«Школьное дело – дело практическое, но основания его лежат в теории, плох тот учитель, который не знает этих оснований» / Дмитрий Иванович Тихомиров
«Рецептурное направление в преподавании может быть приятным и, пожалуй, удобным для будущего учителя, так как оно избавляет от самостоятельного труда, но зато такое направление приведет к рутине, к застою, живое дело превратит в учебу легкую, но тяжело отзывающуюся на учениках»
/ Дмитрий Иванович Тихомиров
«Школой не оканчивается для ученика ни учение, ни воспитание; она лишь приготовительный класс другой труднейшей и важнейшей школы, которая зовется жизнью. Поэтому-то учителю и мало быть только мастером своего дела и хорошо владеть приемами обучения, – он должен быть и руководителем, и воспитателем детей и притом таким, чтобы его влияние сказалось для ученика и потом далеко за пределами школы» / Дмитрий Иванович Тихомиров
«Необходимо только полное доверие к искренности и честному патриотизму этого общества, необходимы законный простор и свободное развитие для проявления деятельности общественных сил. В равноправном союзе государства и общества заключается сильнейшая сила, способная создать желанный успех всенародному просвещению» / Дмитрий Иванович Тихомиров
В рамках проекта «Педагогическое служение Отечеству» продолжаем рубрику «Педагогический календарь», посвящённую отечественной системе образования и воспитания, педагогам и учителям, призванным сеять «разумное, доброе, вечное».
Очередной материал рубрики «Педагогический календарь» посвящается 180-летию со дня рождения русского педагога Дмитрия Ивановича Тихомирова (24.10/05.11.1844 – 14/27.10.1915).
В памяти широкой педагогической общественности и особенно народных учителей и учительниц дореволюционной России последней трети XIX века и начала XX века неизгладимо остался величавый образ Дмитрия Ивановича Тихомирова с открытым и живым взором, устремленным вперед, приветливой улыбкой на устах. По характеристике современников этот мощный, как дуб, человек не знал в своей жизни, «что такое праздность». Воспитанный с юных лет на идеях русских революционных демократов Н.Г. Чернышевского и Н.А. Добролюбова, Д.И. Тихомиров всю жизнь посвятил бескорыстному служению простому народу, его просвещению, воспитанию народного учительства на основе передовых по тому времени педагогических идей великого русского педагога К.Д. Ушинского.
Дмитрий Иванович Тихомиров – русский педагог, деятель народного образования, издатель и редактор, создатель и меценат учебного здания, в котором ныне расположен Институт физики, технологии и информационных систем Московского педагогического государственного университета.
Д.И. Тихомиров родился 24 октября (5 ноября по новому стилю) 1844 года в селе Рождествено Нерехтского уезда Костромской губернии в семье сельского священника Ивана Егоровича Тихомирова. Семья была не богатой и вела жизнь, почти не отличавшуюся от жизни крестьян прихода. Дмитрий вместе с братьями Андреем и Константином также пахал, сеял, косил. Такая жизнь духовно сблизила его с народом, показала всю тяжесть положения крестьян.
Стремление к знаниям и доброте старался прививать детям отец. Старшего сына Дмитрия он отправил учиться в Костромское духовное училище. В 1854-1858 годах Дмитрий Иванович учился в духовном училище; затем, два года, на казённом счету, – в Ярославской военной школе. Как лучшего ученика Дмитрия Тихомирова отправили учиться в только что учреждённые учительские курсы в Санкт-Петербурге, а через два года – в Москву, в учительскую семинарию военного ведомства.
«Мы, семинаристы, – вспоминал Д.И. Тихомиров о годах, проведенных в Московской семинарии, – страстно отдавались чтению современных журналов, так живо, горячо и талантливо отражавших на своих страницах новые течения, идеалы, настроения лучших представителей тогдашнего общества, охотно следовавшего за такими яркими руководителями, как Н.А. Добролюбов, …беззаветно верили, что призваны в жизни осуществить на деле правду и справедливость, служа им до конца дней своих». Для Тихомирова воспитательное влияние семинарии окончательно укрепило в нем интерес-к педагогической деятельности, «стремление к служению народу на почве народного образования».
