В рамках проекта «Педагогическое служение Отечеству» продолжаем рубрику «Педагогический календарь», посвящённую отечественной системе образования и воспитания, педагогам и учителям, призванным сеять «разумное, доброе, вечное».
Очередной материал рубрики «Педагогический календарь» посвящается 135-летию со дня рождения советского учёного-геолога Веры Александровны Варсанофьевой.
Вера Александровна Варсанофьева – выпускница Московских высших женских курсов, профессор 2-го МГУ и заведующая кафедрой географического факультета (1925-1955), труженик тыла Великой Отечественной войны, советский учёный-геолог, геоморфолог, первая женщина, получившая учёную степень доктора геолого-минеральных наук (1935), профессор (1968), член-корреспондент Академии педагогических наук СССР (1945), заслуженный деятель науки РСФСР (1950), член Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии (1916), член Московского общества испытателей природы (1923, с 1942 года вице-президент общества), член Географического общества СССР (1927).
Подбирая материал о В.А. Варсанофьевой, обнаружилось расхождение в дате рождения столь известного человека в научном мире, где почитают точность. Чаще всего в статьях о Вере Александровне встречается указание, что она родилась 10 июля (22 июля по новому стилю) 1890 года. Но в автобиографии В.А. Варсанофьева указывала, что «родилась 9 июля старого стиля». По новому же стилю получается 21 июля. Более того, вызывает сомнение и год рождения. В Российском государственном архиве экономики (РГАЭ) имеется заверенная копия свидетельства о её рождении и крещении. Документ выложен в интернете. Там сказано: «в метрической книге Богородицерождественской, что в Столечникове, церкви тысяча восемьсот восемьдесят девятого года №17 писано: июля девятого числа родилась Вера, крещена 16-го числа, родители ея: капитан 3-й артиллерийской бригады Александр Степанович Варсанофьев, православного вероисповедания, и законная жена его Юлия Львовна, римско-католического вероисповедания». Расхождение странное, тем более что В.А. Варсанофьева, как вспоминал геолог Н. Калашников, очень интересовалась своей родословной. Ей, например, удалось выяснить, что Варсанофьевы – дворянский род. Достоверные сведения о нём начинаются с Михаила Васильевича Варсанофьева, за которым с 1662 года состояли недвижимое имущество и имение. Впрочем, о своём дворянском происхождении в официальных документах В.А. Варсанофьева не указывала.
Начатки образования Вера Варсанофьева получила в семье, главным образом – благодаря матери, урожденной Вилькен, женщины образованной, для которой французский язык был родным. Так что французский Вера знала в совершенстве еще с детства. Юлия Львовна по сути была для своих дочерей – Елены, Веры и Мариетты – первой учительницей. Много лет спустя, в 1945 году Вера Александровна посвятит ей свою книгу «Происхождение и строение Земли». В посвящении есть такие строки: «Памяти моей матери Юлии Львовны Варсанофьевой, моего первого учителя астрономии и геологии, пробудившей во мне интерес к исследованию природы».
Бо́льшую часть детства Вера Александровна проводила в небольшом имении отца в Тверской губернии, где семья по возможности отдыхала летом. Александр Степанович приучал детей к походам на природу, был интересным рассказчиком. Он участвовал в русско-турецкой войне 1877-1878 годов, освобождал Болгарию от османского владычества. Судя по всему, его уважали простые солдаты. Интересно, что в 1921 году, когда Вера Александровна была в экспедиции на верхней Печоре, она встретила охотника Василия Александровича Попова, который когда-то служил под командованием ее отца. «Варсанофьев? – обрадовался Попов. – Твой бать? Зэв бур, зэв бур морт!».
В доме Варсанофьевых была приличная библиотека, и Вера Александровна много читала. В основном это были книги по истории и естествознанию. Однажды она прочла книгу А.П. Павлова «Вулканы на Земле и вулканические явления во Вселенной». Книга настолько её увлекла, что Вера Александровна загорелась желанием стать геологом.
