Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

День открытых дверей

Год защитника отечества. 80 лет Победы

«Актуальные вопросы образования и психолого-педагогического сопровождения обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР)»: Весенняя научная сессия на кафедре олигофренопедагогики и клинических основ дефектологии

Новости МПГУ

17 марта 2025 г. состоялось заседание секции кафедры олигофренопедагогики и клинических основ дефектологии «Актуальные вопросы образования и психолого-педагогического сопровождения обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР)» в рамках Весенней научной сессии. Докладчики распределились по тематическим площадкам, на которых присутствовали преподаватели, аспиранты, студенты 2-4 курсов, обучающиеся по направлению «Олигофренопедагогика» и «Образование и психолого-педагогическое сопровождение лиц с расстройствами аутистического спектра»; студенты 2 курса магистратуры «Специальная педагогика в начальном образовании».

Были заслушаны 10 докладов, связанных с содержанием разработанной кафедрой новой образовательной программы базового высшего образования «Начальное образование. Специальная педагогика (профиль: задержка психического развития)», набор на которую состоится в 2025-2026 учебном году.

Вектор выступлениям задала председатель секции, заведующий кафедрой Никандрова Т.С., которая напомнила о многолетней традиции проведения подобного научного мероприятия. Татьяна Сергеевна отметила ценность подобных научных мероприятий и пожелала всем успехов и продуктивных встреч в дальнейшем.

Доклады научной секции распределились на две группы.

В первую группу вошли сообщения, посвященные высшему дефектологическому образованию.

В докладе Никандровой Т.С. «Проблемы и возможности подготовки специалистов для работы с детьми с задержкой психического развития в системе высшего образования» была проанализирована и сопоставлена структура подготовки учителей-дефектологов, способных к созданию особых условий обучения и воспитания для детей с ЗПР, выявлены общие элементы указанной подготовки. Автор выполнил анализ основных профессиональных образовательных программ, направленных на подготовку учителей-дефектологов, педагогов и психологов к работе с детьми с ЗПР. Доклад расширил представления о зависимости структуры и содержания подготовки кадров для работы с детьми с ЗПР от будущих сфер профессиональной деятельности. Татьяна Сергеевна представила разностороннее описание структуры подготовки психолого-педагогических и дефектологических кадров путем выявления факторов, которые могут воздействовать на организацию оптимальной профильной подготовки. Результаты исследования использовались для проектирования новой образовательной программы базового высшего образования «Начальное образование. Специальная педагогика (профиль: задержка психического развития), содержание которой также было представлено докладчиком.

Уманская Т.М. и Красноперова Н.А. рассказали о практикоориентрованном подходе при изучении дисциплин медико-биологического цикла при подготовке учителей-дефектологов. Исследователи отметили, что эти дисциплины делятся на доклинические и клинические. Доклинические дисциплины выступают фундаментальными для последующего изучения клинических дисциплин. Клинические дисциплины были представлены авторами с учетом направленности новой образовательной программы.

Вторую группу составили доклады, посвященные проблемам изучения, развития, образования и психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ЗПР.

В докладе «Изучение психофизиологических особенностей детей с задержкой психического развития» Дружиловской О.В. было подчеркнуто, что важной особенностью младших школьников является большой индивидуальный разброс темпов развития, достигающий на этом возрастном этапе 1—1,5 года. Наиболее пролонгированный разброс наблюдается у младших школьников с ЗПР. Так как у большинства детей альфа-ритм, обеспечивающий мозговую активность достигает возрастных параметров к 5 – 7 годам, то у детей с ЗПР признаки его становления как показателя созревания нейронного аппарата коры больших полушарий к 7-8 годам не проявляются, характеристика этого ритма соответствует таковой 5-6-летних, что приводит к трудностям в процессе обучения.  К концу младшего школьного возраста, к 9-10 годам, у основной массы детей функциональное состояние стабилизируется, и основные характеристики альфа-ритма остаются постоянными на протяжении учебного года, у детей с ЗПР основной ритм мозга остается функционально незрелым, что затрудняет формирование учебных навыков и адаптивного поведения. Коррекционная работа должна быть направлена на выработку у младших школьников с ЗПР различных условно-рефлекторных реакций и внутреннего тормозного процесса.

Рогачева Т.А. представила в своем сообщении подходы к научному пониманию термина «задержка психического развития», осветила вопросы этиологии, диагностики и дифференциальной диагностики. Особенное внимание автор уделила анализу клинической картины и психопатологическим особенностям детей с задержкой психического развития, указала на их роль в построении коррекционных программ и мероприятий, направленных на повышение качества жизни и уровня социальной адаптации у данной категории детей.

В докладе «Особенности представлений о «Я-образе» у подростков с когнитивными нарушениями» Кузьминой Е.С. и Петлюк Н.Ю. отмечалось, что школьники с когнитивными нарушениями составляют до 20 процентов от общего числа детей, а состав этой группы отличается неоднородностью: ученики различаются по особенностям трудностей в обучении и по проявлениям проблем психического развития. Авторы заметили, что в школьном возрасте у обучающихся с недоразвитием когнитивных процессов успешное овладение образовательными программами определяется произвольностью поведения.