Первый выпуск из семинарии состоялся в августе 1866 года и Д. И. Тихомиров, получив денежную награду как первый ученик, был оставлен преподавателем «образцовой школы» при семинарии и преподавал в ней около десяти лет. Это обстоятельство, по мнению самого педагога, имело для него решающее значение, ибо роль образцового учителя обязывала всё время «стоять на высоте, постепенно совершенствовать себя и свои познания». С этого времени Дмитрий Иванович окончательно поселился в Москве, где пройдет его более чем полувековая общественно-педагогическая деятельность.
Вскоре вместе с товарищами Д.И. Тихомиров открыл первую в России вечернюю воскресную школу для взрослых рабочих на фабрике Ф.С. Михайлова в Москве. Стал давать уроки по русскому языку в военной гимназии и во 2-й классической гимназии; как член комитета грамотности, руководил педагогическими курсами по русскому языку для учительниц городских училищ.
Осенью 1869 года Д.И. Тихомиров познакомился со слушательницей курсов Еленой Николаевной Немчиновой (1849-1918), в последующем ставшей не только российским педагогом, организатором начального и среднего обучения, учительских курсов, но и женой Дмитрия Ивановича (в апреле 1871 года состоялась их свадьба). Елена Николаевна стала не просто женой своего знаменитого мужа, она была его верной помощницей, сама много и плодотворно работала на ниве просвещения. Если о Дмитрии Ивановиче Тихомирове еще можно прочитать в нашей литературе, то имя его жены – Елены Николаевны – оказалось в полном забвении. А между тем современник Тихомировых В.И. Немирович-Данченко в своих воспоминаниях подчеркивал: «Еще неизвестно, кто из них сделал больше для детской беллетристики. Меня только удивляло, что в оценке деятельности мужа в данном случае нашими присяжными судебными приставами литературы опускалась совершенно работа его жены».
Елена Николаевна родилась в семье купеческого сына Николая Немчинова и его жены Юлии Алексеевны – дочери Алексея Владимировича Прончищева и Варвары Петровны (дочери князя Петра Николаевича Оболенского (1760-1833). В 1880-х годах она открыла в Москве книжный магазин «Начальная школа», который предлагал своим покупателям только лучшую учебно-педагогическую литературу. Елена Николаевна вместе с мужем работала над созданием знаменитого букваря Тихомировых, конспектировала многочисленные лекции и уроки Дмитрия Ивановича, что значительно облегчало их подготовку к печати. С 1894 года вместе с мужем, а после его смерти в 1915 году – самостоятельно, Е.Н. Тихомирова издавала и редактировала журнал «Детское чтение» и приложение к нему «Педагогический листок». Последний выпуск её журнала был напечатан весной 1918 года, её дальнейшая судьба неизвестна. Словом, многое из того, что было сделано, было сделано совместными трудами Дмитрия Ивановича и Елены Николаевны.
В марте 1870 года Дмитрий Иванович избран действительным членом Московского комитета грамотности. Во Владимирской и Тверской губерниях инспектировал две фабричные Морозовские школы. Многократно, в 1870-1900 годах, по приглашению земств руководил в разных губерниях (в Москве, Твери, Вятке, Саратове, Полтаве и др.) учительскими съездами и летними учительскими курсами; состоял наблюдателем за учебной частью по заведениям Дамского попечительства о бедных.
Вместе с женой Д.И. Тихомиров организовал «Учебный магазин начальных школ», в котором были изданы около тысячи наименований книг общим тиражом более 15 миллионов экземпляров. В 1872 году Тихомиров в соавторстве с женой издал «Букварь для народных школ», который до 1915 года был переиздан 161 раз. Из своих средств, полученных за издание книг, Тихомиров выделил в 1909 году на строительство школы 20 тысяч рублей и 35 тысяч – на строительство больницы в родном селе Рождествено.
Большую помощь в работе на съездах и курсах оказывала Дмитрию Ивановичу его жена – Е.Н. Тихомирова, постоянно сопровождавшая его в первое десятилетие при выезде на съезды и курсы. Она записывала его речи, лекции, беседы и уроки, обрабатывала материалы съездов, помогая тем самым Тихомирову в составлении объемистых отчетов (в 20 и более печатных листов), всевозможных записок о съездах и курсах, которые в короткий срок (через месяц, полтора) выходили из печати массовыми тиражами и оказывали «большую помощь учительству.
