Мы говорили: не философия перерабатывает людей, а люди выбирают себе философию, наиболее способствующую завершению процесса их самоопределения. Но философия чистой активности, диалектика, философия энергии, принимающая процессы труда за ключ к познанию всего бытия, представляющая себе мир, как сотрудничество и борьбу – нигде и ни в чем не противоречит данным науки и не нуждается в заимствованиях у отживших мировоззрений. «Философы до сих пор истолковали мир, цель нашей философии – пересоздать его», – говорит Маркс. И это не просто красивый афоризм, это – философский тезис. Человек дан себе самому, как работник, как сложный организм, одаренный потребностями и рабочей силой для их удовлетворения. Познание природы есть только промежуточный факт и орудие ее переделки, гуманизации, очеловечения ее. В этом смысле Маркс выдвигает против буржуазных материалистов–метафизиков более «субъективное и практическое» отношение к миру. Научные теории хороши, пока они полезны для человеческого творчества, но они только временные создания рук человеческих, между тем, как активность, труд – есть основной факт самого человеческого существования.
А.В. Луначарский
В рамках проекта «Педагогическое служение Отечеству» продолжается рубрика «Педагогический календарь», посвящённая отечественной системе образования и воспитания, педагогам и учителям, призванным сеять «разумное, доброе, вечное».
Очередной материал рубрики «Педагогический календарь» посвящается 150-летию со дня рождения советского государственного деятеля, первого наркома просвещения РСФСР Анатолия Васильевича Луначарского.
Анатолий Васильевич Луначарский – русский революционер и советский государственный деятель, писатель и переводчик, публицист и критик, искусствовед, первый нарком просвещения РСФСР, академик АН СССР.
А.В. Луначарский родился 11 ноября (23 ноября по новому стилю) 1875 года в Полтаве в семье действительного статского советника Василия Федоровича Луначарского, имевшего либеральные взгляды и матери Александры Яковлевны.
Общеизвестно, что Василий Федорович не был биологическим отцом Анатолия. Его настоящим отцом являлся статский советник, крупный чиновник, управляющий Контрольной палаты Александр Иванович Антонов. Василий Федорович знал, что ребенок не от него, однако относился к Анатолию, как к родному сыну.
Возможно это было связано с тем, что и сам Василий Луначарский являлся внебрачным ребенком. Его настоящим отцом являлся помещик польского происхождения Федор Чарнолусский, а матерью – крепостная крестьянка. И помещик дал сыну свою фамилию, предварительно переставив слоги. Вот почему Анатолий Васильевич Луначарский и известный деятель общественно – педагогического движения Владимир Иванович Чарнолуский в известном смысле родственники.
К сожалению в семье Луначарских царила мрачная и нервная атмосфера. Василий Федорович и Александра Яковлевна плохо относились друг к другу, даже пытались развестись. Жизнь матери на две семьи, постоянные ссоры и скандалы сильно повлияли на Анатолия. В детстве и отрочестве мальчик часто плакал (эта психологическая особенность сохранилась и в дальнейшей его жизни), считался в семье неудачником со множеством комплексов, стал «второгодником» в гимназии. Сложными были его взаимоотношения со сверстниками, которые часто смеялись над Анатолием и даже били.
Во всем этом значительную роль сыграло отношение матери к сыну. Она его не любила, была чрезмерно строга. Например, Александра Яковлевна запретила Анатолию носить очки, хотя у сына были большие проблемы со зрением.
Александра Яковлевна, став в 1885 году вдовой, переехала в Киев. Анатолий очень переживал смерть Василия Федоровича, он остался один на один со всеми своими подростковыми проблемами.
