Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

Алексей Лубков: «Педагогический университет – это пространство для творчества»

Новости МПГУ

Московский педагогический государственный университет (МПГУ) – один из флагманских вузов России. Он славится своей научной школой, гармоничным сочетанием классических традиций и современных решений, участием в масштабных проектах и разработкой уникальных программ. В числе выпускников МПГУ – учителя, педагоги высшей школы, представители научного и творческого сообщества, ученые и исследователи. И каждый из них гордится своим университетом так же, как и его ректор Алексей Лубков, который тоже окончил этот вуз.

Алексей Владимирович, расскажите, пожалуйста, почему вы решили связать свою профессиональную биографию с педагогикой?

На самом деле у меня получилась ситуация, при которой не я выбирал профессию, а она сама выбрала меня. Изначально я планировал стать военным, а в военно-политическом училище, куда собирался поступать, не приняли мои документы, и школьные учителя посоветовали мне идти в педагогический вуз, в котором тоже была военная кафедра. Я успешно сдал экзамены и поступил на исторический факультет Московского государственного педагогического института имени Ленина (МГПИ). Интересно, что ощущение как здорово, что я сюда поступаю, и как бы мне хотелось учиться здесь пришло ко мне во время вступительных экзаменов, когда я впервые вошел в атриум института. Об этом, кстати, писали еще в свое время и выпускники нашего вуза Юрий Визбор и Юрий Ряшенцев. А уже на первой лекции я понял, что выбор сделал правильно.

Учиться было интересно?

Очень! У нас были замечательные преподаватели: Аполлон Григорьевич Кузьмин, Виктор Григорьевич Тюкавкин, Эрнст Михайлович Щагин, Александр Федорович Киселев… Исторический факультет был дружным, очень многое всем нам давало и общение с однокурсниками и со студентами других факультетов. Комсомольская работа, студенческие отряды, макаренковские отряды – ко всем инициативам мы относились максимально творчески.

МГПИ и МПГУ: какие у них общие черты?

Общее – это наши традиции: фундаментальная научная подготовка, уважение к личности каждого педагога и студента, приобщение к наследию университета, неформальное общение и творчество в самом широком смысле слова. Неслучайно именно в МГПИ зародилась авторская песня, которая стала уникальным творческим направлением, объединившим тысячи людей из всех уголков нашей страны. Вообще сообщество нашего института (и университета) – это большая семья. Многие наши выпускники гордятся тем, что они учились именно здесь. И мы, конечно, тоже гордимся ими.

«Верен традициям, открыт инновациям» – так звучит девиз нашего университета.

Поэтому при всем уважении к прошлому мы нацелены и на будущее, работаем в соответствии с задачами, которые сегодня стоят перед нашей страной. МПГУ был и остается вузом, в котором студенты получают не только знания, но и важные практические навыки. И еще одно важное направление нашей работы – это воспитательная деятельность. Учитель должен быть патриотом своей страны и Личностью с большой буквы.

Какие еще качества, по вашему мнению, нужны современному учителю?

Стремление к самосовершенствованию и творческому поиску, уважение к традиционным духовно-нравственным ценностям. Настоящий учитель – это человек, который постоянно развивается, чтобы оставаться интересным детям, коллегам и самому себе.

МПГУ был и остается площадкой для встреч студентов с интересными людьми, причем не только с педагогами.

Да, мы с удовольствием приглашаем к себе интересных людей, общение с которыми может много дать нашим студентам. Очень важной для молодых людей стала встреча с патриархом Кириллом, которая прошла в октябре прошлого года.

Нашими гостями были и финалисты конкурса «Учитель года России» (кстати, в их числе выпускники МПГУ), и актеры Александр Михайлов и Жанна Болотова, и режиссеры Карен Шахназаров, Андрей Кончаловский, Никита Михалков и Андрей Смирнов. На этих встречах речь шла не только о профессиональных проектах, это был открытый диалог, обсуждение актуальных вопросов, связанных с историей и современностью, студенты получили ответы на многие вопросы, которые их волнуют сегодня.

Создание Центра кинопедагогики и медиакультуры в МПГУ – это один из результатов встреч с режиссерами и актерами?