С 1872 года Дмитрий Иванович начал читать лекции по методике русского языка на педагогических курсах при Обществе воспитательниц и учительниц. Эти курсы под руководством Тихомирова выросли в многопрофильное учебное заведение, готовившее педагогов младших классов, учителей-предметников, а также руководительниц детских садов. На постройку здания курсов в Москве, названных впоследствии «тихомировскими», он пожертвовал 200 тысяч рублей. По поручению Московской городской думы в 1874 году разработал подробный план занятий по русскому языку для городских школ и в 1875 году издал отдельной книгой под заглавием «Опыт плана и конспекта элементарных занятий по родному языку».
М.А. Чехова в своих воспоминаниях, относящихся к 1872 году, дает высокую оценку личности и деятельности Тихомирова Д.И. Поступив после «институтской бессмысленной зубрежки и обращенная в манекен» на первые московские педагогические курсы для подготовки городских учительниц, Чехова вспоминает, что тогда она увидела иной мир. Пришел на одну из лекций Дмитрий Иванович, пишет она, «совершенно юный педагог и начал говорить о звуковом методе, а главное о сознательном преподавании вообще и даже азбуки. Сам он увлекался и увлекал всех нас. Для нас, слушательниц, это была эпоха, конец тупого преподавания и начало сознательного отношения ко всему. Новый свет невольно так захватил меня, что я ни о чем другом и думать не могла. Ни одно его слово не пропало даром, оно проникло не только в ум, но и в душу. Конец детского мучения! Моей мечтой стало поступить в (школу и учить, не мучивши, детей. Думаю, что и вся аудитория чувствовала то же самое, потому что отношение к Д.И. Тихомирову было восторженное…».
В 1874 году совет Московского благотворительного общества пригласил Д.И. Тихомирова организатором, а затем и инспектором своих школ. С 1 января 1892 года пожалован чином действительного статского советника.
В начале XX столетия высшие женские педагогические курсы обзавелись огромным и прекрасно оборудованным собственным зданием (около Новодевичьего монастыря), построенным благодаря 200-тысячному пожертвованию Д.И. Тихомирова; вскоре курсам было присвоено его имя. В настоящее время в этом здании находится Институт физики, технологии и информационных систем Московского педагогического государственного университета (18 октября 2024 года отпраздновано 110-летие Тихомировского корпуса).
Не останавливаясь на достигнутом, Д.И. Тихомиров начинает и свою литературную деятельность. Он печатается в различных газетах и журналах: «Приложение к Циркулярам по Московскому учебному округу», под редакцией Гаярина; «Педагогический сборник»; «Журнал для военно-учебных заведений»; «Женское дело»; «Курьер»; «Образование» Сиповского; «Родник» Сысоевой; «Русское слово», «Русские ведомости», «Народная школа» Медникова, «Русская мысль», «Семья и школа» Симашко; «Санкт-Петербургские ведомости»; «Читальня народной школы»; «Школа и мысль» и др., публикуя в них как общие, так и специально-педагогические статьи. В 1894 году начал редактировать приобретённый вместе с женой старейший детский журнал «Детское чтение», переименованный в 1906 году в «Юную Россию». Лучшие произведения, помещённые в этом журнале, издавались отдельными книжками под общим названием «Библиотека детского чтения». Приложением к журналу выходил «Педагогический листок: журнал родителей и воспитателей» (4 книги в год); с 1899 года «Педагогический листок» выходил как самостоятельный журнал — 8 книг ежегодно. Тихомировым было предпринято издание серии книг под общим заглавием «Библиотека начального учителя», предназначенных для самообразования учителей.
Д.И. Тихомиров в своих книгах и требованиях к школе выдвигал прогрессивно-демократические для того времени жизненные задачи – «насаждать и культивировать в народе и юношестве гражданственность, развивать в них те разумные и добрые понятия и мысли, чувства и стремлении, как наиболее способные воспитать в человеке свободного гражданина-деятеля на благо родной страны».