В Киеве Анатолий обучался в Первой мужской гимназии, где отличался любознательностью и выдающимися способностями. Подростком он познакомился с марксистскими брошюрами. Уже в гимназическом возрасте юноша создал нелегальный общеученический марксистский кружок, к которому присоединилось свыше двухсот гимназистов, а в семнадцать лет стал членом одной из социал-демократических организаций. С 1895 года ведется отсчет его партийного стажа в РСДРП. Он проводил агитационную работу среди ремесленников и рабочих Киева. Такая активная политическая деятельность не могла долго остаться незамеченной. Руководство гимназии враждебно относилось к Луначарскому. И, несмотря на отличную успеваемость, столичные университеты оказались для него под запретом. Всему виной – низкая отметка по поведению в аттестате.
В 1895 году, окончив гимназию, Анатолий Васильевич отправился в Швейцарию, где поступил в Цюрихский университет. В университете он изучал математику и естествознание. Но особой его страстью стала философия, которую молодой человек постигал под руководством профессора Рихарда Авенариуса. Он изучал не только труды Карла Маркса и Фридриха Энгельса, но и работы различных французских философов-материалистов.
Луначарский имел глубокие познания во многих сферах культуры, был талантливый полиглотом – свободно владел несколькими иностранными языками: говорил и читал на французском, немецком и итальянском, читал по-английски и по-испански. Очень хорошо знал греческий и латинский языки, владел латынью настолько, что мог публично выступать.
Поскольку Швейцария в те годы являлась политическим прибежищем для большинства российских революционеров, Анатолий Васильевич постепенно сблизился с участниками марксистской организации «Освобождение труда». Его круг общения пополнили такие известные революционеры как Петр Лавров, Вера Засулич, Павел Аксельрод, Лев Дейч. Но наибольшее влияние на Луначарского произвел Георгий Плеханов. Знакомство с ним перевернуло мировоззрение молодого человека, у него произошел процесс окончательного формирования философских и политических взглядов.
В 1896-1898 годах Луначарский путешествовал по Франции и Италии, а в 1898 году приехал в Москву. Затем с перерывами жил в эмиграции. В это время Анатолий Васильевич приступил к активной литературно-публицистической деятельности, появились его первые публикации по эстетике и философии. Он писал стихи, интересовался философией, оттачивал ораторское искусство. В это время Луначарский много писал для различных газет, в основном, это были критические материалы. А в 1904 году вышел его первый труд «Основы позитивной эстетики».
В 1905 году Анатолий Васильевич вернулся в Россию, которую охватила Первая революция. Он вел агитацию среди рабочих, занимался литературой и журналистикой, примкнув к редакции легальной большевистской газеты «Новая жизнь». В своих работах Луначарский делал упор на размышления о пролетарской эстетике, которая, по его мнению, должна была сплотить рабочих.
Революция 1905–07 годов завершилась поражением. Этот факт сильно повлиял на А.В. Луначарского, который постепенно начал отдаляться от идей большевизма. Он стал развивать концепцию богостроительства, соединив марксизм с христианством. Смысл заключался в том, что Бог – это верховная общемировая сущность, но постичь ее можно только благодаря коллективному труду.
В 1909 году Луначарский прибыл на остров Капри. Он преподавал в партийных школах и кружках на Капри, в Белонье, Париже, где читал курсы всеобщей истории искусства, истории русской литературы, в это время у него проявился значительный интерес к проблемам народного образования.
В конце 1915 года Луначарский переехал с семьей из Парижа в Швейцарию, где посещал школы и народные дома, изучал педагогическую литературу. Постепенно в результате целенаправленной работы по самообразованию, знакомству с культурными центрами Европы, пристальному вниманию ко всем сторонам современной общественной жизни создавался органичный сплав энциклопедических знаний Анатолия Васильевича в области культуры.
За 22 года литературно-публицистической деятельности до октября 1917 года Анатолий Васильевич опубликовал в русских и иностранных газетах и журналах 835 статей и рецензий на темы литературы, театра, искусства и просвещения, то есть в среднем по 38 работ в год.