Отца Веры Александровны переводили с одного места службы на другое. Вместе с ним кочевала семья. На рубеже веков Варсанофьевы оказались в Рязани. Там В.А. Варсанофьева в 1906 году окончила Мариинскую гимназию – с золотой медалью. В гимназии одноклассницей и приятельницей Веры Александровны стала сестра будущего профессора-геолога Андрея Дмитриевича Архангельского. Для пополнения образования по математике и истории стала посещать 8-й педагогический класс частной гимназии известного рязанского педагога В.П. Екимецкой.
Полученного образования вполне хватало, чтобы пойти, как мечталось, в науку. Но на этом пути перед ней, как и всякой женщиной в Российской империи, стояло серьезное препятствие. Доступ к высшему образованию женщинам в тогдашней России был если не полностью закрыт, то серьезно ограничен. Университетский устав 1863 года, например, предписывал числить среди студентов исключительно граждан мужского пола. Российские женщины, жаждавшие получить высшее образование, поступали в заграничные университеты, преимущественно в Швейцарии. Если, конечно, позволяли средства. Но был и другой выход – поступить на высшие женские курсы у себя на родине. Что и сделала Вера Александровна. Она поступила на естественное отделение физико-математического факультета Московских высших женских курсов. Для этого, надо сказать, мало было обладать хорошими знаниями. Требовалось еще и разрешение на поступление от родителей (или мужа, если поступавшая была замужем). Такое разрешение отцом Веры Александровны было дано.
В 1907 году Вера Александровна поступила на естественное отделение физико-математического факультета Московских высших женских курсов (МВЖК). Курсы по своей факультетской структуре и уровню преподавания в начале ХХ века практически ничем не отличались от классического университета. Здесь читали лекции многие профессора Московского университета, выдающиеся российские ученые В.И. Вернадский, Н.Д. Зелинский, С.А. Чаплыгин, С.С. Намёткин, А.Н. Реформатский, И.А. Ильин, Б.А. Кистяковский. Выбрав для себя специализацию по геологии, Вера Александровна дополнительно к занятиям на курсах посещала как вольнослушательница лекции А.П. Павлова в Московском университете. Под руководством А.А. Чернова изучала карст, рифогенные массивы, огнеупорные глины, кварцевые пески и песчаники Уфимского плато и Предуралья.
Летом 1911 года профессор А.А. Чернов организовал для студенток первую экскурсию на Северный Урал, и таким образом В.А. Варсанофьева впервые попала в район, который позднее стал местом её многолетних геологических исследований.
В 1915 году Вера Александровна сдала государственные экзамены в первой Государственной испытательной комиссии при МВЖК, и была оставлена на кафедре геологии этих курсов «для подготовки к профессорскому званию».
В 1916-1919 годах В.А. Варсанофьева преподавала на московских Пречистенских рабочих курсах. В 1918 году в должности ассистент она читала лекции по геологии и полезным ископаемым на кафедре геологии МВЖК. После включения физико-математического факультета в состав 1-го МГУ продолжила лекционную работу в должности доцента на кафедре геологии под руководством Алексея Петровича Павлова. С 1920 года читала специальный курс тектоники. Одновременно преподавала в Тверском педагогическом, в Иваново-Вознесенском педагогическом и политехническом институтах. В 1921-1924 годах проводила исследования на Северном Урале.
В 1925 году работала старшим геологом Геологического комитета, была на короткое время арестована. Дело было так. Отряд В.А. Варсанофьевой работал на Илыче. В составе отряда был молодой геолог Николай Иорданский. Маршрут был трудный, приходилось подниматься по порожистой реке на шестах или бечевой. Иорданский выдержал испытание, был в шутку произведен Верой Александровной в капитаны и получил странный псевдоним Ниорд. После экспедиции это прозвище за ним осталось в переписке с В.А. Варсанофьевой. «Когда же в одном из писем к капитану Ниорду промелькнуло сообщение, что в шлихах, которые он намыл на Урале, обнаружено золото, дело приняло крутой оборот», – рассказывал Н. Юшкин. Переписка каким-то образом попала в чистые руки чекистов: «Веру Александровну арестовали, поместили в тюремную камеру, в которой она на удивление быстро освоилась и занялась просветительской работой среди других узниц. Следователи, к счастью, оказались толковыми, быстро разобрались, в чем дело, и с извинениями выпустили Веру Александровну, несколько опечаленную тем, что не успела закончить намеченный цикл тюремных лекций».