Пламенный патриот своей Родины, Д. И. Тихомиров глубоко верил в то, что придет время, когда осуществятся в мире истинное равенство и истинная свобода людей, а школа будет в этих благоприятных условиях успешно решать учебно-воспитательные задачи, взращивать «семена новой жизни». Не случайно свою «Хрестоматию», проникнутую призывом к борьбе за лучшее будущее России, он назвал «Вешние всходы». Вся она от первой до последней страницы проникнута стремлением внушить детям гуманные чувства, передовые по тому времени взгляды воспитывать честных и благородных борцов за идеалы. Эту глубокую веру в неизбежную победу правого дела света над «вековой тьмой» Дмитрий Иванович пронес через всю свою славную, полную творческого горения жизнь, призывая армию народного учительства к борьбе с трудностями, воодушевляя на самоотверженное служение делу просвещения народа. «Рано или поздно жизнь свое возьмет, – неоднократно повторял он в своих лекциях и речах на учительских съездах и курсах, а также и в статьях, – преграды лишь увеличат потом силы и размах противоестественно задержанного движения». В другой раз эту же мысль он высказал в другой форме в своей заключительной речи на губернских тверских курсах в 1896 году. «Мы выяснили вопиющие нужды народной школы и ее существенные, с нашей точки зрения, недостатки, и не думайте, что все это не повлияет на наше дело, не изменит его… Наши мысли слышали и еще услышат другие, и если эти мысли справедливые, они пробьют себе дорогу в жизнь, – такова сила справедливой мысли… Нам с вами тяжело, но разве нам одним? Нашим предшественникам еще труднее было поднимать новь школьного дела, когда оно еще только зарождалось в России. Будем верить в лучшее будущее, как верили в него и первые сеятели на нашей ниве, увидевшие зарю обновления жизни». И народные учителя отвечали на эти призывы Тихомирова утроенной энергией в борьбе с трудностями и препятствиями, чинимыми царизмом. Д.И. Тихомиров был врагом всякой рутины и застоя. В своих статьях, речах и лекциях, он неустанно призывал учительство не отставать от требований жизни, а идти «перед, непрерывно совершенствоваться. Жизнь идет безостановочно вперед, предупреждал он полтавских учителей, заменяя старые формы новыми, и горе тем, кто не подготовился заблаговременно к восприятию новых культурных форм жизни, требующей известного уровня развития; кто не в силах воспринять благодетельных сторон новой жизни, тот неминуемо усвоит ее отрицательные стороны… А кто отстал от других, кто не имеет средств для борьбы, тот становится жертвой обстоятельств и погибает». В другой раз эти же мысли были высказаны Тихомировым учителям и учительницам Московского уезда, которых он призывал быть на уровне современных требований. Школа, говорил он, живое дело, и школьные учителя живые люди, – и нет пределов совершенствованию этого дела, нет конца духовному росту учителя… Как бы ни было общее и специальное образование учителя, он никогда в своей жизни не может сказать себе: довольно, я все знаю и умею: такая минута в жизни учителя была бы его духовной смертью, – он утратил бы право называться наставником и обратился бы в простого ремесленника. Чтобы учить других жизни, нужно самому жить и неустанно учиться. Необходимо учителю безостановочно следить за развитием педагогической мысли и обогащать себя педагогическими знаниями и непосредственными наблюдениями над духовной природой детей…». И сам он всю жизнь был до конца верен этим принципам. В соответствии с задачами, выдвигаемыми перед школой жизнью, Д.И. Тихомиров предъявлял высокие требования к книге, учебнику, к учителю и школе.
Школьные пособия, учебники и руководства Д.И. Тихомирова получили высокую оценку со стороны учителей – практиков и педагогической критики, что, в частности, подтверждается и отчетными материалами, о съездах и курсах, проходивших во второй половине XIX века в уездных и губернских центрах России. Так, по данным отчета о педагогических курсах, состоявшихся в 1896 году в Твери, «Букварь» и «Элементарный курс грамматики» Д.И. Тихомирова употреблялись в большинстве народных училищ губерний. Не полтавских курсах, проходивших в 1887 году, учителя единодушно высказались за применение в школах тихомировских хрестоматий «Вешние Всходы» и «Начатки грамматики». В списке учебных пособий, рекомендованных в 1899 году саратовскими курсами для народных учителей, преобладающее место отведено также книгам Тихомирова. Однако со стороны министерства народного просвещения и его чиновников в центре и на местах школьные пособия и книги Тихомирова часто получали неодобрение, хотя ему не всегда, как об этом указывал Дмитрий Иванович, удавалось осуществить и сохранить в произведениях по цензурным условиям все то, что «считалось разумным и необходимым». Так, даже в книге для церковно-славянского чтения Тихомирова цензура и учебные комитеты министерства народного просвещения и святейшего Синода обнаружили «крамолу», и она была в 1884 году не разрешена для пользования в школе. Не был также в 1893 году допущен в школу ни светской, ни духовной учебной цензурой и «Сборник статей и изречений», составленный Д.