После Февральской революции 9 мая 1917 года А.В. Луначарский прибыл в Петроград. В июле он вошел в редакцию созданной Максимом Горьким газеты «Новая жизнь». Однако, вскоре его арестовали, обвинив в государственной измене. И Луначарский какое-то время провел в «Крестах». Оказавшись на свободе, Анатолий Васильевич продолжил заниматься революционной деятельностью. Он участвовал в многочисленных митингах и, как раньше, занимался агитацией.
В начале осени 1917 года Анатолий Васильевич был избран председателем культурно-просветительской секции и заместителем петроградского городского головы; стал членом Временного Совета Российской Республики.
После Октябрьской социалистической революции А.В. Луначарский вошел в правительство, сформированное II Всероссийским съездом Советов рабочих и солдатских депутатов.
С октября 1917 года по сентябрь 1929 года А.В. Луначарский в полной мере проявил себя на посту первого народного комиссара просвещения РСФСР, как один из выдающихся политических и государственных деятелей, чей творческий талант, незаурядные организаторские и административные способности были направлены на сохранение и развитие российской культуры и сферы образования.
Уже 27 октября (9 ноября) 1917 года председатель Совнаркома В.И. Ленин просил его обратить «в первую голову внимание на библиотеки», поставил перед ним в качестве одной из главных – задачу налаживания библиотечной деятельности, распространения литературы «в возможно большем количестве и во все концы России». Требовалось «сделать книгу доступной массе».
Сфера деятельности Наркомпроса в те годы была предельно широкой и включала в себя не только собственно народное просвещение, но все отрасли культуры: театр, живопись, архитектура, кино, печать, радио, библиотеки, музеи, архивы, охрана памятников старины, народное творчество, клубы.
Анатолий Васильевич был руководителем, который с величайшим уважением относился к культурному наследию и ратовал за его сохранение в годы революции и гражданской войны, высоко ценил ученых и специалистов, без участия которых не мыслил построения нового общества.
А.В. Луначарский внес огромный вклад в развитие системы образования. Первым документом наркома просвещения стало воззвание к гражданам России «О народном просвещении», опубликованное 29 октября 1917 года. В нем провозглашались общие направления просветительной деятельности: «добиться в кратчайший срок всеобщей грамотности», организация «единой для всех граждан абсолютно светской школы», поддержка «форм культурно-просветительного движения рабочих и крестьян».
Уже в декабре 1917 года был в основном сформирован аппарат Наркомпроса. Таким образом, создание советского государственного органа по народному просвещению прошло быстро и организованно. Руководимая Луначарским Госкомиссия по просвещению с ноября 1917 года по июнь 1918 года подготовила свыше 30 декретов, постановлений и циркуляров, которые сформировали новую систему организации народного просвещения, развивали творческую инициативу масс. За этот период вышли 203 работы наркома просвещения.
Организатор и теоретик советской системы образования А.В. Луначарский вместе с заместителями наркома Н.К. Крупской и М.Н. Покровским разрабатывал общую стратегию единой трудовой школы, поддерживал организацию опытно-показательных учреждений Наркомата просвещения, пропагандировал политехническое образование. Принятые после Октябрьской революции государственные акты в области народного образования привели к кардинальному преобразованию системы просвещения, утверждению в качестве доминирующей парадигмы трудовой школы, что носило прогрессивный характер.
Наиболее рельефно это выразили такие стратегические документы, подготовленные А.В. Луначарским как «Положение о единой трудовой школе РСФСР» (30 сентября 1918 г.), «Основные принципы единой трудовой школы» (Декларация), опубликованные от имени Комиссии по просвещению вместе с Декретом ВЦИК «О единой трудовой школе» (16 октября 1918 г.).
В них, несомненно, заключался значительный прогрессивный потенциал. Реформы утвердили демократические принципы единой школы, бесплатной, доступной всему молодому поколению независимо от социального, имущественного положения и национальности. Все звенья системы народного образования стали преемственно связаны между собой, а молодые люди могли свободно, без каких-либо препятствий в виде тупиковых школ, существовавших в дореволюционной России, переходить от начальной ступени обучения – к высшим.
