Продолжается реализация проекта каф. УОС им. Т.И. Шамовой «Педагогическая мастерская проф. Н.Л. Галеевой «Управление качеством образовательного процесса в системе «учитель-ученик»». 14 мая состоялась очередная встреча участников Педмастерской, где обсуждались проблемы формирования навыков и умений, обеспечивающих практическое использование предметных знаний.
Открыла встречу Жанна Николаевна Чарнецкая, педагог-организатор ГБОУ города Москвы «Школа № 1234», кандидат педагогических наук, которая рассказала о региональных и муниципальных ресурсах развития функциональной грамотности школьников. Слушатели с большим интересом познакомились с опытом московской школы, в активе которой большое количество направлений воспитательной и образовательной деятельности обеспечивается конструктивными связями с социальными партнерами, среди которых Экспертно-консультативный совет родительской общественности при Департаменте образования и науки города Москвы, библиотеки и театры, музеи и храмы города. Жанна Николаевна поделилась актуальными ссылками на подобные ресурсы, которые могут стать опорой для формирования функциональной грамотности и в урочной, и во внеурочной деятельности.
Эффективными способами развития таких аспектов как читательская грамотность и критическое мышление поделились педагоги ГБОУ г. Москвы «Школа № 2009».
Ольга Ильинична Павлова, учитель французского языка, методист школы, кандидат педагогических наук, рассказала о том, какие основные сложности демонстрируют учащиеся при работе с иноязычным текстом, уточнила какие навыки смыслового чтения входят в структуру всех универсальных учебных действий, с помощью каких приемов она обеспечивает формирование читательской грамотности учащихся на уроках французского языка на всех этапах работы с текстом. Ольга Васильевна Симченко, учитель английского и французского языков ГБОУ г. Москвы «Школа № 2009» рассказала о том, как успешно развивать критическое мышление учащихся на уроках английского языка. Ольга Васильевна описала основные барьеры и помехи в процессе становления и развития критического мышления, описала два пути его развития – эксплицитный и имплицитный, описала педагогические подходы к формированию критического мышления, привела примеры конкретных приемов его развития на своих уроках.
Учитель начальных классов Английской игровой школы МШЗД, кандидат педагогических наук Татьяна Сергеевна Дегтярева в своем выступлении познакомила участников с приемами развития критического мышления на уроках литературного чтения: как приемы текстографики эффективно работают на материале произведений о Великой Отечественной Войне, какой интерес вызывают у детей задания с использованием «Дерева предсказаний», игрового приема «Волшебная шляпа Муми-тролля» и других.
Школы России на этой встрече представили педагоги школ двух городов. От города Энгельс Саратовской области выступила Мария Александровна, учитель начальных классов МОУ “СОШ N5 имени В. Хомяковой, Почётный работник сферы образования РФ, которая рассказала об эффективных приемах формирования читательской грамотности на уроках в 1 классе, о развитии во 2-4 классах математической и естественно-научной составляющих функциональной грамотности.
О работе с детьми в начальных классах продолжили разговор учителя МБОУ СОШ с УИОП № 51 г. Кирова. Оба учителя – представители молодого поколения, чей стаж работы в школе на более 3 лет. Анна Владимировна Урванцева представила результаты развития критического мышления младших школьников посредством использования приемов «Кубик Блума» и «Шестиугольное обучение», описала дидактический потенциал этих приемов, рассказала, как позитивно реагируют дети на применение этих приемов. А её коллега Алина Александровна Лисоколенко не только рассказала об особенностях применения приема «кроссенс» в начальной школе как эффективном способе развития аналитических умений, но и продемонстрировала его возможности на практике, обучая всех присутствующих использованию этого приема.
Как всегда, в чате участники активно обсуждали увиденное, задавали вопросы и благодарили выступающих, высоко оценивая их опыт:
– Спасибо уважаемые коллеги! Отличный опыт! Спасибо, Наталья Львовна! Полезно, интересно! Н. Игумнов, г. Киров.
– Спасибо большое – очень познавательно, задания полезны не только детям, но и взрослым. И. Кавка, магистрант КУОС им. Т.И. Шамовой ИСГО МПГУ.
– Грандиозная работа!!! (о выступлении Ж.Н. Чарнецкой). О.В. Тарантина
– Благодарю всех за теоретический материал. Это имеет большое значение для практической работы. Е.Б. Машина
– Спасибо огромное за предоставленную возможность профессионального общения с коллегами, которые готовы делиться своим опытом, наработками. Это очень важно. Не на всех курсах можно столько узнать, очень много полезной информации. которую реально можно использовать в своей практике! О.И. Павлова
Все присутствующие, как всегда, сошлись во мнении, что встреча была конструктивной и полезной, позволяющей всё услышанное попробовать в своей работе. Участники напомнили, что ждут «второй том» электронного сборника с выступлениями 2004-2005 года.
Материалы встречи: презентации, запись, выложены по ссылке https://disk.yandex.ru/d/R1wmThAyJHxD8A
и в чате Педмастерской https://t.me/+Cpgsx_Qd65EzZGY6.
Зав. каф. УОС им. Т.И. Шамовой