И. Тихомировым в содружестве с Л.Н. Толстым. К концу XIX века деятельность Д.И. Тихомирова вызывает недовольство со стороны правительства и реакционных элементов и оно принимает меры к тому, чтобы всячески затруднить ее, запрещая под разными предлогами проводить учительские курсы под его руководством. Так, при рассмотрении в октябре 1897 года в особом отделе Ученого комитета «Отчета о педагогических курсах для сельских учителей и учительниц начальных народных училищ Конотопского уезда, Черниговской губернии», состоявшегося в мае–июле 1896 года, было обращено внимание министра народного просвещения на факты грубого нарушения руководителем курсов Тихомировым Правил о курсах и антиправительственный характер его вступительной речи. В связи с этим министерство народного просвещения не разрешило проводить курсы в следующем 1897 году под руководством Д.И. Тихомирова. Подобные факты имели место и в начале XX века. Дело дошло до того, – с возмущением сообщают в 1902 году «Русские ведомости», – что даже такие ветераны земских педагогических курсов, как Н.Ф. Бунаков и Д.И. Тихомиров, в некоторых губерниях не были утверждены в качестве руководителей курсов… Лучшим знатокам первоначального обучения ставятся преграды выступать… перед учителями, а их роли поручаются менее достойным людям». Анализ школьных учебников, пособий, методических руководств и вообще печатных трудов Тихомирова показывает, что последние писались и составлялись на основе принципиальных педагогических положений К.Д. Ушинского, последователем которого Дмитрий Иванович оставался всю свою жизнь.
Отстаивая идею народности воспитания, как ее понимал Д.К. Ушинский, Тихомиров указывал, что жизнь полностью подтвердила прозорливость великого русского педагога, требовавшего, чтобы дело народного образования было предоставлено самому народу и освобождения от тягостной и тормозящей его развитие правительственной опеки.
В 1902 году вместе с женой Д.И. Тихомиров основал и Общество попечения о детях народных учителей и учительниц. При его организации Тихомировы внесли в фонд указанного общества 30 тысяч рублей. Он принимал участие в работе Московского педагогического общества и других общественных организаций, связанных с образовательной деятельностью. В 1901 и 1905 годах избирался гласным Московской городской думы. Был также гласным Нижегородского губернского и Макарьевского уездного земств.
В родном селе Рождествено Д.И. Тихомиров бывал регулярно. Здесь он венчался в местной церкви со своей невестой Еленой Николаевной, устроив затем крестьянам большой свадебный пир и гулянье в липовой роще. Он много беседовал с местными крестьянами, знал об их нуждах, но глубоко страдал от невежественности земляков и всеми силами старался помочь им. Благодаря его усилиям при участии земства в селе Рождествено начинает строиться школа и больница. Дмитрий Иванович выделяет из своих средств, полученных за издание книг, на строительство школы 20 тысяч рублей и 35 тысяч на строительство больницы в селе. Проект школы утверждался лично Дмитрием Ивановичем. В октябре 1909 года состоялось торжественное открытие школы. Д.И. Тихомиров приезжал в село ещё 2 раза, интересовался делами школы, а затем переписывался с учителями.
Общественно-научная деятельность Д.И. Тихомирова. Дмитрий Иванович активно участвовал в работе следующих обществах: Общество любителей российской словесности (1901); Московский комитет грамотности; Московская комиссия по устройству народных чтений; Учебный отдел Московского отделения Императорского Русского Технического общества; Общество воспитательниц и учительниц, где 20 лет состоял секретарём; Педагогическое общество при Императорском Московском университете; Общество попечения о детях народных учителей, основанного им в 1902 году вместе с Е. И. Тихомировой; Общество народных университетов и состоящей при нём секции средней школы; Общество доставления средств педагогическим женским курсам (председатель – со дня основания в 1909 году); Общество помощи литераторам и журналистам.
Основные труды Д.И. Тихомирова: Азбука правописания. Сборник примеров и статей на главнейшие правила правописания для диктовки и списывания. – Москва, 1873; Букварь для совместного обучения чтению и письму. – М., 1873; Руководство для учащих по букварю для совместного обучения чтению и письму. – М., 1873; Элементарный курс грамматики. Для городских и сельских школ. – М., 1873; Начатки грамматики. Руководство для начальных сельских училищ и других элементарных школ. – М., 1885; Чему и как учить на уроках родного языка в начальной школе. – М., 1887; Из истории нашего царства в кратких рассказах. – СПб, 1891-1892; Из истории родной земли. Очерки и рассказы для школ и народа. – М., 1893 и др.
