С 5 по 7 декабря на базе Нанкинского университета (Китай) состоялся Международный Форум «Российское образование: наследие и трансформация».
С приветственной речью выступили член административного совета Нанкинского университета Вэнь Юя, секретарь партийного комитета Ляонинского педагогического университета, заместителя председателя руководящего комитета по преподаванию иностранных языков и литератур в высших учебных заведениях при Министерстве образования КНР Лю Хун, советник-посланника, начальник отдела по вопросам образования Посольства КНР в РФ Цао Шихая, заместитель главного редактора Издательства FLTRP Пэн Дунлиня.
В рамках Форума состоялась презентации совместной книги «Российское образование: фундаментальный курс».
В секции «Российское образование: история и современность» приняли участие представители российской науки и высшей школы.
Ольга Юрьевна Васильева, президент РАО, выступила с пленарным докладом «Советское образование в годы Великой Отечественной войны», в котором отметила работу наркома просвещения в тяжелые годы испытаний для нашей страны, уделив особе внимание структурным и содержательным реформам, таким как усиление гуманитарной составляющей, укрепление дисциплины и материально-технической базы, а также поддержка учительских кадров.
Особенности построения воспитательной работы в системе российских школ, направленных на формирование патриотизма, воспитание гармонично развитой личности, приобщение школьников к традиционным духовно-нравственным ценностям были раскрыты Виктором Стефановичем Басюком, вице-президентом РАО, зав. кафедрой психологии развития личности имени академика РАО В.С. Мухиной МПГУ.
Михаил Вадимович Груздев, ректор Ярославского государственного педагогического университета отметил особенности модернизации системы подготовки и постоянного профессионального развития педагогов в условиях современного этапа трансформации российского образования. Центральное внимание было уделено вопросам повышения качества подготовки будущих учителей, обеспечению сохранения уникального характера отечественной образовательной системы и формирования высококвалифицированных кадров, способных отвечать вызовам XXI века.
Екатерина Александровна Балабаева, проректор по учебно-методической работе, поделилась опытом участия Московского педагогического государственного университета в федеральном пилотном проекте по изменению уровней высшего образования, в частности была подробно представлена модель подготовки педагогических кадров в разрезе принципов новой системы. Особо подчеркнуто, что участие Университета в пилотном проекте продолжает системную политику Министерства просвещения по укреплению единства образовательного пространства подготовки педагогических кадров, формированию понимания новой фундаментальности педагогического образования, в основе которого синтез традиций фундаментального университетского образования (сохранение научных школ, аксиологический подход) и экспериментальных форматов, нацеленных на опережающую подготовку учителя, готового к вызовам современной школы.
В рамках Форума большое внимание уделялась анализу накопленного опыта российско-китайского сотрудничества в части подготовки педагогических и научно-педагогических кадров, в частности об этом рассказали Ольга Петровна Осипова, зав. кафедра управления образовательными системами им. Т.И. Шамовой МПГУ и Жанна Витальевна Садовникова, зам. президента РАО.
Форум стал площадкой для подведения итогов работы Годов культуры России и Китая, которые объявлены на 2024–2025 годы президентами двух стран, и отправной точкой в продолжение сотрудничества накануне 2026 года – Года образования в России и Китае.
Учебно-методическое управление