Родной язык каждого народа должен был стать основой образования во всех типах общеобразовательной школы. Вводилось совместное обучение лиц обоего пола, устанавливалось равенство мужчин и женщин в сфере образования, как и во всех других областях общественной жизни.
В совокупности с рядом других правительственных декретов эти стратегические документы базировались на прогрессивных идеях «новой философии» образования – педагогики развития личности и привели к кардинальному преобразованию системы просвещения, утверждению в качестве доминирующей вместо прежней парадигмы «школы учебы» новой парадигмы трудовой школы.
Эта стратегия модернизации образования получила свое воплощение в схемах и школьных программах 1922–1927 годов. Активными сторонниками создания и внедрения программ были А.В. Луначарский, Н.К. Крупская, М.Н. Покровский. Введение стабильных и вполне традиционных для отечественной системы образования программ 1927 года значительно улучшило работу школы и повысило общеобразовательный уровень учащихся.
Конечно, были в деятельности наркома просвещения и неправильные устремления. Так, например, А.В. Луначарский считал, что русский язык необходимо перевести на латиницу. А эксперимент, по его мнению, нужно было начать с малых народов, населявших Советский Союз.
Вместе с тем Анатолий Васильевич выглядел «белой вороной» среди большевистского руководства. Надежда Константиновна Крупская дала ему солидное прозвище «миноносец». Ее сильно впечатляло его умение выступать. Речи Луначарского отличались напором и убедительностью, словно миноносец, идущий в бой. Но Анатолий Васильевич являлся натурой увлекающейся и отвлекающейся. За что Владимир Ильич Ленин добавил к прозвищу «легкомысленный». Впрочем сам В.И. Ленин характеризовал А.В. Луначарского такими словами: «на редкость богато одаренная натура», «отличный товарищ», «этот человек не только знает все и не только талантлив, – этот человек любое партийное поручение выполнит и выполнит превосходно».
Известно, что, Луначарский последовательно выступал в роли защитника исторического наследия, в том числе и церковного. Когда во время взятия большевиками власти в Москве обстрелам подверглись не только религиозные постройки (например, Чудов и Вознесенский монастыри), но и Кремль, то Луначарского это сильно возмутило. По воспоминаниям очевидцев, Анатолий Васильевич во время заседания заплакал, вскочил и закричал: «Не могу я выдержать этого! Не могу я вынести этого разрушения всей красоты и традиции!».
После этого он покинул зал заседаний, а вскоре подал прошение об отставке в знак протеста. Луначарский напишет, объясняя свое решение: «Борьба ожесточается до звериной злобы. Что еще будет. Куда идти дальше. Вынести этого я не могу. Моя мера переполнена. Остановить этот ужас я бессилен. Работать под гнетом этих мыслей, сводящих с ума, нельзя. Я сознаю всю тяжесть этого решения. Но я не могу больше». Однако Владимир Ильич ответил отказом на отставку наркома.
Нарком просвещения самоотверженно боролся за сохранение императорских театров, вступив в конфликт не только с Николаем Бухариным, но и самим Лениным. Еще в 1919 году Николай Иванович резко высказался о театрах, посчитав их ненужным «наследием». Луначарский правомерно ответил: «Т. Бухарин думает, что знакомство со всем прошлым человечества через великие произведения гениев всех народов и всех эпох означает собой “плен” у буржуазной культуры. Мы же считаем, что это называется образованностью, что это называется овладением культурой прошлого».
В начале января 1922 года по инициативе Ленина Политбюро приняло постановление «О закрытии Большого театра». Луначарский в категорической и резкой форме потребовал пересмотра постановления, упрекнув Владимира Ильича: «Если законы конституции не распространяются на ЦК, то законы разумности безусловно распространяются».
Луначарский использовал свое самое эффективное оружие – слово. Анатолий Васильевич сумел заручиться поддержкой профсоюзов, Моссовета и ВЦИКа (председателем которого в тот период был Михаил Калинин). И совместными усилиями им удалось добиться отмены постановления Политбюро. Так же осенью 1922 года наркому просвещения удалось добиться отмены решения о закрытии Мариинского театра.