С 1925 года В.А. Варсанофьева преподавала во 2-м МГУ (с 1930 года – МГПИ) на факультете педагогики, где исполняла обязанности профессора и была заведующей кафедрой геологии. Читала курс минералогии и геологии, включавший основы палеонтологии и лекции по динамической и исторической геологии.
В 1934-1935 годах под её руководством был разработан курс методики преподавания геологии в вузах. В 1935 году за совокупность опубликованных к тому времени работ В.А. Варсанофьева – первая из женщин в России получила учёную степень доктора геолого-минералогических наук. Присвоено учёное звание профессора.
Во время Великой Отечественной войны была руководителем Московского отряда экспедиции особого назначения АН СССР. Занималась подготовкой специальных карт, справочных геологических материалов о потенциальных местах проведения военных операций. Общественная работа была ещё одной стороной деятельности В.А. Варсанофьевой на протяжении всей её жизни, даже во время Великой Отечественной войны. Она не только читала лекции в московских госпиталях и прифронтовой полосе, но и активно работала в Антифашистском комитете советских женщин, выступала по радио, поднимая боевой дух советских воинов.
В 1945 году Вера Александровна была избрана членом-корреспондентом Академии педагогических наук СССР. С 1954 года работала старшим научным сотрудником в Институте геологии Коми филиала АН СССР. В 1961-1964 годах заведовала там лабораторией геоморфологии и четвертичной геологии. Часто приезжала в Москву, являясь вице-президентом МОИП.
Список научных и научно-популярных работ В.А. Варсанофьевой огромен – порядка 150 статей, очерков, монографий, биографических книг. В 1934 году вышла её книга «Происхождение Урала и его горных богатств» с 22 картами и 68 рисунками, в которой была обобщена история геологического развития Урала. Когда в среднюю школу вводились уроки геологии, она написала статьи: О преподавании геологии и минералогии в средней школе // Землеведение. – 1940. – Т. 1. Преподавание геологических дисциплин в русской школе до Октябрьской революции // Естествознание в школе. – 1946. – №2. Преподавание минералогии и геологии в советской школе. – 1946. – № 3. В книге «Происхождение и строение Земли» (1945) впервые в научно-популярной форме были изложены основные идеи А.Е. Ферсмана и В.И. Вернадского в области геохимии и космохимии. Автор книги о своём учителе академике А.П. Павлове (Алексей Петрович Павлов и его роль в развитии геологии. – М., 1947) и биографических очерков о современниках – геологах В.А. Обручеве, А.Е. Ферсмане, А.Д. Архангельском, А.А. Чернове и др. В 1947 году вышло 2-м изданием книга об учителе: А.П. Павлов и его роль в развитии геологии. – М., 1947. В 1948 году была издана её книга «Жизнь гор». В 1949 году под её руководством было подготовлено пособие для учителей «Геологические экскурсии» (автор Г.Г. Астрова), появляются книги: Как люди узнали, что было на Земле миллион лет назад. – М., 1949; Жизнь города Москвы, 1950; Московское общество испытателей природы и его значение в развитии отечественной науки. – М., 1955.
Заслуги В.А. Варсанофьевой в области науки, просвещения и общественной деятельности были высоко оценены. Она была удостоена званий заслуженный работник науки и культуры Коми АССР (1957) и заслуженный деятель науки РСФСР (1960); награждена орденами Ленина (1953), Трудового Красного Знамени (27.01.1945) и «Знак Почёта» (09.09.1970); медалями «За оборону Москвы» (1944), «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.» (07.05.1946), «В память 800-летия Москвы» (14.12.1948). В 1915 году была удостоена Большой серебряной медали Московского общества любителей естествознания. В декабре 1950 года ей была присуждена золотая медаль А.П. Карпинского – высшая награда за научную деятельность в области геологии. Награждена нагрудным знаком «Отличник народного просвещения РСФСР».