Трудности адаптации к обучению в школе у детей с задержкой психического развития рассмотрела в своем сообщении Исаева Т.Н., которая представила готовность к обучению как многомерную концепцию, обеспечивающую детям не только отдельные знания и навыки, а определенную систему базовых элементов: интеллектуальных, коммуникативных и мотивационных. Докладчик поднял проблему психологической адаптации детей с задержкой психического развития к школе, особенно на начальном этапе. Большинство младших школьников с задержкой психического развития относятся к учению как к игре, не понимают своей ответственности за результаты учебной деятельности, и не осознают себя школьниками. Их самооценка характеризуется недифференцированностью, неустойчивостью. Автор подчеркнула, что помощь детям с задержкой психического развития к адаптации к школе на начальном этапе обучения необходимо рассматривать как последовательно выстроенное психолого-педагогическое воздействие, направленное на: развитие дифференцированности, устойчивости и адекватности самооценки; снижение уровня школьной тревожности; развитие социальных мотивов учения; развитие коммуникативных умений взаимодействия со сверстниками и взрослыми; формирование положительного эмоционального отношения к школе.

В докладе «Духовно-нравственный потенциал музыкального воспитания обучающихся с задержкой психического развития» Евтушенко И.В. отметил, что среди приоритетных негативных характеристик современных общественных взаимоотношений выделяются их неопределенность, отход от базовых духовно-нравственных требований, утрата моральных установок и ценностей. Ведущая роль в формировании положительных качеств личности детей с задержкой психического развития принадлежит коррекционно-развивающему обучению, составной частью которого выступает музыкальное воспитание. Исследователь представил основные требования к определению и реализации содержания музыкального воспитания, способствующего духовно-нравственному совершенствованию личности обучающихся с ЗПР. Результаты исследования, проведенного автором, подтверждают, что отличие влияния музыкального искусства на ребенка с ЗПР от воздействия на него прочих стимулов заключается в том, что оно не только детерминирует необходимые модели поведения, но и оказывает нравственное воздействие, обогащая его духовно.

Доклад Шевыревой Т.В., Соломиной Е.Н., Горскина Б.Б. «Методические аспекты формирования у обучающихся с задержкой психического развития представлений и понятий об окружающем мире» рассматривал изучение предмета «Окружающий мир» школьниками с ЗПР, в процессе которого у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, познавательные интересы и способности, создаются условия для самопознания и саморазвития.  Авторы отметили, что у обучающихся с ЗПР, которым рекомендовано обучение по варианту программы 7.2, мал запас дошкольных знаний и умений, недостаточен практический опыт, даже если они уже неоднократно встречались с теми или иными объектами и явлениями окружающего мира. Учителям необходимо работать над эмоциональной окрашенностью содержания уроков, яркостью и выразительностью иллюстраций и пособий, возможностью видеосопровождения и наличием компьютерных программ, которые можно использовать в качестве дополнения к учебникам. Докладчики предложили включать в уроки практикоориентированные задания и упражнения на установление причинно-следственных связей в окружающем мире; наблюдения в природе (сезонные изменения, поведение животных) по предложенному плану; моделирование цепей питания в природном сообществе и др.

На примере формирования орфографических умений Сизовой А.В. и Тушевой Е.С. был представлен процесс овладения правилами правописания младшими школьниками с ЗПР. Авторы конкретизировали содержание понятий орфографические умения и орфографические действия, обозначили и обосновали трудности обучающихся с ЗПР при выполнении элементарных орфографических упражнений. Докладчики показали, что специфика формирования орфографических умений на первом этапе обучения младших школьников с ЗПР обусловлена педагогическим мастерством учителя, его способностью учитывать возможности обучающихся, методически грамотно выстроить коррекционную работу, в которой слово является предметом изучения и специального анализа.

Проблему разработки диагностического инструментария и технологий психолого-педагогического изучения членов семей, воспитывающих детей с ЗПР на разных возрастных этапах подняла Ткачева В.В. Виктория Валентиновна подчеркнула, что изучение семьи, воспитывающей ребенка с ЗПР, предполагает системный подход, включающий определение как основных целей, задач, принципов изучения семьи ребенка с особыми потребностями, так и направлений ее психологической диагностики. Необходимо выявить причины, препятствующие адекватному развитию ребенка и нарушающие гармоничную внутрисемейную жизнедеятельность. При изучении семей, воспитывающих детей с ЗПР, с помощью метода наблюдения можно оценить эмоционально-личностные особенности детей, а также индивидуально-психологические характеристики их родителей. На основании наблюдаемых личностных реакций, тональности разговора, вибрации (дрожания) голоса и других особенностей, наиболее значимых в повседневном общении, подтверждаются данные о характерологических изменениях личности, поведенческих реакциях, полученные путем использования формализованных методик.

Заседание секции прошло в конструктивной и дружественной обстановке. Слушатели задавали вопросы, вступали в дискуссии с докладчиками, делились собственным опытом, приводили актуальные примеры. Присутствующие отметили высочайший уровень докладов, интересные вопросы и новые векторы, заданные ораторами.

20 / 03 / 2025

Показать обсуждение