория Кубракова (кстати, она всю жизнь проработала библиотекарем-библиографом). – Я сразу же вспоминаю приезд в интернат в 1972 году Семена Афанасьевича Калабалина – прототипа Карабанова из “Педагогической поэмы” Макаренко, который стал педагогом и отдал себя воспитанию трудных детей-сирот в Подмосковье. Запомнила его ответ на подобный вопрос. Он тогда сказал: “А вы спросите у детей учителей, много ли они вообще видят родителей дома? На первом месте у истинных учителей – школа и другие дети, за которых они отвечают!”. В нашей семье была точно такая же ситуация! Но у меня никогда не было обид по этому поводу. Я всегда гордилась отцом! Он был лучший человек в моей жизни!».

Источники:

– Манникова Л. Тебе везде рады // (Памяти Григория Максимовича Кубракова, работавшего по системе Макаренко в Казахстане) https://bala.ucoz.ru/blog/2007-04-22-19

– Шокаева З. Победа. Память. Патриотизм. // Сочинение ученицы 11 класса в память о замечательном директоре её школы Г.М. Кубракове. – Мамлютка, 2010

– Бережная Е. Повторил опыт Макаренко и прогремел на весь Союз https://ru.sputnik.kz/20200508/pedagog-grigoriy-kubrakov-13924389.html?ysclid=m90fir0ats810650649

– Григорий Максимович Кубраков https://pamyat-naroda.ru/heroes/sm-person_guk1065864665/

Материал подготовил:

В.Ф. Березин – советник при ректорате, председатель Совета ветеранов МПГУ,

подполковник в отставке, ветеран военной службы и боевых действий.

04 / 04 / 2025

Показать обсуждение