Награды Д.И. Тихомирова: Ордена Святого Станислава 1-й степени (1900), Святой Анны 2-й степени (1885), Святого Владимира 3-й степени (1896). За литературно-педагогические труды удостоился отечественных и зарубежных наград: золотых медалей от Санкт-Петербургского (1888) и Московского комитета грамотности, золотой медали от Всемирной выставки в Париже (1900), золотой медали от Международной выставки «Детский мир» в Санкт-Петербурге (1904), почётного диплома от Международной выставки в Париже (1904), золотой медали в Льеже (1905).
В 1914 году Дмитрий Иванович почувствовал ухудшение состояния здоровья и решил провести лето на каком-нибудь европейском курорте. Однако начавшаяся Первая мировая война прервала эти планы. Пришлось срочно выезжать домой. Большим ударом для него была пропажа в Берлине багажа с рукописями. При переезде на пароходе в Россию Тихомиров сильно простудился. Последовали бронхит, воспаление легких и туберкулез…
Ночью 14 октября (27 по новому стилю) октября 1915 года Д.И. Тихомиров тихо скончался в своем имении «Красная горка» в Алуште в Профессорском уголке, окруженный женой, дочерью и внуком. Его смерть была огромной утратой для Елены Николаевны. Несмотря на огромный поток соболезнований и слов поддержки, ничто не могло восполнить эту потерю. Все издательские работы теперь вела она одна, продолжая издавать и редактировать широко известный тогда журнал «Детское чтение» (теперь, правда, уже под новым названием «Юная Россия»).
В Москве 15 октября было совершено несколько панихид по Д.И. Тихомирову: в доме покойного на Большой Молчановке (№ 24) и на женских педагогических курсах имени Д.И. Тихомирова в здании, построенном на средства Дмитрия Ивановича близ Новодевичьего монастыря. В московской городской думе почтили память покойного, «честно и идейно совершившего свое полувековое служение нашей родине в деле народного просвещения». Было предложено составить жизнеописание Д.И. Тихомирова «как общественного деятеля, поскольку его жизнь была посвящена Москве и московскому городскому управлению».
19 октября Москва прощалась с выдающимся российским педагогом. Траурный вагон встречали на Курском вокзале. Дубовый гроб утопал в цветах и венках, возложенных еще в Алуште. В последний путь Д.И. Тихомирова провожали видные общественные деятели, педагоги, представители различных научных и педагогических обществ. По желанию Дмитрия Ивановича быть похороненным поближе к курсам – его детищу, решено было подготовить могилу в Новодевичьем монастыре (Русская Ривьера. – 1915. – 20 октября).
Поэт Иван Белоусов почтил память усопшего искренними стихами, опубликованными в ноябрьском номере журнала «Юная Россия», редактировать который теперь взяла на себя труд вдова Дмитрия Ивановича – Елена Николаевна.
«Кончил труд свой пахарь мирный…
Не жалея сил,
Век свой по полю родному
Он с сохой ходил.
И в распаханную землю
Сеял семена,
Веря – лучшие настанут
В жизни времена.
Утомленный и уставший
Лег он отдохнуть,
И в труде, и с светлой верой
Кончив жизни путь!».
Основные капиталы Дмитрия Ивановича были завещаны в пользу народных учителей и на просветительские цели. Елена Николаевна приняла издательское дело, ей же было завещано и крымское имение «Красная Горка» (Русская Ривьера. – 1915. – 24 октября). Позднее, в ноябре, «Русская Ривьера» сообщала, что Е.Н. Тихомирова предоставила алуштинский дом в распоряжение земства для организации временного приюта, где предполагалось устроить общежитие для беженцев (Русская Ривьера. – 1915. – 28 ноября).
В 1905 году в Санкт-Петербурге вышло в свет уникальное издание – «Современная Россия в портретах и биографиях выдающихся деятелей. В пользу больных и раненых воинов на Дальнем Востоке» – первый в своем роде, как сказано в предисловии, сборник жизнеописаний отечественных деятелей во всех областях государственной и общественной жизни. В числе представителей научной элиты России, безусловно, достойных подобного прижизненного признания, наряду с Д.И. Менделеевым, И.И. Мечниковым, К.А. Тимирязевым, И.П. Павловым – Дмитрий Иванович Тихомиров. Профессия охарактеризована одним словом – ПЕДАГОГ.