Луначарский ходатайствовал о заграничной поездке для тяжело больного Александра Блока и уберегал от репрессий Ивана Бунина, открыто ненавидевшего большевиков. Все эта деятельность разумеется не находила понимания в руководстве партии. У Анатолия Васильевича даже появились обидные прозвища – «Васильич Блаженный» и «Лунапарский».
13 сентября 1929 года А.В. Луначарский был вынужден уйти в отставку с поста наркома просвещения РСФСР. Формальным поводом к ней было несогласие наркома с передачей нескольких техникумов из ведения Наркомпроса в ведение отраслевых наркоматов – создавалась новая система массовой подготовки рабочих кадров. Проводили Анатолия Васильевича из правительства с выражением благодарности за уникальную по объему работу в самые трудные первые годы Советской власти. А.В. Луначарский был назначен председателем Ученого комитета при ЦИК СССР. В 1930 году Анатолия Васильевича выбирают академиком АН СССР.
27 февраля 1932 года академик Луначарский был утвержден директором Института русской литературы АН СССР. Анатолий Васильевич выражал наиболее глубокое понимание литературы как искусства и расширил рабочий диапазон Института, который превратился под его руководством из собрания реликвий великих писателей в научно–исследовательское учреждение нового типа, выступающего деятельным пропагандистом всей русской классической литературы прошлого и молодой советской литературы.
В это время Анатолий Васильевич выступал как теоретик искусства, был редактором Литературной энциклопедии. Некоторые его пьесы были переведены на иностранные языки и шли в зарубежных театрах. Он действовал также как переводчик (перевод «Фауста») и мемуарист.
«Поистине изумителен диапазон образованности А.В. Луначарского, – писал литературовед П. Н. Сакулин. – Он близко знаком со всеми дисциплинами гуманитарного цикла и серьезно работал в каждой из них. Философия, религия, социализм, эстетика, искусство, литература европейская и русская, теория и методология литературоведения и искусствознания вообще – вот области, к которым относятся его многочисленные труды».
Семья А.В. Луначарского. Первая жена (1902-1922) – Анна Александровна Малиновская (1883-1959) – писательница, сестра философа и политика А.А. Богданова-Малиновского. Сын – Анатолий Анатольевич (1911-1943) – писатель, журналист, добровольцем ушёл на фронт, политработник морской пехоты Черноморского флота, погиб при высадке десанта в Новороссийске. Внучка (дочь Анатолия Анатольевича) – Луначарская Анна Анатольевна (родилась в 1941). Правнук – Евгеньев Борис Сергеевич (родился в 1969). Вторая жена (1922-1933) – Наталья Александровна Розенель (урождённая Сац; 1902-1962) – актриса, переводчица, автор книги мемуаров «Память Сердца». Приёмная дочь (А.В. Луначарский удочерил её в трёхлетнем возрасте) – Ирина Анатольевна Луначарская (1918-1991) – военный инженер-химик, журналист. Её муж – Стерлин Рафаил Наумович (1918-1992), полковник, доктор химических наук. Их сыновья: Стерлин Сергей Рафаилович (1944-2020), доктор химических наук, и Стерлин Андрей Рафаилович (родился в 1954). Братья: Михаил Васильевич (1862-1929) – кадет, коллекционер книг по искусству; Платон Васильевич (1867-1904) – врач, доктор медицины, участник революционного движения 1904-1905 годов, основатель тульской ячейки РСДРП; Яков Васильевич (1869-1929) – адвокат; Николай Васильевич (1879-1919) – до октября 1917 года был уполномоченным от Союза городов по Киевскому району, в дальнейшем занимался общественной деятельностью.