Во многом да. Еще десять лет назад мы общались с Никитой Сергеевичем Михалковым, и он рассказал о том, какую значимую роль в формировании сознания граждан играет кинематограф, и составил список отечественных фильмов, которые важно смотреть гражданам нашей страны. Он предложил изучать эти работы на специальном факультативе, обсуждать их с молодыми людьми, искать параллели с современной жизнью, прослеживать, как формируется драматургия, учиться трактовать художественные образы…

Такие педагогические технологии сегодня очень востребованы, и мы должны вбирать все лучшее, что есть в российской культуре, и делиться этим со студентами.

Неотъемлемая часть жизни студентов педагогических вузов – это практика. Как она организована в МПГУ?

Практика для нас очень важна, и мы даем студентам возможность реализовать себя в разных направлениях. Надо, чтобы ребята не просто были подготовлены в теории, но и чтобы они получили практические навыки, укрепились в своем выборе профессии.

Практика в МПГУ – это и общественная деятельность, и волонтерство, и вожатская работа. Кстати, мы были одними из первых, кто обратился к возрождению вожатского движения, и уже не первый год наши ребята с большим удовольствием и энтузиазмом работают в детских лагерях. МПГУ обеспечивает методическую подготовку этой деятельности на федеральном уровне, в том числе с коллегами из новых регионов.

МПГУ активно сотрудничает с педагогическим сообществом новых регионов. Расскажите, пожалуйста, об этой деятельности.

У нас заключено соглашение с педагогическими вузами Донецкой и Луганской народных республик, Запорожской и Херсонской областей. Мы делаем все для того, чтобы они максимально быстро и комфортно смогли интегрироваться в российское образовательное пространство. Для педагогов организованы программы повышения квалификации – как очные, так и дистанционные, они участвуют в различных мероприятиях, региональных и федеральных проектах. Наши методисты и преподаватели помогают педагогам осваивать российские образовательные стандарты, работать по новым современным учебникам.

Вообще наш университет сотрудничает не только с российскими вузами, но и с образовательными организациями дружественных стран, в том числе Белоруссии и Китая. У нас есть проект в области продвижения русского языка в Сирии. Мы делимся опытом своей работы, смотрим, какие образовательные модели реализуются у наших партнеров, адаптируем интересные решения под наши форматы.

МПГУ – федеральный оператор проекта «Без срока давности», который за короткий срок объединил участников из всех регионов России. С чего начинался этот проект и каким он стал сегодня?

Проект «Без срока давности» изначально был связан с геноцидом советского народа во время Великой Отечественной войны, но впоследствии он расширился, охватил историко-философские вопросы, в том числе проблемы сохранения исторической памяти и исторической правды. Проект вышел за рамки университета и превратился в масштабное движение, охватывающее школьников, студентов вузов и колледжей, и число его участников скоро приблизится к миллиону человек.
Уверен, что участие в нем полезно ребятам всех возрастов!

Вы приняли активное участие в разработке «Ядра педагогического образования». Для чего оно было создано?

Вопрос о необходимости синхронизации подготовки педагогов в вузах впервые был поднят еще в 2021 году. На совещании с ректорами и проректорами педвузов мы обсудили, что многие предметы преподаются по-разному и в разных объемах. Это противоречие было необходимо преодолеть, поскольку в стране должно быть сформировано единое образовательное пространство. По поручению министра просвещения Российской Федерации Сергея Сергеевича Кравцова мы вместе с коллегами из разных вузов занялись созданием «Ядра педагогического образования» – единой основы, где были согласованы модули по разным предметам, синхронизированы по времени и объему. В обсуждении участвовали представители академического и научного сообщества, региональных и федеральных вузов. Сегодня мы с уверенностью можем сказать, что «Ядро педагогического образования» действительно очень важно и нужно: оно способствует развитию суверенной системы образования, это ее дидактическая и фундаментальная основа. При этом самостоятельность университета не теряется, ведь, помимо «ядра», есть некая «оболочка», которая дает возможность реализовать все наработки, которые есть в научной школе вузов. Ведь мы все понимаем, что педагогический университет – это пространство для творчества. Так было и так будет всегда. Мы готовим специалистов будущего с учетом традиционных ценностей и приоритетов нашей страны. Это определяет матрицу подготовки студентов.

Что бы вы пожелали ребятам, которые хотят стать педагогами?

Верьте в себя! И тогда у вас все обязательно получится.

 

Интервью ректора Федеральному порталу “Российское образование”

25 / 01 / 2024

Показать обсуждение