1918 год. Наступало трудное время. Вот что вспоминала Маргарита Владимировна Ямщикова: «Печальную картину представляло издательство перед своим концом, весной 1918 года, когда я переехала жить в Москву… На звонок в квартиру открыла сама Елена Николаевна, растерянная, сгорбившаяся и как будто на десятки лет постаревшая. Она начала возбужденной скороговоркой: – Я рада, что вы пришли. У меня – крах, никаких денег и никаких книг, полнейшее запустение. И, скажу вам откровенно, – сносились вот ботинки, а купить не на что… И вдруг – с легкой надеждой: – Голубчик, вы работаете с большевиками, может быть, вы сумеете устроить мою педагогическую статью, если она подойдет? Вот она. Переписать на машинке не могла. Это так дорого». Последний номер журнала «Юная Россия» Елена Николаевна выпустила в марте 1918 года. К сожалению, не удалось найти никаких сведений о дальнейшей судьбе Елены Николаевны, неизвестна дата ее смерти. Это довольно обычная судьба для многих отечественных педагогов и деятелей просвещения – забвение. На Новодевичьем кладбище, где был похоронен Дмитрий Иванович Тихомиров, сегодня не найти и его могилы. Она оказалась утраченной. К сожалению, место захоронения Елены Николаевны просто неизвестно.
В наше время в Нерехте Костромской области был открыт памятник Д.И. Тихомирову возле Межпоселенческой библиотеки имени М.Я. Диева. Скульптура была установлена по инициативе Игоря Евгеньевича Малякина. Автором памятника стал Белов Валерий Алексеевич.
В заключение необходимо отметить, что изложенная выше характеристика педагогической деятельности Дмитрия Ивановича не является исчерпывающей. Д.И. Тихомиров – оригинальный педагог – является выдающимся представителем прогрессивного учительства и деятелем народного образования дореволюционной России. Твердо веря в великое будущее России, он неутомимо боролся с косностью и пороками современной ему системы народного образования, насаждаемыми царизмом, будил мысль, пропагандировал «передовые педагогические идеи, развил и обогатил их на основе длительного и глубокого изучения и передового опыта русского народного учительства. Многогранная кипучая просветительная деятельность Д.И. Тихомирова, проникнутая глубокой любовью к народу и ответственностью перед ним за правильное воспитание подрастающего поколения, умелое сочетание в процессе этой деятельности педагогической теории и практики, непрерывное творческое горение, – все это служит вдохновляющим примером и для нашего современного учительства.
Источники:
– Дмитрий Иванович Тихомиров https://mpgu.su/scientists/tihomirov-dmitriy-ivanovich/
– Дмитрий Иванович Тихомиров https://www.cbs-kostroma.ru/5628?ysclid=m2z8lymkxd213761024
– Дмитрий Иванович Тихомиров https://ru.wikisource.org/wiki
– Дмитрий Иванович Тихомиров https://dzen.ru/a/ZhTrR1qf6GG8XRUd?ysclid=m2xomruysk467204545
– Дмитрий Иванович Тихомиров http://yakov.works/spravki/1_history_bio/19_1890/1844_tihomirov.htm
– Л.А. Мыц. Тихомиров Д.И. https://bfnk.ru/alushta/books-alushta-2002-tihomirov
– Дмитрий Иванович Тихомиров
– Выдающийся русский педагог Д.И. Тихомиров https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Tihomirov/vydayushhijsja-russkij-pedagog-d-i-tihomirov/
– Дмитрий Иванович Тихомиров https://radiovera.ru/dmitriy-tihomirov.html
– Кондратьева Галина Вячеславовна. Тихомирова (Немчинова) Елена Николаевна https://fantlab.ru/publisher5101
– «Зёрна» Православный магазин. Тихомирова Елена Николаевна https://zyorna.ru/catalog/author/tihomirova-e-n
– Помелов В.Б. Дмитрий Иванович Тихомиров – «Третьяков» российской педагогики. – Журнал «Начальная школа». – 2014. – № 11.
– В ИФТИС 18.10.2024 отпраздновали 110-летие Тихомировского корпуса https://mpgu.su/novosti/otprazdnovali-tihomirovskogo-korpusa/
– Скульптура Д.И. Тихомирова в Нерехте Костромской области
Материал подготовил:
В.Ф. Березин – советник при ректорате, председатель Совета ветеранов МПГУ,
подполковник в отставке, ветеран военной службы и боевых действий.