В сентябре 1933 года А.В. Луначарского направляют на дипломатическую работу в Испанию в качестве полпреда СССР. По пути в Испанию Анатолий Васильевич скончался 26 декабря 1933 года на французском курорте Ментона от тяжелого приступа стенокардии, перешедшей в инфаркт. Тело А.В. Луначарского было кремировано, урна с прахом 2 января 1934 года установлена в Кремлевской стене на Красной площади.
Имя Анатолия Васильевича Луначарского носят около 560 географических объектов в России, из них – 437 улиц, 57 переулков, 10 проспектов, 5 проездов и 2 бульвара. Также топонимы встречаются в Белоруссии. До 2016 года имя Луначарского носили топонимы на Украине. В честь А.В. Луначарского назван утес Луначарского в Баренцевом море. Начиная с 2020 года, Правительством России учреждено 7 ежегодных Премий имени А.В. Луначарского за значительный вклад в развитие российской культуры в размере 300 тысяч рублей каждая. Образ А.В. Луначарского запечатлён в художественных и документальных фильмах, в литературе и живописи.
А.В. Луначарский – автор огромного числа работ по разным вопросам литературы, музыки, истории театра и живописи, архитектуры, антирелигиозной пропаганды. В восьмитомное собрание сочинений Анатолия Васильевича Луначарского вошли его труды по эстетике, истории и теории литературы, а также литературно–критические произведения. Рассчитанное на широкие круги читателей, оно включает лишь наиболее значительные статьи, лекции, доклады и речи, рецензии, заметки А. В. Луначарского. Первый том объединяет статьи, рецензии, речи, посвященные русской литературе конца XVIII – начала XX века. Во второй том вошли работы о советской литературе. Труды о русском и советском театре и драматургии составляют третий том. Последующие тома – четвертый, пятый и шестой – посвящены зарубежным литературам и театру. В четвертый том включены полностью книга «История западноевропейской литературы в ее важнейших моментах» (две части) и сборник «На Западе»; пятый том и первая часть шестого тома содержат статьи о зарубежных писателях; вторая часть шестого тома – статьи и рецензии А. В. Луначарского, посвященные вопросам зарубежного театра и драматургии. В последних двух томах читатель найдет важнейшие теоретические исследования А.В. Луначарского – его выступления по вопросам эстетики, литературной критики и литературоведения. В Собрание сочинений не включен курс истории русской литературы, прочитанный А. В. Луначарским в Коммунистическом университете им. Я. М. Свердлова и в значительной своей части при жизни автора не публиковавшийся. Этот труд предполагается выпустить отдельной книгой в издательстве Академии наук СССР. В конце каждого тома даются краткие примечания справочного характера и указатель имен.

Источники:
– Е. Лебедева. Профессорский нарком https://pravoslavie.ru/5310.html
– М. Богуславский. Анатолий Луначарский – самый человечный человек https://ug.ru/k-150-letiyu-so-dnya-rozhdeniya-anatolij-lunacharskij-samyj-chelovechnyj-narkom-prosveshheniya/
– Луначарский А.В. https://biographe.ru/politiki/anatolij-lunacharskij/
– Луначарский А.В. https://shchedrovitskiy.com/anatoliy-vasiljevich-lunacharskiy/
– Нарком просвещения Анатолий Луначарский https://history.ru/read/articles/narkom-prosveshcheniya-anatoliy-lunacharskiy-svoy-sredi-chuzhih-2
– Биография Луначарского https://ria.ru/20171123/1506993537.html
– Анатолий Луначарский https://diletant.media/articles/45288630/
– О Луначарском https://aif.ru/society/history/vasilich_blazhennyy_10_faktov_o_narkome_anatolii_lunacharskom
– Наследие А.В. Луначарского http://lunacharsky.newgod.su/lib/ss-tom-1/
Материал подготовил:
В.Ф. Березин – советник при ректорате, председатель Совета ветеранов МПГУ,
подполковник в отставке, ветеран военной службы и боевых действий.




































