Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

День открытых дверей

Год защитника отечества. 80 лет Победы

Развитие традиций работы с классами педагогического профиля на кафедре управления образовательными системами им. Т.И. Шамовой

Кафедра управления образовательными системами им. Т.И. Шамовой

 

 

 

В 1999 году на ФПК и ППРО к Татьяне Ивановне Шамовой обратилась директор московской школы №356 с просьбой порекомендовать представителя МПГУ для работы в созданном впервые в этой школе профильном педагогическом классе.

Татьяна Ивановна поручила эту работу только что принятому на работу специалисту, и этот год стал началом активной деятельности профессора нашей кафедры Натальи Львовны Галеевой в сфере профориентации будущих педагогов. Большинство выпускников этого класса после окончания школы поступили в педагогические ВУЗы, а один из них – Сергей Сергеевич Егоров, не только закончил МПГУ, но сегодня успешно возглавляет эту школу. Вот как отзывались об уроках педагогики учащиеся этого класса:

  • На этом уроке мы учимся, как правильно заниматься. Если научимся, то учеба не будет рутиной, а будет только в удовольствие (Р. Наташа);
  • Все задания я задаю потом дома родителям. Эти уроки удивляют меня (Б. Диана);
  • Педагогика помогает узнать самого себя. Уроки интересные и интригующие (О. Света);
  • Уроки педагогики для меня – это как философия, может, не серьезная, просто задумчивая (Л. Варвара)
  • Больше всего я люблю два предмета: педагогику и физкультуру. Пусть каждый день будет педагогика! (К. Саша);

За четверть века работы в МПГУ Наталья Львовна разработала и реализовала курсы цикла «Педагогика для старшеклассников» в профильных классах нескольких школ Москвы, выпускники которых систематически занимали призовые места на конкурсах, организованных МПГУ для абитуриентов. В октябре 2021 года в рамках Всероссийского педагогического форума «Учитель – Будущее России» на заседании комиссии по сопровождению педагогических классов при Учебно-методическом совете МПГУ она поделилась опытом ведения авторского курса повышения квалификации для преподавателей, ведущих занятия по педагогике в классах психолого-педагогической направленности, рассказала о проблемах, возникающих при нарушении принципов социального управления на этапе введения таких курсов в школах, показала примеры решения этих проблем, показала необходимость разработки инструментария для формирующего оценивания качества работы классов психолого-педагогической направленности, а, следовательно – и для их развития.

В последние годы Наталья Львовна активно участвует в качестве члена методической комиссии и в жюри конкурса «Проект по педагогике», в подготовке и проведении акции «Цитата дня по педагогике», в конкурсе «Педагогический дебют», проводит вебинары для обучающихся в педклассах Москвы и Подмосковья по теме ««Сам себе учитель» – проект для обучающихся в педагогических классах».

Результатом активного сотрудничества профессора Н.Л. Галеевой в начале 20-х годов с педагогами в Лицее МПГУ стало коллективное пособие по критериальному оцениванию образовательных результатов, апробированное в работе с обучающимися Лицея.

Интересен опыт автора по подготовке и проведению обязательных семинаров, круглых столов для учителей – предметников, преподающих в педклассах, ведь по мере осознания школьниками смысла грамотной педагогической деятельности возникают риски сопоставления того, «как должно быть», с тем, «что есть вокруг».

Исследование научно-теоретических основ и многолетний практический опыт по организации становления интереса школьников к профессии «УЧИТЕЛЬ» позволили Наталье Львовне выстроить и успешно апробировать авторскую программу работы с педагогическими классами. Автор кратко называет эту программу «ОТ ПЕДАГОГИКИ – К ОБРАЗОВАНИЮ», утверждая, что наиболее эффективной в работе со школьниками является логика профориентационной работы от процесса учения к ресурсам образовательной среды, сопровождаемая выполнением индивидуальных или коллективных проектов как итогов каждого раздела:

  • Раздел 1. Мой учебный успех (основы матетики).
  • Раздел 2. Профессия – учитель (основы дидактики).
  • Раздел 3. Великие имена (педагогика как наука и практика, как основа становления личности человека).
  • Раздел 4. Образовательные системы района, города, государства (как устроены эти системы, где себя может найти обучающийся в будущем с учетом феномена транспрофессионализма современной педагогической деятельности как маркетинговой стратегии профориентации).

 

Практика показала, что такая логика погружения помогает ученикам осознать собственные мотивы выбора этой профессии и спроектировать на их основании успешный выбор будущей деятельности.

Ежегодно растет внимание руководства МПГУ к профориентационной работе сотрудников, к поиску новых, современных форм и видов взаимодействия нашего университета со школами, и в первую очередь, для обеспечения роста количества выпускников школ, сознательно выбравших такую сложную и самую прекрасную профессию – УЧИТЕЛЬ. Кафедра УОС им. Т.И. Шамовой продолжает развивать и совершенствовать традиции профориентационной работы со школами, готовит молодых специалистов к участию в этой работе, бережно сохраняя и приумножая накопленный опыт.

 

Зав. каф. УОС им. Т.И. Шамовой

Ольга Петровна Осипова

 

 

 

 

 

 

 

04 / 06 / 2025

Показать обсуждение