«В неё были многие влюблены. Рассказывают, что, когда она ехала из Москвы в Петербург на какое-либо научное собрание, за ней увязывался целый вагон поклонников, на которых она не обращала ни малейшего внимания, – писал Н. Юшкин. – Недостатков в претендентах на руку Веры Александровны не было. Но она всю жизнь прожила одна. Я как-то с нетактичностью молодости спросил ее, почему она так и не вышла замуж. Вера Александровна без тени смущения или обиды, даже задумавшись, с легкой улыбкой ответила: «Не хотела делить любовь между мужчиной и геологией». Дочери одной из своих коллег, собиравшейся выходить замуж, Варсанофьева как-то сказала: «Вы берете на себя очень большую ответственность, предполагая совместить семейную жизнь с научной работой. Это очень трудно».
Одинокую жизнь Варсанофьевой, не очень-то приспособленной к домашним заботам, в Москве долгие годы поддерживала домработница Ксения Моисеевна, верно служившая еще родителям Веры Александровны – «домоуправительница», «министр финансов и внутренних дел». Она всячески пыталась внести хоть какой-то порядок не только в хозяйственные дела Варсанофьевой, но и в ее рабочий режим, препятствуя ночным бдениям за письменным столом. А ночная работа была для Веры Александровны в порядке вещей. В 1954 году в письме академику В.А. Обручеву (народ знает о нем в основном по фантастическому роману «Земля Санникова») она сообщала о своей работе над книгой об истории МОИП – Московского общества испытателей природы: «Сидела я буквально и дни, и ночи подряд. Десять часов работала, два спала, затем снова 10 или 12 часов работала и снова 2 часа спала».
Кроме работы над книгами и статьями, Варсанофьева редактировала журнал МОИП, делала отзывы на диссертации и рецензии на работы своих коллег, в обязательном порядке отвечала на горы писем, приходивших ей со всей страны. Работоспособность ее поражает! Какая уж тут личная жизнь… «Дорога и ценна дружба и любовь моих геологических детей и друзей, которых я хочу видеть, но есть люди, которым трудно понять, что смысл моей жизни в работе и что мне не надо никакого «отдыха», а надо дать возможность спокойно заниматься своим делом», – писала она на склоне лет из Москвы своему ученику, сыктывкарскому геологу Н. Калашникову.
Летом 1970 года Вера Александровна вышла на пенсию и покинула Сыктывкар, вернувшись Москву. О последних годах ее жизни известно мало. Были они, судя по всему, нерадужными. Уходили из жизни родные и близкие, в квартире поселились чужие люди, начались проблемы со здоровьем.
Скончалась В.А. Варсанофьева 29 июня 1976 года в Москве и была похоронена на Новодевичьем кладбище. В память о Вере Александровне на приполярном Урале, в междуречье Лимбеко и Балбанъю, левых притоков Кожима, есть хребет Малдынырд. Его самая высокая вершина в полтора километра над уровнем моря теперь носит название Гора Варсанофьевой. Сегодня это место популярно у туристов. Мыс на острове Новая Земля и гора в Антарктиде названы её именем. У входа в здание Института геологии Коми научного центра в Сыктывкаре есть мемориальная доска, посвященная Вере Александровне Варсанофьевой.
Источники:
– Учёные МПГУ. Варсанофьева В.А. https://mpgu.su/scientists/varsanofeva-vera-aleksandrovna/
– Варсанофьева В.А. https://letopis.msu.ru/peoples/8197?ysclid=mdbsfqnrf7533585540
– Варсанофьева В.А. https://old.bigenc.ru/geology/text/1900861?ysclid=mdbshe8lti383540731
– Варсанофьева В.А. https://geo.komisc.ru/divisions/old-stager/v-a-varsanofeva?ysclid=mdbsikcg84695022475
– Виртуальный музей Варсанофьевой В.А. https://varsanofeva.ru/
– Евгений Хлыбов. Обручённая с наукой https://ourreg.ru/2020/08/07/obruchennaja-s-naukoj
– В.С. Цыганко. Жизнь, отданная людям // Вестник ИГ Коми НЦ УРАН. – Август 2015
Материал подготовил:
В.Ф. Березин – советник при ректорате, председатель Совета ветеранов МПГУ,
подполковник в отставке, ветеран военной службы и боевых действий.