22 мая 2023 года в Зале заседаний Ученого совета Главного корпуса Московского педагогического государственного университета прошел тематический круглый стол «Педагогическое наследие славянских народов», посвященный 200-летию Константина Дмитриевича Ушинского. В цели круглого стола входило представление педагогических теорий и методик, разработанных и внедренных знаменитыми педагогами – представителями славянских народов, а также славистами из других стран, их вклада в мировую педагогику, образование и воспитание.
Выбор тематики и времени проведения круглого стола не случайны. Встреча за круглым столом состоялась в дни, когда в России и других славянских странах вспоминают великих славянских просветителей, создателей азбуки – святых Кирилла и Мефодия. Программой круглого стола были запланированы доклады о великих педагогах России и других славянских стран, выступления коллег из зарубежных Славянских университетов и кафедр русистики, в том числе одного из старейших в славянских странах – Софийского университета. Среди участников были члены Международного педагогического общества в поддержку русского языка, Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Донецкого государственного университета, Славянских университетов Азербайджана, Молдовы и других стран.
Круглый стол – значимое мероприятие Года педагога и наставника, которым по указу Президента Российской Федерации объявлен 2023 год. Важные события этого года объединяют педагогическое сообщество всего постсоветского пространства. Поэтому символично, что Круглый стол организован при поддержке Евразийской ассоциации педагогических университетов, вузом-учредителем которой является МПГУ: представители 20 вузов, представляющих в ассоциации регионы РФ и зарубежные страны, подключились к круглому столу дистанционно. В очном режиме выступления о великих педагогах и их наследии слушали студенты Института филологии и Института социально-гуманитарного образования МПГУ, а также студенты, изучающие русский язык на факультете славянских филологий Софийского университета имени Святого Климента Орхидского. Среди зарегистрировавшихся на круглый стол для дистанционного участия – руководители и кураторы педагогических классов московских образовательных комплексов, а также преподаватели педагогических колледжей.
В приветственном слове к собравшимся первый проректор Московского педагогического государственного университета, академик Российской академии образования, доктор географических наук, профессор Виктор Павлович Дронов отметил, что великие педагоги Константин Ушинский, Антон Макаренко, Януш Корчак – Учителя с большой буквы, наша общая гордость, общее наследие всего славянского и не только мира. На их теориях и практиках строится преподавание во многих современных школах в России и за рубежом.
Более подробно дидактические принципы К.Д. Ушинского в системе школьного образования представил в своем установочном выступлении профессор кафедры педагогики и психологии профессионального образования имени академика РАО В.А. Сластенина Института педагогики и психологии МПГУ, д-р пед. наук, профессор РАО Михаил Анатольевич Гончаров. Он напомнил собравшимся утверждение великого педагога, о том, что школа – место соединения науки и жизни, где правит чувство меры. Докладчик подробно остановился на принципах воспитательно-образовательного процесса, к которым относятся: посильность и доступность, наглядность и своевременность, последовательность и постоянство, твердость усвоения и основательность, самодеятельность обучающегося, отсутствие излишней напряженности и легкости, нравственность и полезность.
Актуальность педагогических идей К.Д. Ушинского для воспитания подрастающего поколения в современных условиях подчеркнула в своем выступлении заведующая кафедрой педагогики Донецкого государственного университета, канд. пед. наук, доцент Галина Леонидовна Кривошеева. Докладчик раскрыла базовые принципы и направления развития педагогической антропологии, начало которой положил Ушинский, особо подчеркнув важность принципа народности в педагогике. Проректор по развитию, зав. кафедрой теологии МПГУ, канд. ист. наук, доцент Василий Вячеславович Страхов также заметил, что в процессе осмысления принципа народности в педагогике, необходимо учитывать, что русская педагогика неразрывно связана с православием.
Идеи великих российских педагогов о воспитании социально созидательной позиции молодежи раскрыла в своем выступлении заведующая кафедрой социальной педагогики и психологии Института педагогики и психологии МПГУ, д-р пед. наук, профессор Нина Васильевна Тамарская. Она вспомнила слова Антона Макаренко о том, что учеба – это «напряженное развлечение», и провела параллель с отношением к учебе современной молодежи – аборигенов цифрового общества. В этом контексте, с точки зрения докладчика, не стоит забывать и другой совет Макаренко – о необходимости изучения педагогами, по аналогии с курсом сопротивления материалов, курса о «сопротивлении ребенку» процессу обучения.
Опыт наставничества в практике Януша Корчака осветила в своем выступлении профессор кафедры психологической антропологии Института детства МПГУ, д-р пед. наук, профессор Ирина Дмитриевна Демакова. Она напомнила о главном принципе великого польского педагога, который заключается в «воспитании разумного воспитателя», а также об интересном его новшестве – открытии специального учебного заведения Бурсы, где детей за денежное довольствие обучали студенты – будущие педагоги.
О традициях преподавания русского языка в Болгарии и современной работе кафедры русского языка Софийского университета рассказала главный ассистент кафедры русского языка Факультета славянских филологий Софийского университета имени святого Климента Охридского Елена Игоревна Меснянкина-Цонева. Отрадно, что русский язык, традиция изучения которого уходит далеко в прошлое Болгарии, и сейчас является вторым после английского по количеству сдававших его в рамках единого государственного экзамена. В Софийском университете сохраняется спрос на бакалаврские и магистерские программы, на которых готовят переводчиков и преподавателей русского языка, а выпускники факультета, как сказала докладчик, востребованы на рынке труда и работают в самых престижных школах Болгарии. Елена поздравила участников с Днем славянской письменности и культуры, который в Болгарии отмечается широко и торжественно.
В ходе открытой дискуссии исполнительный директор Евразийской ассоциации педагогических университетов, д-р пед. наук, профессор, заслуженный учитель РФ Эдуард Михайлович Никитин подчеркнул, что многие коллеги, работающие сегодня в 52 вузах в 8 странах СНГ, ссылаются на опыт педагогического наследия России, в том числе К.Д. Ушинского, а в число мероприятий, регулярно проводимых ассоциацией, входит конкурс «Учимся учить». Закрывая круглый стол, директор Института изящных искусств, канд. пед. наук Андрей Александрович Коновалов пригласил всех присутствующих на открытие аллеи К.Д. Ушинского, которое состоится в МПГУ 26 мая 2023 года.
Организационно-методическое сопровождение круглого стола осуществляли Кафедра ЮНЕСКО «Международное (поликультурное) образование и интеграция мигрантов» и Факультет регионоведения и этнокультурного образования Института социально-гуманитарного образования МПГУ: декан факультета и модератор круглого стола – д-р ист. наук, профессор Елена Александровна Омельченко. Активное участие в подготовке мероприятия принял Институт изящных искусств (в атриуме Главного корпуса развернута выставка работ студентов художественно-графического факультета) и лично его директор Андрей Александрович Коновалов.
Благодарим всех участников и выступающих за отклик на инициативу университета и надеемся, что проведение тематических круглых столов по педагогике будут иметь продолжение – как в Дни славянской письменности и культуры, так и в рамках других значимых для университета событий.
М.А. Кривенькая
Мероприятие проходит в рамках Года педагога и наставника. Входит в план мероприятий Университета, приуроченных к празднованию Года педагога и наставника и 200-летию со дня рождения К.Д. Ушинского.
#ГодПедагогаНаставника
#ГПН_2023